От Кудинов Игорь Ответить на сообщение
К Администрация (Дмитрий Кропотов)
Дата 07.02.2005 14:08:58 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Россия-СССР; Версия для печати

к восстановлению "солидарных структур"

тут попалась инфа, что наместник Сретенского монастыря прикупил квартирку н Сретенке, скромненько так - этаж в домике, соседствуя с блатным певцом и прочим бомондом - заюыдиЮ забыли уроки русских револиций. Ну, пусть себе подбрасывют дровишек под котел, в котором обустроились.
---------------------------------------------------

http://www.compromat.ru/main/rpc/tihon1.htm
Лубянки в Кремль

Оригинал этого материала
© "Московские новости", 23.01.2004, "В тени первого лица"

Александр Солдатов

Фото К. КалинниковаТри года назад "МН" "открыли" широкой светской общественности имя архимандрита Тихона (Шевкунова) - молодого и энергичного наместника московского Сретенского, что на Большой Лубянке, монастыря (см. "Пастырь с Лубянки", N 35, 2000 г.). Отец Тихон прославился после того, как кем-то - возможно, им самим - была вброшена в прессу сенсационная информация: у нового Президента России есть духовник.

За прошедшие годы "лубянский архимандрит" - или, если угодно, "кремлевский духовник" - изрядно прибавил в весе. У него появились новые духовные чада, подопечная "православно-патриотическая" фракция в Госдуме, он предпринял несколько успешных церковно-политических и экономических акций. Влияние этого батюшки простирается далеко за стены Сретенского монастыря, более того - оно выходит и за ограду Русской православной церкви (РПЦ). Отец Тихон олицетворяет новый "центр влияния" в российской политике - духовно-идеологический. В опоре на этот центр нуждаются не только президент и окружающие его "силовики", но и представители "патриотически ориентированного" (а другого скоро, видимо, не останется) бизнеса, и публичные политики "парламентского типа".
Методы

Однако не один о. Тихон почувствовал этот социальный заказ. На том же поле и с той же паствой в минувшем году стал активно работать митрополит Кирилл (Гундяев), председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС МП), сосредоточивший в своих руках контроль над всеми ключевыми административными постами в РПЦ. Несмотря на то, что политическая логика диктует возникновение некоторой борьбы и конкуренции между о. Тихоном и митрополитом Кириллом, говорить об их открытом противостоянии пока рано. Во-первых, наместник и митрополит находятся в разных "весовых категориях", занимают разное иерархическое положение в Церкви. Во-вторых, у них разные методы работы: митрополит Кирилл прямо использует административные рычаги, имеющиеся в его распоряжении, а о. Тихон предпочитает действовать именно как духовник, серый кардинал, который всегда решает вопросы с помощью задушевных пастырских бесед, а не начальственного окрика или базарного торга. Наконец, в-третьих, эти церковные деятели принадлежат к разным церковно-политическим "школам". Митрополит Кирилл - самый яркий ученик митрополита Никодима (Ротова), пытавшегося еще в 1960-70-е гг. говорить с властью на равных и загонять ее в тупик, добиваясь тех или иных преференций для Церкви. Отец Тихон - последовательный традиционалист-государственник, который в идеале не имел бы ничего против, если бы главой Церкви и ее "крайним судьей" вновь стал государь-император. Поэтому если митрополит Кирилл порой пытается давить на власть и ставить ей условия от имени Церкви, то о. Тихон говорит с властью "снизу вверх". Нетрудно догадаться, какой из этих подходов окажется более успешным "в среднесрочной перспективе".

А пока медленно, но верно о. Тихон отбирает хлеб у митрополита Кирилла. Самым успешным внешнеполитическим проектом РПЦ минувшего года стал объединительный процесс с Русской зарубежной церковью (РПЦЗ). А ведь внешняя церковная политика - сфера прямой ответственности ОВЦС МП! Пока грозный митрополит договаривался с дипломатами и "силовиками" об изгнании "зарубежников" из очередного монастыря или храма, о. Тихон установил неформальный сердечный контакт с иерархами РПЦЗ, побывал на заседании их Синода и, наконец, привез на встречу с ними в Нью-Йорк самого президента России. Тронутые таким небывалым вниманием "зарубежники" растаяли, и то, что не мог отобрать у них своими силовыми методами митрополит Кирилл, решили сами преподнести в дар "Матери-Церкви", заявив о грядущем объединении с ней. Так о. Тихон развязал узел, который Русская Церковь не могла разрубить несколько десятилетий.

Отец Тихон имел успех и в сфере внутренней политики. В 2000 - 2001 гг., когда православная общественность не на жизнь, а на смерть встала против института ИНН, считая его чуть ли не "печатью антихриста", о. Тихон взялся "разрулить" казавшуюся тупиковой ситуацию. Для этого он использовал авторитет архимандрита Иоанна (Крестьянкина) - старца Псково-Печорского монастыря, которого о. Тихон знал почти с детства. Сначала о. Иоанн вкупе с другими чтимыми "всероссийскими старцами" (таковых в РПЦ всего 3 - 4 человека) дал понять, что ИНН опасны для души и их ни в коем случае нельзя принимать. Злые языки утверждают, что это заявление, вызвавшее истерику в Церкви, о. Иоанн также сделал с подачи о. Тихона. Потом, когда истерика была в самом разгаре, о. Тихон вновь отправился к печорскому старцу и уговорил его сделать заявление о безопасности ИНН, которое даже было записано на видеопленку и широко распространялось в православных кругах.

Весьма примечательно участие Владимира Путина в обоих политических предприятиях о. Тихона. Трудно не поверить слухам о "духовничестве", видя, как о. Тихон везет президента к старцу Иоанну (Крестьянкину), потом сопровождает его в поездках по монастырям севера России, потом устраивает его встречу с иерархами РПЦЗ... В современной РПЦ сложилась традиция - настоятель обязательно должен познакомиться с руководителями наиболее влиятельных организаций, базирующихся на территории его прихода. Вероятно, в силу этой традиции и состоялось в конце 90-х знакомство "лубянского архимандрита" Шевкунова со вновь назначенным "начальником Лубянки" Путиным, питающим симпатию к православию. Вообще новой генерации чекистов свойственно особо трепетное отношение к вере и Церкви - то ли потому, что они действительно часто рискуют жизнью, то ли нуждаются в некоем моральном оправдании своих этически небезупречных "служебных обязанностей", то ли мода у них такая, в подражание начальству... Как бы то ни было, о. Тихону явно повезло: среди его паствы оказалось множество влиятельных людей, предпочитающих оказывать влияние так же тихо и незаметно, как делает это сам архимандрит.
Убеждения

Политические взгляды о. Тихона сложились в период его обращения к вере, когда в 70-е гг. он учился во ВГИКе. В те годы приход к вере в среде богемной интеллигенции не мог не сопровождаться протестом против "совка". В отличие от светских диссидентов, новообращенные православные искали альтернативу "совку" не на демократическом Западе, а в собственной, отечественной истории. Георгий Шевкунов (так звали о. Тихона в миру) стал убежденным патриотом и монархистом, но наряду с этим он принял и тот путь, которым пошла РПЦ в советские годы. Путь этот известен как "сергианство" - в честь первого "советского" Патриарха Сергия (Страгородского), легализовавшего церковную структуру в обмен на клятву безоговорочной "лояльности" советской власти. Скорее всего, доктрину "сергианства" Георгий принял потому, что был очарован и потрясен духовной атмосферой немногих уцелевших в СССР монастырей - прежде всего Псково-Печорского - и старцев, к которым ездил взыскующий благочестия юноша.

Впрочем, свой взгляд на "сергианство" о. Тихон все же вынужден был слегка скорректировать - в рамках проекта объединения с РПЦЗ, где это явление и само имя Патриарха Сергия до сих пор вызывают жуткую аллергию (долгое время "сергианство" было единственным каноническим объяснением самостоятельности РПЦЗ). Корректировка эта, однако, коснулась не отношения к "сергианству" по существу, а лишь внешней риторики, употребляемой о. Тихоном при рассуждениях на эту "неудобную" тему. Так, выступая на Всезарубежном пастырском совещании РПЦЗ в декабре минувшего года в США, о. Тихон призвал к "трезвости" при оценке церковной истории ХХ века. Нетрезвость, по его мнению, в равной степени присутствует и в огульном отрицании "сергианства", и в попытках провозгласить Патриарха Сергия святым, считая его путь "единственно верным". Но накануне объединительного процесса с РПЦЗ - словно назло - под грифом издательства Сретенского монастыря в Москве вышел толстый фолиант "Страж дома Господня", посвященный "исповедническому пути" Патриарха Сергия и провозглашающий его святым. Отцу Тихону пришлось всячески открещиваться от этого издания, но оно тем не менее несколько подорвало его репутацию среди "зарубежников".
Опора

Политической опорой архимандрита Тихона является блок "Родина", в составе которого в Госдуму прошли ближайшие соратники архимандрита - главный редактор холдинга "Русский дом" Александр Крутов и генерал КГБ в отставке Николай Леонов. Политическая программа блока в точности отражает взгляды "лубянского архимандрита". О. Тихон рассчитывает, что с помощью "своих" депутатов в Думе удастся укрепить правовой статус РПЦ, создать более благоприятные условия для коммерческой деятельности церковных структур, насадить православное просвещение в школах. Архимандрит активно поддерживает законодательную инициативу Сергея Глазьева, предложившего закрепить законом "особый статус" РПЦ. "Все у нас имеют свой кодекс: политики, уголовники, исполнительная, судебная власть, - сказал как-то в стенах Думы о. Тихон. - Только Церковь не имеет кодекса, по которому ей жить". Архимандрит уже сейчас торопится достичь своего политического идеала: на своем сайте он как-то назвал режим Путина "русской православной монархией". Может, не так уж и далеко от истины?
Деяния и планы

Нынешняя деятельность о. Тихона не сводится к пастырству и церковной политике. В его непосредственном ведении состоит крупнейшее издательство РПЦ, наиболее посещаемый православный интернет-ресурс "Православие.Ру", духовная семинария, обширное хозяйство в Рязанской области, детский приют и много чего еще. От громких финансовых афер о. Тихон воздерживается, но с "православно ориентированными" бизнесменами работает активно. Самый известный пример такого рода - его многолетнее сотрудничество с президентом "Промстройбанка" Сергеем Пугачевым, запретившим через суд называть себя "православным олигархом" [Пугачев- президент "Межпромбанка- прим. К.Ру]. Говорят, именно он подарил своему духовнику бронированный "Ауди", на котором о. Тихон ездит с Лубянки в Кремль. Наместник Сретенского монастыря умеет грамотно "раскручивать" предпринимателей. Вот как описывает его беседу с одним из них корреспондент "Деловой хроники", явившийся к о. Тихону под видом референта крупного бизнесмена: "На извещение, что сумма (пожертвования. - "МН") может составить от 50 тысяч долларов, отец Тихон ответил, что это крупный взнос для их обители, и назвал стоимость одного из хозяйственных проектов монастыря - 100 тысяч долларов на ближайшие полгода. Речь шла о покупке оборудования для молокозавода".

Хозяйство Сретенского монастыря в Рязанской области, которое, собственно, и нуждается в молокозаводе, удостоилось в прошлом году премии "Аграрная элита России" имени П.А. Столыпина в номинации "Эффективный собственник земли". Разумеется, о. Тихон - один из самых активных сторонников безвозмездной передачи в собственность РПЦ земель сельскохозяйственного назначения. Будучи предпринимателем-патриотом, он делает особую ставку на развитие сельского хозяйства, чтобы прекратилась опасная зависимость России от импорта продовольствия...

***

Так сложилось, что жизнь о. Тихона в Сретенском монастыре постоянно сопровождается скандалами. Скандальным было его водворение в обители, сопровождавшееся изгнанием из нее модернистской общины о. Георгия Кочеткова. (Кстати, "сретенцы" продолжали преследовать "кочетковцев" до конца, поучаствовав в их изгнании из другого храма - Успенского в Печатниках - и в запрещении о. Георгия в служении.) Новый скандал разгорается и в эти дни. Монастырь задумал выселять со своей территории спецшколу с углубленным изучением французского языка, которая стоит на этом месте 50 лет. Школа еще сопротивляется, но ее судьба, скорее всего, предрешена. Власти сейчас нужнее православная идеология, нежели французский язык.