От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 22.07.2004 20:42:10 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

(важно!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!) "Большинство населения России не осознает простую истину: стираешь с порошком - значит, уже не бед

http://regionforum.ru/section/techn/materials/11/print

Форум Стратегии регионального развития
--------------------------------------------------------------------------------
Информационные стратегии борьбы с бедностью
Дата: 10:38 25.06.2004
Автор: группа авторов под руководством Леонида Сухотерина

Настоящий Доклад адресован участникам Четвертого Приволжского Форума <Стратегии регионального развития> (Киров, 1-2 июля 2004 года)
и имеет целью привлечение внимания к информационным аспектам проблемы бедности, а также обоснование необходимости и срочности
разработки и реализации единой долгосрочной государственной информационной кампании в поддержку стратегии борьбы с бедностью.
В рамках подготовки к Форуму был проведен ряд семинаров и деловых игр, по итогам которых московские эксперты пришли к выводу, что
бедность является самоощущением для большинства населения Кировской области.[1] В то же время, было констатировано, что
<малообеспеченных в бедных регионах меньше, чем в богатых... Это связано с потребностью человека сравнивать уровень своей жизни с
уровнем жизни других>.[2]
Несомненно, социально-психологические проблемы бедности займут важное место в дискуссиях на Форуме. Поэтому важно рассмотреть и
такой их аспект, как наличие штампов и стереотипов массового сознания, сформированных посредством информационного воздействия на
индивидуально и общественное сознание через СМИ, а также установок восприятия, существенно влияющих на интерпретацию новых
информационных сообщений. Важно также использовать потенциал СМИ для целенаправленного формирования новых убеждений и новых
установок, способствующих вовлечению россиян в реализацию региональных стратегий преодоления бедности.
Доклад подготовлен группой авторов под руководством Председателя Исполнительного комитета по подготовке и проведению IV Приволжского
форума <Стратегии регионального развития>, исполнительного директора ОАО <Кировэнерго> Л.Я. Сухотерина.
При подготовке доклада проведен опрос 18 экспертов.
====================================
I. Представления о бедности как проявление информационной асимметрии

1. Существование стереотипов массового сознания, связанных с бедностью

Хорошо известно, что реальный мир и образ этого мира, складывающийся в нашем сознании, отличаются, причем порой это различие
существенно. Абстрактные понятия, служащие посредниками в процессе отражения реальности в индивидуальном сознании человека и
массовом сознании людей, могут порой наполняться неким собственным содержанием, которое так или иначе вступает в противоречие с
содержанием процессов и явлений, познание которых некогда и привело к возникновению понятия.
Поэтому, оперируя теми или иными абстрактными понятиями, важно изначально подвергнуть критическому анализу сами эти понятия. То
есть, во-первых, установить современное содержание понятия и его динамику, во-вторых, определить степень соответствия содержания
понятия той реальности, которая познается с использованием этого понятия, и, в-третьих, попытаться привести содержание понятия в
соответствие с реальностью, а если это не возможно, то оговорить условность использования понятия в том или ином контексте.
Эта полезная и важная работа кажется сложной только в теории, только в наиболее обобщенном виде. На практике же каждый из нас
постоянно критически анализирует те или иные понятия. Так, услышав вопрос, есть ли в офисе ксерокс, и зная, что в этом офисе есть
копировальный аппарат Canon, мы отвечаем положительно. Потому что знаем, что, хотя изначально понятие Xerox означало конкретную
марку, теперь этим словом обозначают любой копировальный аппарат, работающий на тех же принципах - так мы устанавливаем современное
содержание понятия и его динамику, то есть направление развития. Мы также можем рассудить, что понятие не соответствует реальности,
поскольку монополия Xerox на российском рынке подорвана, и было бы правильнее спрашивать, есть ли в офисе копировальный аппарат.
Однако употребление слова <ксерокс> в смысле <копировальный аппарат> вошло в практику большинства людей, и вряд ли нам удастся
переучить всех. Поэтому придется употреблять в данном и схожих контекстах слово <ксерокс> в принятом большинством значении, хотя
всегда есть возможность поворчать на спрашивающего, указав ему на неправильное употребление слова.
Нечто подобное происходит и с понятием "бедность". Правда, в случае с бедностью ситуация осложняется тем, что это понятие, как и
многие другие понятия, описывающие социальное положение конкретного человека, часто воспринимается эмоционально, небезразлично. И,
будучи обозначением негативного явления, понятие "бедность", употребляемое неадекватно, способно взывать не обоснованные
отрицательные эмоции со всеми вытекающими последствиями.
Другая сложность, связанная с эмоционально воспринимаемыми понятиями, - это формирование на их основе убеждений. Убеждения,
понимаемые как эмоционально пережитые умозаключения, являются наиболее устойчивыми формами стереотипов индивидуального и массового
сознания. Эти стереотипы нельзя разрушить исключительно логикой, поскольку в их формировании и поддержании помимо рационального,
сознательного, рассудочного задействовано иррациональное, бессознательное, эмоциональное. Следовательно, чтобы кого-то в чем-то
переубедить, надо сделать так, чтобы переубеждаемый пришел к логическому выводу в том момент, когда он воспринимает данную тему как
близкую лично ему, непосредственно на него влияющую, как небезразличную ему тему.
Поэтому условием успешной реализации государственной стратегии борьбы с бедностью может и должна стать долгосрочная информационная
компания, целью которой станет формирование новых убеждений, связанных с бедностью, то есть изменение массовых представлений о
бедности.

2. Бытовое определение абсолютной и относительной бедности

Каковы же современное состояние и динамика понятия бедность? Исследования, проведенные участниками Форума, показывают, что наиболее
распространены два подхода к ответу на вопрос, кто является бедным.
Первый подход основан на сопоставлении доходов с величиной прожиточного минимума. Допускается, что когда текущие денежные доходы
семьи ниже стоимости установленного в стране (регионе) прожиточного минимума, они не могут удовлетворить те потребности, которые
предусмотрены в минимальной потребительской корзине. Таким образом, измеряется не степень удовлетворения тех или иных потребностей,
а доходы, призванные обеспечить их удовлетворение.[3] Именно этот подход определения бедности используется государством, причем речь
идет не только о России, но также о США и ряде других государств.
Эксперты подчеркивают, что данный подход основан не методологической концепция абсолютной бедности. Эта концепция требует считать
бедными семьи, собственных ресурсов которых недостаточно для удовлетворения базовых потребностей.[4]
Другая концепция - относительной бедности, предлагает считать бедными и тех людей, доходов которых хватает на поддержание минимально
допустимого уровня жизни, но которые все же живут значительно хуже стандартов, принятых в том обществе, в котором они живут.
Относительно бедные не могут позволить себе иметь того, что имеет основная масса граждан, и поэтому они ощущают некоторое состояние
исключенности из сложившегося в стране стиля и образа жизни. Таким образом, они автоматически попадают в разряд <униженных и
оскорбленных>, а их уровень жизни - в разряд неприемлемо низкий.[5]
Очевидно, что оба этих подхода стихийно используются у на уровне здравого смысла. Обычным делом являются разговоры простых россиян
на тему <Живем плохо>. При этом доход часто сопоставляется с прожиточным минимумом, и, как ни странно, хотя даже самый заниженный
доход обсуждающих данную тему в бытовых разговорах все же, как правило, превышает прожиточный минимум, тем не менее делается вывод о
бедности участников разговора. Обычным риторическим приемом в таких случаях является не согласие с денежным выражением прожиточного
минимума, устанавливаемым государственными органами. То есть, люди, которые нередко скрывают свои доходы, но даже легальная часть
доходов которых превышает прожиточный минимум, относят себя к числу бедных, устанавливая в качестве критерия бедности собственный
<прожиточный минимум>, существенно превышающий установленный государством.
Другой формой того же способа определения бедности на уровне здравого смысла являются досужие разговоры на тему <На эти деньги
ничего не купишь>. В таких случаях называется признаваемая сумма доходов (а на практике нередко это только легальная их часть) и
перечисляются основные расходы: за квартиру - столько-то, на еду - столько-то, детям к школе купить - столько-то, на лекарства -
столько-то, а надо ведь еще одежду детям, а они вон как растут. Парадоксально, но эти статьи расходов называются вслух людьми,
которые на этом основании объявляют себя бедными. То есть, многие люди просто не осознают, что новая одежда, учебники и канцелярские
товары для занятий в школе, лекарства и даже мясо для употребления в пищу во всем мире признаны индикаторами, свидетельствующими о
том, что семья, позволяющая себе такие расходы, бедной не является. Еще ярче случаи, когда в такого рода разговорах звучат жалобы на
дороговизну семян и рассады для личных подсобных хозяйств. Ведь инвестиции в ЛПХ никак нельзя отнести к основным нуждам.
Но к подобным же выводам участники бытовых разговоров нередко приходят и иным путем, соответствующим методу определения
относительной бедности. В этом случае рассуждения строятся по принципу: <У всех есть, а нам не на что купить>. Причем речь идет
зачастую о дорогостоящих товарах и услугах, которые даже с большой натяжкой нельзя отнести к предметам первой необходимости: о
компьютере, о видеомагнитофоне, о дубленке, о поездке на юг и даже о легковом автомобиле. Вот это и есть стихийное определение
относительной бедности.

3. Стереотипы массового сознания, связанные с бытовыми представлениями о бедности

Следствием таких подходов к определению бедности на бытовом уровне можно считать основные штампы и стереотипы массового сознания,
связанные с бытовыми представлениями о бедности.

Участники форума и эксперты указывают на существование следующих штампов и стереотипов.

Стереотип 1. Может быть общество, в котором не будет бедных

Совершенно очевидно, что, покуда существует неравенство, будут жить и бытовые представления об относительной бедности. То есть,
всегда найдутся люди, которые буду считать себя беднее окружающих. Самосознание бедности является константой общественного сознания.
<Феномен бедности существует во всем мире, хотя его проявления могут быть различны, - пишут Анастасия Александрова, Лилия Овчарова и
Сергей Шишкин. - В странах с более низким уровнем экономического развития бедность проявляется в основном в виде таких явлений, как
голод, отсутствие доступа к питьевой воде, неграмотность населения, высокая смертность от простейших заболеваний (например, диареи).
В странах с высоким уровнем благосостояния бедность может означать отсутствие средств на приобретение товаров длительного
пользования или невозможность получить ипотечный кредит>.[6]
<Так что реально критерий бедности у каждого свой, в голове, и от этого нет возможности сделать единый критерий бедности, -
поддерживает эту позицию участник экспертного опроса заместитель начальника управления аппарата полномочного представителя
Президента РФ в ПФО Максим Крохин. - Подавляющее большинство людей в мире признает себя бедными в одних случаях и не признает себя
бедными в других>.

Стереотип 2. Бедность непобедима

Сказанное означает, что бедность как осознание себя относительно бедным будет существовать в любом обществе, где есть неравенство. И
в этом смысле бедность непобедима.
Однако участники экспертного опроса обратили внимание на распространенность мнения о том, что непобедима бедность как ныне
существующий низкий уровень жизни большого количества людей. В этом смысле, по мнению экспертов, бедность должна быть побеждена.
Непобедимость бедности - это миф, зарождающийся в силу объективных причин, но сознательно поддерживаемый определенными политическими
силами. <Не думаю, что кому-то выгодно прямо-таки существование классически бедных слоев, - считает участник экспертного опроса,
советник генерального директора инвестиционной группы <Алроса> Андрей Поляков, - скорее выгодна угроза бедностью. А угроза
бедностью - идеология коммунистической номенклатуры, идеология рабства>.
Впрочем, и реальная бедность тоже используется в политике. <Она выгодна политическим структурам, которым легче всего обрабатывать
бедное население, так как зачастую оно является более малограмотным, и, следовательно, более доверчивым>, - считает Татьяна
Витебская, собственный корреспондент газеты <Известия> в Нижнем Новгороде. По мнению этого эксперта, существование бедных людей в
обществе выгодно <политическим партиям, строящим свои предвыборные программы на критике власти и обещаниям помочь бедным>.
Можно победить и бедность как самооценку. Вообще, если человек считает себя бедным, то это не трагедия, а сильная мотивация к
активным действиям по изменению своей жизни и судьбы. <Основная задача, - считает ДОЛЖНОСТЬ Тимур Асланов, участник опроса к
форуму, - сформировать у людей ощущение, что они сами должны начать движение, чтобы процесс сдвинулся, что им помогут, но делать все
будут они сами>.
Сделать это, однако, не просто, потому что оценка себя как бедного может не только стимулировать активность, но и восприниматься как
оправдание собственного бездействия. По мнению Елены Перселегиной, это не только социальная, но и психологическая проблема.
<Интересно, что начало перемен у всех людей одинаково сложное, потому что оно - начало: информации мало, неожиданностей и опасностей
много. Одни начинают, а другие - ни в какую>.[7]
Итог подводит эксперт Вера Якубович, журналист газеты <Вятский наблюдатель>: <Бедные появляются не потому, что им плохо платят
богатые, а потому, что они не способны найти свое место в экономике>.

Стереотип 3. Бедности в России не было до начала рыночных реформ.

Этот стереотип подробно рассматривает и опровергает один из идеологов форума Вячеслав Глазычев, <Со всех сторон мы слышим о бедных
россиянах, обнищании российского населения и о том, как плохо живут люди. Об этом говорят все: и власти, и либералы, и коммунисты, и
Госкомстат России, и социологи, и чиновники Евросоюза, - отмечает Вячеслав Глазычев. - Однако действительно ли россияне стали жить
хуже?>[8]
Ученый подробно обосновывает отрицательный ответ на этот вопрос.

Стереотип 4. Россия - одна из беднейших стран

Эксперты отмечают распространенность и живучесть этого стереотипа.
Показательным в этом смысле является еще советский анекдот о наших рабочих, которые пишут в телепередачу <Международная панорама>:
<Вы показали сюжет о жителях Эфиопии, которые недоедают. Пришлите нам то, что они не доедают, мы доедим>.
Подобные настроения свойственны многим россиянам. Значительное число наших соотечественников просто не знают, а если знают о
реальных критериях бедности и связанных с бедностью повседневных проблемах, затрагивающих треть населения планеты, таких, как голод,
отсутствие жилища, медицинской помощи, транспортных средств, средств связи, средств массовой информации и т.д. В результате мы
строим свои представления о бедности на критериях, свойственных промышленно развитым, <богатым> странам.
<Средства массовой информации продолжают вносить свою долю в искаженное восприятие проблемы бедности и, <в угоду капиталу>, как
сказали бы в советское время, беззастенчиво пропагандируют дорогостоящие товары и услуги, выстраивая модель образа жизни, заведомо
недостижимого для абсолютного большинства> [9], - пишет Вячеслав Глазычев.

Стереотип 5. Почти все население России является бедным

Несправедливость такого утверждения очевидна всякому, кто производит или продает товары, не входящие в минимальную потребительскую
корзину. Эти товары расходятся, а многие из них пользуются массовым спросом. Бедные люди не тратят деньги на жвачку, прокладки,
мороженое, хот-доги, пиццу, корм для домашних животных, средство для мытья посуды, антибактериальное мыло и шампунь от перхоти.
Однако представление о количественной распространенности бедности в России является стереотипом массового сознания россиян.
Одним из источников такого положения дел является недостоверность статистики бедности в нашей стране, <неоднозначность вопроса о
методах получения статистической информации для оценки доходов населения, а также о методологии расчета уровня черты бедности>.[10]

Стереотип 6. Прожиточный минимум - это граница выживания

На самом деле прожиточный минимум выше границы выживания. Но предвзятое отношение, о котором говорилось выше, в сочетании с
недостоверностью расчетов и отсутствием целенаправленного информирования населения о величине прожиточного минимума, его натуральном
составе и принципах определения вызывают массовое недоверие к такому важному инструменту реализации политики борьбы с бедностью.
Недавно на одном из телевизионных ток-шоу был задан вопрос, когда в последний раз пересчитывался прожиточный минимум. Представитель
профильного министерства ответил, что минимум пересчитывался и был опубликован несколько месяцев назад и вообще пересчитывается и
публикуется чаще, чем раз в год. Показательно, что такой ответ удивил не только аудиторию, но и участников ток-шоу, среди которых
были чиновники, депутаты и журналисты, пишущие на эту тематику.

Стереотип 7. В прожиточный минимум входят дорогостоящие товары

К такого рода товарам относятся не только автомобили и видеомагнитофоны, но и товары с относительно высокой ценой, то есть жвачка,
прокладки и шампунь. То есть, относительно дорогостоящим товаром является не только стиральная машина, но и порошок для ручной
стирки (не дорогой, а тот, что в телевизионной рекламе называется <обычным>). Бедные люди стирают без порошка, и нынешние пенсионеры
еще об этом помнят. Однако, по мнению экспертов, большинство населения России не осознает простую истину: стираешь с порошком -
значит, уже не бедный.

Стереотип 8. Самые бедные в России - пенсионеры и бюджетники

По мнению участников экспертного опроса, многие действительно считают самыми бедными людьми России пенсионеров и бюджетников. При
этом забывается, что уровень благосостояния учительницы, муж и сын которой зарабатывают тысячи долларов каждый, существенно
отличается от ее коллеги, матери-одиночки, все доходы которой - это зарплата в школе и несколько сотен рублей от репетиторства.
Иными словами, нельзя выделять группы людей по их отношению к бедности, базируясь исключительно на критерии основного личного
дохода. Бедность надо рассматривать по отношению к семье, а не к каждому человеку, в отдельности взятому. Нравится нам этот или нет,
а семья в современном обществе является основным агентом потребления товаров и услуг и распределения доходов на потребление и
накопление.

Стереотип 9. Бедность и богатство определяются расходами

Кто больше тратит, тот богаче. В этом уверено большинство россиян. Между тем, по мнению экспертов, в России уже сложился слой
относительно обеспеченных людей, ориентированных не на увеличение личного потребления, а на накопление. Причем речь идет не о
пенсионерах, которые копят себе на похороны, а о потенциальных инвесторах.
Объяснить разницу между людьми, ориентированными на потребление, и людьми, ориентированными на накопление, можно на примере двух
звезд мирового спорта, каждый из которых создал собственный бренд. Оба заработали сопоставимые суммы. Но Майк Тайсон в долгах и на
грани банкротства, а Дэвид Бекхэм - успешный предприниматель, торгующий уже не только своим именем и лицом.

Стереотип 10. Бедным быть стыдно

Русская пословица гласит: бедность - не порок. Но, даже говоря это, многие россияне думают иначе.
<Существование мнения, что бедность не является пороком, подразумевает, что вопрос такой был. И было противоположное мнение>, -
справедливо считает заместитель начальника управления по связям с общественностью и СМИ <Средневолжской межрегиональной управляющей
энергетической компании>, участник экспертного опроса Владимир Громов.
Другой эксперт заместитель начальника пресс-службы губернатора Кировской области Артем Маркелов напоминает, что есть и иная
мудрость: <От сумы не зарекайся>. С одной стороны, это моральный призыв не презирать за бедность. Но, с другой стороны, появление
такого призыва - это еще одно свидетельство того, что есть, кого призывать, что кто-то презирает бедных, не допуская даже мысли, что
сам может оказаться в их числе.
Яркий пример стыда собственной бедности приводит Елена Демакова, редактор творческого объединения спецпроектов ТВ, КГТРК <Вятка>: <В
любом обществе визуально очевидна та категория законопослушных (порядочных) граждан, которая <выживает> за чертой бедности. Однако,
это далеко не все <бедное> население. Есть и такие, которые, переживая свою <бедность> как <порок> и оскорбление, изо всех сил
стараются <жить>, т.е. делать вид, что они <живут>... Следует ли признать бедным известного поэта серебряного века Игоря Северянина,
который в свет выходил франтом <с бабочкой>, а ночевать возвращался на чердак ветхого домишки?>
Надо жить по средствам и не стесняться своего реального социально-экономического статуса. Но большинство наших соотечественников так
не думает. И помимо объективных причин, о которых говорилось выше, эксперты отметили ощутимое информационное влияние на россиян,
причем влияние отнюдь не позитивное.
<Человек стыдится бедности, - рассуждает эксперт Наталия Кеткова, координатор корреспондентской сети журнала <Профиль Приволжье>. -
А наши телеканалы усиливают это дикое ощущение стыда за себя, за свою страну, когда на девятое мая радостно показывают стариков-
ветеранов, бредущих с палочкой в разваливающихся ботинках рядом с сытыми, хорошо одетыми чиновниками.

II. Проблемы разработки долгосрочной государственной информационной кампании в поддержку стратегии борьбы с бедностью

1. Необходимость информационной кампании в поддержку стратегии борьбы с бедностью

