От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 05.02.2005 18:52:27 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

Как навязать то, что не приемлет никто (*+)

http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg022005/Polosy/art4_1.htm

НЕРВ

Обольстители
Как навязать то, что не приемлет никто
Людмила МАЗУРОВА

Пока одни члены правительства работают над ошибками монетизации, другие готовят подарок внукам льготников. Грядёт очередная реформа
образования. Количество платных образовательных услуг увеличится, а финансируемых из бюджетов уменьшится. Около трёх тысяч учебных
заведений будет передано с федерального уровня на региональный и местный. На тот самый, что не справился с монетизацией.
Семь школ Российской академии образования уже перешли в ведение субъектов Федерации с 1 января. В результате, как написала в
редакцию директор школы < 204 им. Горького Галина Клименко, их теперь не хочет финансировать никто.
Что делать оставшимся без зарплаты педагогам? Тоже перекрывать дороги?
Как интересно у нас всё происходит. Поднимается проблема, с наличием которой абсолютно все согласны. А далее - путь её решения,
который одобряют лишь его разработчики. И чтобы ни кричали противники, или, как их теперь называют, провокаторы, караван идёт. Так
было с монетизацией. Так пока обстоят дела и с принятыми правительством в декабре новыми направлениями развития образования. На
парламентских слушаниях, прошедших в конце прошлого года, образовательное сообщество и общественность подвергли эти самые
направления такой критике, что, казалось бы, Министерство образования и науки должно было тут же сесть за их доработку. Но нет.
<Направления> уже обрели вид поправок в законы - и уже в Минюсте.
На прошлой неделе разработанный министерством проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в законы <Об образовании>
и <О высшем и послевузовском профессиональном образовании> рассматривался на заседании общественного совета при Комитете Госдумы по
образованию и науке. В повестке дня было два вопроса: установление двух уровней высшего образования и дополнительное
профессиональное образование.
Началось всё с конфуза. Одни члены совета обсуждали последний вариант поправок, другие - предыдущий, а третьи - и вовсе те
изменения, которые были внесены ещё полгода назад и уже давно действуют. В розданных материалах последнего варианта не оказалось.
Разобравшись с тем, что всё же обсуждают, приступили к самому обсуждению. С идеей введения бакалавриата и магистратуры уже не
спорили. Так что теперь вузы будут готовить бакалавров (четыре года обучения), специалистов (пять лет) и магистров (шесть лет). То
есть абитуриент сначала поступает на первый уровень, а затем, получив степень бакалавра, снова участвует в конкурсе для обучения по
программам магистратуры или подготовки специалиста.
Вопрос, сможет ли специалист, доучившись ещё год, стать магистром, поставил Минобрнауки в тупик. Представитель министерства
посчитал, что это уже будет второе образование, а оно у нас, как известно, платное. Все заспорили, а потом сами же себя и осадили:
чего копья ломать, ясно же, что и магистратура, что бы мы здесь ни написали, будет платной.
По действующему сейчас закону за счёт федерального бюджета в вузах в течение пяти лет обучаются 170 студентов на каждые десять тысяч
населения. Что будет, когда подготовка увеличится на год? Ответ повис в воздухе. Так же как и вопрос об отсрочке от армии. Сейчас
для студентов действуют два вида отсрочек - на время получения высшего образования и на период учёбы в аспирантуре. Теперь, похоже,
понадобится третья. На первый уровень - бакалавриат, на второй - магистратура и на третий - аспирантура. Согласится ли с этим
Минобороны? По прогнозам демографов, к 2008 году число мужчин призывного возраста снизится как минимум вдвое. Кто же будет служить?
Поручив эти вопросы доработать, взялись за изменения в системе дополнительного образования. И тут новый конфуз. Свои поправки
Минобрнауки внесло в Минюст и представило на рассмотрение общественного совета, даже не посоветовавшись с другими заинтересованными
ведомствами. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки получила их накануне, а Федеральное агентство по образованию
и в глаза не видело.
Члены общественного совета попытались было всё же поправки обсудить, но, споткнувшись на первом же параграфе, решили их не
рассматривать вообще. Судя по предлагаемым изменениям, государство из дополнительного образования хочет уйти вообще. А
дополнительное образование - это не только курсы бухгалтеров. Это детские сады, музыкальные школы, центры детского творчества,
институты повышения квалификации и так далее. Кто сегодня доверит себя хирургу, повысившему квалификацию в ООО?
Выступая в декабре на парламентских слушаниях, один из разработчиков концепции модернизации, ректор Высшей школы экономики Ярослав
Кузьминов назвал бесплатность образования бесстыжим обманом населения. 91% родителей, сказал он, так или иначе платит школе. За
охрану, ремонт, факультативы и т.д. Большинство абитуриентов прошло через платные подготовительные курсы, а 55% первокурсников
учатся на договорной основе.
Всё так. И, наверное, честнее было бы действительно за всё платить. Вот только где деньги, Зин? Более половины работников
образования получают менее 3000 рублей в месяц. Как наскрести учителю на обучение своих собственных детей? А врачу?
Мы уже не единожды брали чужой, веками складывающийся опыт и пересаживали его на свою почву. Вырастали сорняки. Вот сейчас хотим в
одночасье сформировать рынок образовательных услуг. Но он ведь и так формируется. Частные детские сады есть. Частные школы есть.
Частных университетов и академий уже десятки, а их филиалов - сотни. Ну и прекрасно. Пусть и развиваются параллельно, конкурируют,
заставляют шевелиться государственные вузы.
Мало курсов повышения квалификации? Полноте. Дело не в количестве и дефиците. Дело в цене. Мой электронный почтовый ящик завален
предложениями поучиться. Зовут даже в туманный Альбион. Трёхдневный семинар там стоит всего-то 3 тысячи евро. Эка мелочь. Вот посижу
пару лет на хлебе и воде и поеду: