|
От
|
Георгий
|
|
К
|
Георгий
|
|
Дата
|
12.01.2005 00:56:03
|
|
Рубрики
|
Прочее;
|
|
Начало второй части. Тезисы концепции авторов книги (/+)
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. КОНСЕРВАТОР УЛЬЯНОВ
Что ж - о революционности Романовых сказано, кажется, достаточно. Пора поговорить и о консерватизме Ульянова-Ленина. Опираясь на
материал первой части, можно уже сказать конкретнее о том, в каком смысле мы говорим о консерватизме Ульянова-Ленина.
Поскольку политические страсти вокруг личности последнего до сих-пор не утихли, мы будем, анализируя его деятельность, опираться на
факты широкоизвестные и мало кем оспариваемые. Дополняя их некоторыми другими, оживляющими общую картину, но не вносящими в нее
существенных корректив.
Начнем с тезисного изложения нашей концепции.
Тезис первый - произошедшая во второй половине XVIII в. в России революция, которую мы называем екатерининской, качественно ничем не
отличалась от западноевропейских буржуазных революций Нового Времени. Класс предпринимателей, бывший активным меньшинством,
совершившим эту революцию (ставший ее гегемоном), юридически и культурологически предстает на страницах истории как <благородное
дворянское сословие>. Важнейшим юридическим фактором экономического господства этой категории предпринимателей было право владеть
крепостными. Сопровождавшее эту революцию и создавшее для нее экономические предпосылки усиление крепостного права объективно было
явлением не регрессивным, а прогрессивным. Оно может быть поставлено в один ряд с плантационным рабством, использованием детского
труда и некоторыми другими оталкивающими с моральной точки зрения явлениями, сопровождавшими генезис западного капитализма.
Тезис второй - екатерининская революция от современных ей западных буржуазных революций отличалась степенью разрыва между дворянским
активным меньшинством, обладавшим чрезвычайно высоким по меркам того времени объемом человеческих прав, и низведенным до рабского
положения большинством. Соответственно, все прогрессивные преобразования екатериниского режима сориентированы были почти
исключительно на дворянское активное меньшинство нации. К концу XVIII в. такая ориентация стала уже одной из традиций российской
государственности. На этом основании мы утверждаем, что политический курс, ориентированный почти исключительно на активное
меньшинство нации, для России должен быть признан традиционалистским, другими словами - консервативным.
Тезис третий - на рубеже XVIII-XIX вв. представителями династии Романовых была начата революция, которую мы называем популистской.
Содержание ее сводилось к попытке уменьшения разрыва между активным меньшинством нации и ее большинством путем уменьшения прав (в
основном - реальных политических прав) меньшинства.
Тезис четвертый - именно развитие тенденций популистской революции XIX в. привело в феврале 1917 года к гибели монархии и краху всей
системы российской государственности.
Тезис пятый - пришедшим к власти в результате грандиозной социальной катастрофы большевикам достались в наследство широкомасштабные
последствия популистской революции XIX в., которые им приходилось учитывать в своей политике. Позитивный же компонент деятельности
Ульянова-Ленина и большевиков связан с использованием многих существенных элементов екатерининской модели, что дает основание
говорить о традиционалистских, консервативных аспектах этой деятельности.
Тезис шестой - слабым местом екатерининской революции было отсутствие на тот исторический момент в России такой эффективной формы
организации активного меньшинства нации, каким на Западе был капиталистический город. Это обстоятельство мешало распространении! на
большинство нации тех прав и свобод, которыми обладало ее активное меньшинство. Городская цивилизация в России набирает силу только
на рубеже XIX-XX вв. - как форма организации активного меньшинства нации, со временем, и только к концу двадцатого столетия, эта
форма жизненной организации распространяется на значительное большинство россиян.
Тезис седьмой - консервативный аспект деятельности Ульянова-Ленина, выразившийся в опоре на активное меньшинство, имел историческую
перспективу в связи с прогрессорской функцией большевиков, защищавших и внедрявших городские жизненные формы западной городской
цивилизации.
Выдвинув эти тезисы, перейдем к их конкретизации. Использование такими разными российскими политиками как Екатерина Великая и
Ульянов-Ленин сходных моделей может быть объяснено лишь наличием для этого неких объективных причин. Мы выделяем две группы таких
причин: 1) геополитические, 2) культурологические, цивилизационные. Первые связаны с географическим положением России на одном из
важнейших мировых перекрестков. Вторые - с тем, что и Екатерина Великая и Ульянов-Ленин действовали в преддверии двух величайших
революций в истории человечества - машинной конца восемнадцатого века и научно-технической второй половины века двадцатого.
Об этом - две главы второй части нашей книги.
<...>