Необходимость информационной кампании в поддержку стратегии борьбы с бедностью продиктована тем фактом, что борьба с бедностью стала
одним из приоритетов государственной политики на ближайшие годы. При этом на уровне обыденного сознания нет единого и даже более или
менее сходного понимания того, что такое бедность и как с ней бороться. Современное российское массовое сознание оказывается в плену
стереотипов, часто противоречивых, но почти никогда не отражающих реальность адекватно.
В условиях такой ярко выраженной информационной асимметрии государственная политика борьбы с бедностью значительно теряет свою
эффективность из-за неадекватного ее восприятия населением, следствием чего являются неоправданные ожидания, невозможность массового
содействия и даже противодействие.
С практической точки зрения главными препятствиями реализации стратегии борьбы с бедностью оказываются такие проявления
информационной асимметрии, как непонимание населением смысла государственной политики, депривация и ложные представления об
ориентирах движения и критериях оценки результативности действий государства на этом стратегически важном направлении.
Непонимание или неадекватное понимание смысла государственной политики борьбы с бедностью заметно даже по тому, как было воспринято
в обществе Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ 26 мая 2004 года. Президент четко указал на главный источник преодоления
бедности, каковым является свободный труд и инициатива граждан. Собственно, это источник любых позитивных перемен в гражданском
обществе, движущая сила социального прогресса. <Только от нас сегодня зависит, сможем ли мы стать обществом действительно свободных
людей. Свободных - и экономически, и политически>, - подчеркнул Владимир Владимирович Путин.
Абсолютное большинство комментаторов Президентского Послания, как из числа лидеров общественного мнения, так и из рядовых россиян,
опрошенных журналистами на улицах городов, одобрительно отнеслись к провозглашению борьбы с бедностью приоритетом государственной
политики. Однако при этом было заметно расхождение в понимании того, как государству надо бороться с бедностью. Некоторая часть
лидеров общественного мнения и большинство рядовых опрошенных обратили внимание, в основном, на материальные формы государственной
помощи и на прямое государственное влияние на увеличение доходов граждан. В то же время ключевой тезис о зависимости результатов
государственной политики применительно к каждому конкретному человеку от самого этого человека остался не услышанным этой частью
россиян.
И это неудивительно, потому что аудитория воспринимает преимущественно ту информацию, которая в наибольшей степени соответствует
установкам восприятия, то есть, не противоречит существующим штампам и сложившимся стереотипам сознания. Такого рода непонимание
неприятно самом по себе, поскольку может вызвать политические осложнения, подорвав взаимное доверие граждан и власти. Но еще опаснее
депривация, являющаяся следствием неадекватного понимания.
Под ДЕПРИВАЦИЕЙ здесь понимается соотношение ожиданий и реальности, а точнее образа реальности. Очевидно, что человек бывает
удовлетворен не тем или иным фактом своего материального бытия, а соответствием или несоответствием своего фактического
материального бытия тому идеальному образу бытия, к которому этот человек стремится. Заработная плата в 30 тысяч рублей обрадует
работника, получающего 6 тысяч, но огорчит другого сотрудника, получавшего раньше 5 тысяч долларов. Отдельная квартира в спальном
районе служит мечтой для обитателя общежития, но предложение переселиться в такую квартиру вызывает возмущение человека, живущего в
центре Москвы в доме, который запланировано снести, чтобы построить на его месте новый объект.

В самом общем виде депривация определяется формулой

D = Mi/Mp,

Где D - уровень депривации,
Mi - идеальный образ бытия, к которому человек стремится,
Mp - образ реального бытия в его восприятии человеком.

Если человек хотел бы иметь на данный момент времени большее или лучшее, чем он фактически имеет, то уровень депривации превышает
единицу (D>1), и мы имеем дело с депривационным напряжением. Человеку свойственно стремиться к большему, поэтому то или иное
депривационное напряжение можно зафиксировать у каждого из нас. Одни хотят квартиру, как у приятеля, другие - машину, как у соседа,
и всем хочется, чтобы наши футболисты выигрывали, а не проигрывали. Не случайно говорят, что богатые тоже плачут, и что одних щи
жидкие, у других жемчуг мелкий.
Значимыми, однако, оказываются не более 6-12 параметров, причем часть из них являются более или менее общими, но есть и
индивидуальные. На практике важно, чтобы люди не чувствовали себя обделенными только по основным показателям депривации. Основными
здесь считаются те показатели, которые признаются важными большинством людей и по которым степень фактической депривации оказывается
наибольшей. Наглядно свойства основных показателей депривации представлены на рисунке 1.


...
Рисунок 1. Свойства основных показателей депривации
Важность проблемы для большинства людей



Таким образом, к основным показателям депривации относятся следующие индикаторы уровня жизни.

1. Важнейшие характеристики уровня жизни, степень депривации по которым высокая или повышенная (D>1,5).
2. Важные характеристики уровня жизни, степень депривации по которым высокая (D>3)

Не относятся к числу основных показателей депривации:

1. Проблемы, которые оцениваются людьми как не самые важные, потому что чем-то каждый человек все равно не удовлетворен, и
неудовлетворенность проблемами, которые сам человек признает не самыми важными, имеет более психологический, чем социальный
характер.
2. Проблемы, степень депривации по которым нормальная, поскольку такая степень депривации отражает естественное стремление человека
к постепенному улучшению жизни, а не аномальную неудовлетворенность той или стороной бытия.

Очевидно, что бороться следует только с теми негативными явлениями, которые характеризуются основными показателями депривации. То
есть, не имеет смысла предпринимать усилия по решению неострых проблем и проблем не самых важных. Такие усилия пропадут даром,
потому что не улучшат жизнь людей или, по крайней мере, не приведут к осознанию людьми улучшения собственной жизни.
Так, чековая приватизация не была осознана людьми в качестве важного улучшения их материального положения, поскольку идеологически
была представлена в СМИ как <дележка государственного имущества>. Люди сопоставляли указанный на приватизационном чеке номинал в 10
тысяч рублей, а равно и ту еще меньшую сумму, которую можно было выручить, продав ваучер, со своими представлениями о богатстве
страны и о доле каждого гражданина в этом богатстве. Между прочим, подобные представления о сути <ваучеризации> существуют в
массовом сознании и поныне. И сегодня по-прежнему актуальна задача изменения отношения большинства россиян к итогам приватизации,
что непосредственно связано с их самосознанием как <бедных людей в богатой стране, прихватизированной олигархами>.

2. Срочность разработки и реализации информационной кампании в поддержку стратегии борьбы с бедностью

Но еще важнее не создавать у россиян новых ложных ориентиров. Такого рода ориентиры, возникающие в массовом сознании в связи с
курсом на борьбу с бедностью, провозглашенным Президентом России, хотя и не фигурирующие в документах, определяющих стратегию
преодоления бедности, способны стать базой для формирования необоснованных ожиданий и последующей депривации. Сегодня, когда
Президент потребовал назвать четкие критерии контроля за выполнением планов и программ, а также сроки такого контроля, особенно
важно, чтобы люди адекватно представляли себе, кто, что и когда сделает для преодоления бедности, что, когда и в каких объемах
дойдет конкретно до них.
Между тем на основе ложных ориентиров только самого последнего времени уже формируются следующие штампы и стереотипы массового
сознания, выявленные участниками экспертного опроса, проведенного при подготовке к Форуму.

Новый стереотип 1. Чем больше экономический рост, тем больше государство будет помогать бедным материально.

В принципе, верная формулировка, почти цитата. Государство помогает бедным и намерено как увеличить объем этой помощи, так и
акцентировать ее адресность. И, конечно же, чем интенсивнее экономический рост, тем больше у государства возможностей помогать
бедным материально.
Однако стратегия борьбы с бедностью - это, в первую очередь, не материальная помощь бедным, но создание условий, при которых бедные
смогут зарабатывать деньги. А к государственным мерам по созданию таких условий относятся:

* стимулирование создания новых рабочих мест;
* переобучение рабочей силы;
* содействие в трудоустройстве;
* создание реальных возможностей для поступления молодых людей в любые вузы страны вне зависимости от того, в какой местности
абитуриент окончил среднюю школу;
* создание условий миграции рабочей силы;
* развитие кредитования малого бизнеса;
* устранение административных барьеров на пути к собственному делу.

Именно так удастся преодолеть объективное противоречие между необходимостью экономического роста и стремлением государства к
реализации дорогостоящих социальных программ, что требует увеличения доли совокупного общественного продукта, отторгаемой для
государственного перераспределения фискальным и иными путями.
Между тем, в массовом сознании, по мнению экспертов, выстраивается примерно такая цепочка штампов. Государство зависело от олигархов
и от чиновников-казнокрадов. Поэтому деньги до людей не доходили. Теперь в государстве наводится порядок, и скоро деньги перестанут
разворовываться или будут разворовываться меньше, и тогда эти деньги снова дойдут до людей.
Такие штампы, объясняющие обеднение многих людей корыстным умыслом олигархов, взяточников и казнокрадов, ложатся на благодатную
почву стереотипов массового сознания, склонного всему искать простые объяснения и во всем видеть заговоры нехороших людей, каковыми
для бедных часто являются богатые. Отсюда и их быстрое, по мнению экспертов, распространение.
Главная опасность этих штампов в том, что от власти, наводящей порядок, ждут ощутимого увеличения непосредственной материальной
поддержки простых людей, что, по мнению носителей таких штампов и стереотипов, должно привести к повышению благосостояния без
изменения их жизненной позиции и характера работы.

Новый стереотип 2. Государство увеличит зарплаты.

Это главное, чего ждут от государства носители штампов и стереотипов, описанных выше. В их логике зарплата - основной, если не
единственный источник дохода. Поэтому штамп, устанавливающий не всегда выражаемую словами, но доминирующую в экономическом сознании
прямо пропорциональную зависимость благосостояния от зарплаты, живуч и снова распространяется.
Дошло до того, что снова звучит словосочетание <нетрудовые доходы> по отношению к рыночной спекуляции. Цепочка штампов примерно
такова. Пока разворовывали страну, нас убеждали, что надо бросить работу и идти торговать (работа и торговля часто
противопоставляются). Нам было плохо, мы чуть было не сломались, но все-таки перетерпели, дождались. Теперь государство борется с
торгашами и спекулянтами, а нам стали понемногу улучшать жизнь. Надо еще потерпеть, и, может быть, когда-нибудь все снова
нормализуется.
Носители таких штампов не делают большой разницы между государственными и частными предприятиями, а, тем более, между
государственными предприятиями и муниципальными учреждениями. А, поскольку носителями таких штампов являются нередко представители
массовых интеллигентных профессий (учителя и врачи) и многие из них работают в муниципальных учреждениях, то разрыв ожиданий и
реальности будет нарастать особенно быстро, так как будущее местных бюджетов по-прежнему весьма туманно.
Косвенным свидетельством распространения такого рода штампов и стереотипов может служить реанимация в СМИ забытого, казалось бы,
тезиса о размерах зарплат учителей и врачей в развитых странах Европы и США.

Новый стереотип 3. К 2010 году каждая третья российская семья сможет купить себе квартиру, потому что зарплаты будут расти, а цены
на жилье снижаться.

Это едва ли не самый опасный из новых стереотипов. Он живет и распространяется, несмотря на то, что отдельные квартиры нашим людям
обещали несколько советских руководителей. Вроде бы, после невыполнения таких громких обещаний, дававшихся от имени государства,
никто не должен рисовать себе радужную перспективу обзавестись в обозримом будущем отдельной жилплощадью иным способом, кроме
собственных трудовых усилий. Однако нынешний миф убедителен, поскольку строится по формуле: <Президент сказал:>, а Президенту
россияне верят.
Однако вот что на самом деле сказал Президент: <Правительство, региональные и местные органы власти должны ориентироваться на то,
чтобы к 2010-му году минимум треть граждан страны (а не одна десятая, как сегодня) могли бы приобретать квартиру, отвечающую
современным требованиям. Приобрести - за счет собственных накоплений и с помощью жилищных кредитов>.
Вот эту последнюю фразу многие и не услышали. По сути, Президент потребовал создать условия, при которых, накопив за несколько лет
некоторую сумму денег, гражданин смог бы внести ее в счет уплаты за покупаемую квартиру, получив при этом жилищный кредит на
недостающую сумму. Гарантией возврата кредита служило бы само покупаемое жилье, а формы кредита могут быть разными.
В общем-то, новым словом здесь является только требование к органам государственной власти и местного самоуправления предпринять
целенаправленные шаги по развитию рынка жилищных кредитов. А копить на квартиру гражданам и раньше никто не запрещал.
Но в сознании многих людей активизировался миф о <золотом веке> советских времен, когда дома строились, а квартиру можно было
получить. И при этом почти никто не вспоминает, что государство, которое давало квартиры, не гарантировало своим гражданам даже
колбасы и молочных продуктов, а одевалась почти вся страна в единственный костюм, купленный по талонам к свадьбе. И, между прочим,
почти все товары были отечественными, то есть, отечественного производителя, каковым выступало в большинстве случаев само
государство, стимулировали всей страной, что способствовало аккумулированию средств на жилищное строительство.
Вряд ли теперь возможно повторить такое на государственном уровне, на каждый отдельный гражданин вправе носить один костюм, две
рубашки и один дешевый галстук на протяжении нескольких лет, питаться с утра яичницей, днем плавленым сырком, а вечером картошкой с
квашеной капустой, стирать пару штопаных комплектов постельного белья вручную хозяйственным мылом, но при этом откладывать деньги на
квартиру. Думается, к 2001 году такой гражданин накопит на <хрущевку> без телефона или на однокомнатную <гостинку> в панельном доме
в спальном районе.
Однако в массовом сознании крепнет убеждение, что достаточно работать так же, как сегодня, и тратить можно столько же, ничего не
откладывая на улучшение жилищных условий, и при этом к 2001 году появится возможность купить квартиру не через ипотеку или через
жилищный кредит коммерческого банка, а, самое большее, подзаняв немного у родных и близких друзей. Это очень опасный штамп,
поскольку, с одной стороны, он поощряет социально-экономическую пассивность своего носителя, ориентируя гражданина на ожидание
помощи от государства, что противоречит главной цели, провозглашенной в Послании Президента, а именно стать обществом действительно
людей, свободных и экономически, и политически. Если гражданин намерен дождаться квартиры от государства, то нет и речи о его
экономической свободе. С другой стороны, этот штамп утверждает бедность как социально-психологическое состояние, которому
свойственно отношение к лишениям как к неизбежному факту. Нет бедности, если человек не считает, что он беден, потому что проживает
в одной квартире с престарелой мамой или бабушкой. И нет фатальной бедности, если человек, считающий себя бедным, поскольку
проживает в одной квартире с престарелой мамой или бабушкой, стремится заработать себе на отдельную квартиру. Но есть фатальная
бедность, то есть, бедность как состояние души, как согласие с бедностью, как осознанный социальный статус, который его носитель не
стремится менять, если человек считает себя бедным из-за отсутствия у него отдельной квартиры и при этом соглашается терпеть и ждать
еще шесть лет.
Из сказанного следует, что можно и нужно ставить вопрос о срочности разработки и реализации информационной стратегии борьбы с
бедностью, потому что буквально в настоящее время формируются новые опасные штампы и стереотипы массового сознания, непосредственно
связанные с информационной асимметрией восприятия государственной стратегии преодоления бедности, что может серьезно подорвать
потенциал этой стратегии.

3. Цели информационной кампании в поддержку стратегии борьбы с бедностью

Основными целями информационной кампании в поддержку государственной стратегии борьбы с бедностью могут и должны стать:

* Формирование у бедных людей ценностей и жизненных ориентиров среднего класса.
* Прозрачность социальной структуры российского общества.
* Информационная симметрия рынков социально значимых товаров и услуг.

Все, что имеет отношение к штампам и стереотипам массового сознания, связанным с бедностью, должно стать предметом пристального
внимания государственной власти. Однако не менее важно озаботиться формированием у фактически бедных людей ценностей и ориентиров
среднего класса.
Очевидно, что целью бедных должна служить именно восходящая социальная мобильность до уровня среднего класса. Однако сегодня мало
кто из трудоспособных бедных (то есть, бедных не пенсионного возраста и не инвалидов) стремится стать типичным представителем
среднего класса. Большинство молодых бедных людей мечтают стать олигархами, или, как минимум, долларовыми миллионерами. И в
формировании таких странных ориентиров немалую роль играют СМИ. Редкий положительный герой кинофильма или телесериала живет в
трехкомнатной квартире - почти у каждого позитивного персонажа загородный дом или многоуровневая квартира в элитном доме.
Но если даже российские бедные будут рассчитывать в нестаром еще возрасте вселиться в элитное жилье, кто же тогда останется жить в
многоквартирных домах, каких у нас очень много? Или мы собираемся снести все такие дома в ближайшие годы?
Такие противоречия возникают сплошь и рядом, как только речь заходит об анализе современного массового сознания. Поэтому одной из
важнейших позитивных целей информационной кампании в поддержку стратегии борьбы с бедностью и должно стать формирование у бедных
людей, и особенно у молодежи из небогатых семей, стандартных ценностей среднего класса, таких, как:

* стремление без проблем удовлетворять основные потребности;
* желание не больше зарабатывать, но получать те же самые доходы, затратив меньшее количество труда и рабочего времени, то есть,
меньше работать и больше отдыхать;
* привычка потреблять массовые, но качественные товары и услуги, то есть, тратить основную часть своих доходов, возвращая их в
хозяйственный оборот;
* привычка жить в кредит, то есть, получать рассрочки платежей за дорогостоящие товары и услуги, а равно получать кредиты финансовых
организаций под покупку дорогостоящих товаров и услуг и не тяготиться наличием такого рода долгов;
* не делание лично участвовать в политике при одновременном понимании необходимости активного участия в выборах и референдумах и
привычке к такому участию.

Другим условием преодоления бедности и соответственно второй целью информационной кампании в поддержку стратегии преодоления
бедности может и должно стать достижение ПРОЗРАЧНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ. Надо предпринять разноплановые, но целенаправленные и
скоординированные информационные усилия для того, чтобы люди перестали стыдиться своего реального социального статуса. Так и только
так можно добиться прозрачности социальной структуры, то есть получить четкие и адекватные представления о реальном уровне жизни
россиян и, в частности, о реальном уровне и фактических формах бедности в нашей стране.
Главным источником прозрачности социальной структуры служит умение и делание граждан жить по средствам. Сегодня во взрослую жизнь
вступает поколение россиян, родившихся с началом перестройки, пошедших в первый класс после августовского путча 1991-го, и начавших
осознавать себя как личности уже в новой России. Это и последующие поколения не должны верить сказкам о благе всеобщего равенства,
но им надо серьезно и ответственно объяснить, что существование неравенства - это благо, а бедность здоровых и сильных людей - это
временное явление, как болезнь. И не надо стыдиться ни простуды, ни бедности. надо лечиться и работать, потому что ты нужен
обществу, здоровый и обеспеченный, трудящийся и зарабатывающий, платящий налоги и покупающий товары и услуги, стимулируя тем самым
труд своих сограждан и повышая свой и их жизненный уровень.
Но есть и иная бедность. Бедность тех, кто не может самостоятельно себя обеспечить. Это бедность одиноких стариков, это бедность
инвалидов, это бедность детей без родителей или детей в многодетных семьях. Таким бедным надо помогать иначе. Если всем прочим
бедным надо только помочь зарабатывать, то бедным, не имеющим возможности достойно зарабатывать, надо помогать и материально. Но
чтобы такая помощь не становилась бескрайней по размерам растрачиваемых средств, и чтобы она доходила именно до тех, кто в ней
действительно нуждается, необходимо добиться информационной симметрии рынков социально значимых товаров и услуг и поддерживать эту
симметрию.
На ежегодной пресс-конференции в июне 2004 года Полпред Президента РФ в Приволжском Федеральном Округе Сергей Кириенко обратился к
журналистам Приволжья с просьбой взять на контроль СВК просил журналистов контролировать ход реформ по замене льгот денежными
выплатами.
Это и есть один из первых практических шагов к информационной симметрии в социальной сфере, и тот же принцип можно и нужно применять
при разработке и реализации информационной кампании в поддержку стратегии борьбы с бедностью.

4. Информационная составляющая общей стратегии преодоления бедности

Важно также обратить внимание на информационную составляющую общей стратегии преодоления бедности. Выше было показано, что
представления о бедности, свойственные современному российскому общественному сознанию, не являются ни адекватными, ни
систематическими, причем эо относится как к бытовым представлениям, так и к мировоззрению региональных элит.
То же самое можно утверждать и по отношению к журналистам. Анализ публикаций новостей и комментариев на лентах информационных
агентств (см. Приложение 2) и анализ газетных публикаций (см. Приложение 2) показывает, что тематика бедности и борьбы с ней
трактуется весьма широко, а сами слова <бедность> и <бедные> употребляются для обозначения разноплановых явлений. И в современной
социальной науке не сложилось пока единого подхода к определению понятий, связанный с данной проблематикой (см. Приложение 1).
В этой связи важным информационным вкладом в реализацию общей стратегии преодоления бедности могло бы стать составление тезауруса,
словник которого охватывал бы тематику бедности и борьбы с ней. На это, в частности, указывает участник экспертного опроса,
проведенного специально к Форуму, помощник полномочного представителя Президента РФ в Приволжском Федеральном Округе Виктор
Ратников, напоминающий, что <тезаурусом называется словарь, в котором слова и выражения расположены не в порядке букв алфавита, а по
их содержанию. В словаре-тезаурусе слова объединяются в категории по смыслу. Категории разделяются от общего к частному: родовые
понятия разделяются на видовые, названия классов вещей разделяются на названия отдельных вещей данного класса, общее название
действия разделяется на название частей, из которых состоит действие. Так образуется сводная картина знания, которую описывает
слова>.

Принципами составления тезауруса должны стать:

* исторический принцип - учет истории становления, развития и совершенствования знаний по данной проблеме;
* типологический принцип - учет современного состояния знаний по данной проблеме в мире;
* количественный принцип - ограничение числа понятий и терминов, обусловленное возможностями восприятия их массовым сознанием;
* системный принцип - формирование единых, мировоззренческих представлений о бедности и возможности ее преодоления, систематизация
понятий и представлений массового сознания;
* принцип вариативности - учет региональных и иных специфических проявлений феномена бедности, а равно национальных, региональных и
иных особенностей восприятия этого феномена;
* нормативный принцип - тезаурус должен отражать нормы культуры и включать достижения науки там, где они общепризнанны, то есть,
тезаурус должен быть во всех возможных случаях консервативен, свободен от новаций;

Разумеется, составление тезауруса станет эффективным инструментом реализации стратегии преодоления бедности только при условии, что
удастся добиться его использования большинством ньюсмейкеров, комментаторов и журналистов. Для решения этой задачи необходимо начать
с постоянного использования тезауруса сотрудниками органов государственной власти и местного самоуправления, а также журналистами
государственных СМИ.
Практика показывает, что то или иное слово социально-экономического и политического лексикона, используемое ведущими
государственными ньюсмейкерами в некотором значении и с некоторым смыслом, а также систематически используемое в том же значении и с
тем же смыслом основными политическими комментаторами и журналистами государственных СМИ, в течение достаточно короткого отрезка
времени начинает широко использоваться населением и вскоре становится общеупотребительным.

---------------
Приложение 1. Социологические подходы к характеристикам проблемы бедности

Бедность в широком смысле можно рассматривать в рамках нескольких концепций, выделяемых западными социологами, авторами глоссария по
данной проблеме[11]. Содержание бедности как феномена анализируется с нескольких точек зрения. А именно:

* бедность как нужда, т.е. нехватка материальных товаров или услуг для удовлетворения витальных потребностей;
* бедность как уровень жизни, который, будучи измерен с точки зрения дохода или потребления, ниже стандарта, характерного для
данного общества[12] (в рамках этого подхода бедными считаются те, кто не может себе позволить ничего из того, в чем они не
нуждаются для выживания);
* бедность как форма нужды, вызываемая ограниченными ресурсами (например, временной или постоянной нетрудоспособностью, а также
объективными условиями жизни, такими, как отсутствие чистой питьевой воды);
* бедность как недостаток базовой безопасности и прав (например, бедность бездомных проистекает не от отсутствия жилья как такового,
а от ситуации незащищенности и нарушения их гражданских прав), таким образом, бедность - это следствие социальных рисков;
* бедность как множественная депривация, т.е. лишения, испытываемые в различных сферах жизни и деятельности;
* бедность как исключение из минимально приемлемого стандарта; в частности, Европейское сообщество определило бедность как
исключение, являющееся результатом ограниченности ресурсов: <Бедные - это люди, семьи или группы людей, чьи ресурсы (материальные,
культурные и социальные) настолько ограничены, что исключают их из минимально приемлемого стандарта жизни в государствах-членах
Евросоюза, в которых они живут>;
* бедность как неравенство в доходах с остальными членами общества;
* бедность как класс - в рамках теории андеркласса;
* бедность как состояние зависимости, в первую очередь, экономической;
* бедность как морально неприемлемый уровень жизни.

Таким образом, социологических подходов к пониманию смысла бедности существует множество. Российские социологи внесли немалый вклад
в изучение бедности в постсоветской России, однако сущность бедности рассматривается ими с принципиально иных позиций, нежели
западными исследователями. В фокусе внимания российских ученых оказываются чаще причины массового обнищания населения. Основной
водораздел факторов, порождающих бедность, проходит на уровне причин ее возникновения: большинство ученых выделяет
социально-экономические факторы как свойства общества и индивидуальные факторы - как свойства индивида.
Бедность, обусловленную индивидуальными обстоятельствами, оказывающими негативное влияние на уровень материального благополучия, Н.
Римашевская называет традиционной, Л. Гордон - бедностью слабых, или же социальной бедностью, Н. Вавилина - институциональной
бедностью. Бедность рассматривается здесь как следствие неспособности самостоятельно обеспечить и/или обслужить себя (старения,
болезней, сиротства, безработицы), или чрезмерно высокой нагрузки, которая ложится на человека вследствие большого числа иждивенцев
(многодетность и просто наличие в семье детей, а также пожилых или неработающих взрослых). Таким образом, причины этого типа
бедности проявляют себя на микроуровне.
В противоположность такому типу бедности выделяется бедность, причины которой носят социальный характер, вызваны особенностью
состояния общества и всех его систем. Такую бедность Н. Римашевская обозначает как новую, Л. Гордон - как бедность сильных или
производственно-экономическую бедность, Н. Вавилина - как фоновую бедность. Такая бедность является результатом кризиса в экономике
и трудовой сфере: низких доходов в ряде отраслей народного хозяйства (сельское хозяйство, ВПК, образование, медицина и др.),
проживания на умирающей территории с низким потенциалом социально-экономического развития. Эта бедность начинает расти в обществе
тогда, когда вознаграждение за труд позволяет населению поддерживать качество жизни лишь на уровне минимального удовлетворения
биологических потребностей, что приводит, как уже упоминалось, к социальной, а в длительной перспективе и физиологической
деградации. Этот тип бедности - порождение специфической российской ситуации. Новыми бедными, очевидно, следует назвать всех тех,
кто ранее не испытывал проблем с ресурсами, но в последние годы стал испытывать эти проблемы. С этой точки зрения, все
слаборесурсные группы в России можно считать бедными.

Для измерения бедности в мировой практике также используется несколько методов:

Нормативный метод учитывает установленные нормы питания и другие стандарты потребления на уровне, необходимом для поддержания
жизнедеятельности. Именно этот метод лежит в основе расчета потребительской корзины и прожиточного минимума как ее стоимостного
выражения. В рамках этого подхода бедными являются те, чей уровень доходов ниже официально установленных стандартов.
Статистический метод предполагает строго формальный подход и проводит черту бедности на уровне 10-15 % населения с наиболее низким
уровнем жизни. Этот метод основывается на подсчете официального среднедушевого дохода. С помощью расчета статистических
коэффициентов определяется также степень дифференциации доходов населения и социального неравенства. Чаще всего рассчитывается
децильный коэффициент - соотношение доходов 10 % самого бедного и 10 % самого богатого населения.
Стратификационный метод принимает во внимание доступ к ресурсам и относит к бедным группы, которые обладают минимальными
возможностями самообеспечения. Это, в первую очередь, нетрудоспособная часть населения, а также население с высокой нагрузкой на
работающих членов семьи, вынужденные мигранты.
Эвристический метод основывается на самооценке населением собственного уровня доходов и места в социальной структуре. Этот метод
критерием бедности считает социальную практику людей и их самоощущение.
Экономический метод ограничивает число бедных возможностями государства поддержать лишь ограниченную долю тех, кто испытывает
лишения. Критерием бедности здесь выступает получение материальной помощи от государства, а критерием такого получения выступают, в
свою очередь, официальные статистические методы.
Экономическую составляющую бедности непосредственно после либерализации цен рассматривает М. Можина[13], которая предлагает при
определении уровня бедности отталкиваться от размера среднедушевого дохода и считать бедными тех, чей уровень дохода отстает от
него.

Монография <Бедность в России. Государственная политика и реакция населения>, представляет результаты исследований, проведенных при
участии Н.М. Римашевской[14]. Сложная комплексная методика измерения бедности изложена в сборнике <Бедность: альтернативные подходы
к определению и измерению>.

Л. Гордон предлагает принципиально новый подход к измерению уровня бедности: учитывать модальное значение величины доходов
населения, и бедными считать тех, чьи доходы ниже модальных, т.е. наиболее часто встречающихся в обществе.

В исследованиях, осуществляемых коллективом НИСОЦ и кафедры прикладной социологии ННГУ, бедность эмпирически определяется с помощью
методики косвенного измерения имущественного положения населения. В основе используемой методики лежит система индикаторов характера
потребления домохозяйства, для чего используются ответы на вопрос: <Что Вы и Ваша семья можете себе позволить в соответствии со
своими доходами?> При этом учитывается различная степень напряжения, с которой достигаются те или иные блага: либо их получение не
вызывает никаких трудностей, либо семья способна обладать ими при условии экономии, либо они остаются недоступными при любых
условиях. В списке благ, которые служат для выделения набора индикаторов, характеризующих уровень жизни того или иного
имущественного слоя, можно выделить:

* регулярность и качество питания;
* предметы первой необходимости (одежду) и товары длительного пользования (мебель, бытовую технику, автомобиль);
* услуги (образовательные, медицинские, услуги спортивных центров, туризм и отдых);
* недвижимость.

На основе полученных данных выделяется пять имущественных слоев: неимущие, малоимущие, среднеобеспеченные, обеспеченные и
зажиточные. К бедным относятся представители двух нижних слоев - неимущие и малоимущие. Эти два слоя объединяет ряд сходных
характеристик потребительского поведения, в частности, их представители испытывают трудности даже на уровне полноценного питания.

НЕИМУЩИЕ живут в условиях физического выживания. Только треть из них может свободно, без напряжения позволить себе регулярное
питание, каждый двадцатый голодает. Более 60 %, чтобы питаться регулярно, вынуждены экономить. Все остальные блага им недоступны.
Будучи не в состоянии купить даже необходимую одежду, неимущие донашивают то, что было куплено раньше. К их ситуации в полной мере
применимо определение <нищета>. Это люди, которые не могут самостоятельно обеспечить себе даже сносный уровень жизни. Отдельного
рассмотрения требует ситуация с платными медицинскими услугами. Отсутствие бесплатного медицинского обслуживания, с которым
сталкивается население даже в государственных клиниках и больницах, приводит к тому, что доля часто и без того скудного бюджета идет
на оплату медицинских услуг. Возможно, часть населения понимает под платной медициной и покупку медикаментов. Так или иначе, среди
неимущих лишь незначительная часть, находясь в безвыходном положении, способна их оплатить.

МАЛОИМУЩИЕ находятся в не столь тяжелой ситуации, хотя даже в этой группе каждый четвертый экономит, чтобы позволить себе регулярное
питание. Если говорить о качестве этого питания, представители группы могут питаться полноценно лишь в условиях экономии. Деликатесы
им недоступны. Около четверти группы при экономии может купить себе одежду, чуть реже они способны (опять-таки ценой дополнительных
усилий) оплатить медицинские услуги. Улучшить свой быт они практически не могут: покупка при условии экономии бытовой техники -
большая редкость в данной группе.

Представителей этих двух групп можно считать проживающими за чертой бедности, так как они испытывают трудности с удовлетворением
своих витальных потребностей. Малоимущие являются более благополучной группой; материальное положение неимущих можно
охарактеризовать как крайнюю, предельную бедность, когда даже незначительное ухудшение ситуации может привести к вымиранию.

Методика имеет ряд ограничений, связанных с трудностями сбора данных. Применение квартирного опроса приводит к тому, что в выборку
не попадают представители элиты, самых богатых людей, а также представители социального дна. Они оказываются вне пределов
досягаемости, для изучения этих групп необходимо применение специальных методов.

Методика определения имущественных слоев разработана коллективом НИСОЦ и кафедры прикладной социологии под руководством генерального
директора НИСОЦ и зав. кафедрой прикладной социологии ННГУ д.э.н., проф. А.А. Иудина при участии к.с.н. доцента Ивашиненко Н.Н.

Справка подготовлена заместителем генерального директора НИСОЦ, доцентом кафедры прикладной социологии ФСН ННГУ к.с.н. Стрелковым
Д.Г. и социологом НИСОЦ, ассистентом кафедры прикладной социологии ФСН ННГУ к.с.н. Сорокиной А.В.
-----------------------
Приложение 2. Тема бедности в сообщениях информационных агентств Приволжского федерального округа в первом полугодии и июне 2004
года
Для исследования частоты и характера упоминания темы бедности и самого понятия "бедность" были изучены публикации основных
информационных агентств Приволжского федерального округа: REGNUM, REGNUM-Волгаинформ, REGNUM-МариNews, Нижегородское телеграфное
агентство.

За отчетный период понятие "бедность", "бедный" упоминается в сообщениях упомянутых агентств около 50 раз: в привязке к событиям или
мероприятиям, в официальных и статистических сообщениях, в комментариях и выступлениях официальных лиц.

При этом наиболее часто употребляется термин "бедность" и куда реже - "бедный", "бедные".

Проведенный мониторинг информационных сообщений позволяет сделать вывод об отсутствии понимания понятия "бедность" прежде всего у
ньюсмейкеров и, как следствие - у журналистов. Впрочем, в формате информационного агентства понимание журналиста - есть прямое
следствие понимания ньюсмейкера.

Бедность

Наиболее часто понятие "бедность" употребляется в связи с тезисами, озвученными Президентом России Владимиром Путиным. При этом
отправной точкой упоминания проблемы "бедности" является послание федеральному собранию, но не 2004-го, а 2003-го года, где впервые
Президентом была озвучена задача борьбы с бедностью как одна из стратегических задач наравне с удвоением ВВП.
Однако ни в одном из комментариев ни один из ньюсмейкеров не отвечает на вопросы, что же такое бедность и как с ней бороться.
Характер упоминаний носит обычно такой характер:
"По мнению Колерова (Модест Колеров - гл. ред. ИА REGNUM), самое главное, что послание Президента отражает те необходимые
коррективы, которые были внесены в идеологию второго срока Путина, в первую очередь - борьбу за социальную справедливость и борьбу
против бедности".
"Мы должны победить бедность и нищету, которые еще есть, в том числе и у нас", - Геннадий Ходырев.
"Борьба с бедностью является основной работой для нас", - считает губернатор Оренбургской области Алексей Чернышев.
"2004 год станет годом борьбы с бедностью", - депутат Государственной Думы Юрий Сентюрин.
Заметим, что все комментаторы говорят, что бороться с бедностью надо, но не говорят, как.

Среди всех комментариев, изученных при составлении данного отчета, наиболее оригинальным и осмысленным показался комментарий
директора региональной программы Независимого института социальной политики Натальи Забуревич:
"Смесь удвоения ВВП и уполовинивания бедности я обычно сравниваю с одновременным приемом касторки и снотворного. Потому что удвоение
достигается усилением сильных, а уполовинивание достигается очень серьезным перераспределением в пользу слабых, которое естественным
образом тормозит развитие сильных. Это две противоположные стратегии в экономике".
В этом комментарии содержится и один из ответов на вопрос: кто такие бедные. По мнению эксперта, бедные - это слабые, то есть люди,
не способные сами о себе позаботиться.
После объявления Президентом задачи борьбы с бедностью понятие "бедность" и заявленная тема становятся популярными темами
мероприятий, проводимых различными организациями, прежде всего - профсоюзами и НКО.
Наиболее масштабной акцией, связанной с проблемой бедности, стал всероссийский митинг профсоюзов 1 мая, которая в 2004 году прошла
под девизом "Достойная зарплата - путь к преодолению бедности". Митинги состоялись во всех регионах ПФО. В названии акции и
требованиях демонстрантов содержится попытка ответа на вопрос "Как бороться с бедностью": погашение задолженностей по зарплате,
повышение заработной платы работникам бюджетной сферы в 1,5 раза, доведение минимальной зарплаты до уровня прожиточного минимума, а
также сохранение санаторно-курортной системы, страхование безработных и т.д.

Среди других мероприятий, связанных с проблемой бедности, упоминаются:

Приволжский форум "Стратегии регионального развития", посвященный стратегиям борьбы с бедностью,
Мониторинг по проблемам бедности, организованный Комитетом социальной защиты населения Ульяновска,
Конкурс проектов по снижению масштабов бедности в Нижегородской области фонда "Партнерский совет",
Программа "От пособия к зарплате", благодаря реализации которой в Пермской области планируется помочь 320 малообеспеченным семьям
преодолеть бедность,
Заседание ассоциации "Большая Волга", на котором законодатели Поволжья выступили с инициативой создания нормативно-правовой базы для
борьбы с бедностью,
Проект "Преодоление административных барьеров в социальной жизни как инструмент борьбы с бедностью", проведенный в Перми и Пензе.


К борьбе с бедностью в 2004 году был даже приурочен Всемирный день без табака - в Нижегородской области он прошел под девизом
"Бедность и курение - замкнутый круг".

К сожалению, в сообщениях информационных агентств говорится лишь о самих проектах и мероприятиях, но не об их результатах, что
позволяет сделать вывод об отсутствии таковых.

Понятие "бедность" также употребляется в статистической информации в словосочетании "за чертой бедности". При этом под "чертой
бедности" понимается доход ниже прожиточного минимума. Обратим внимание, что в каждом регионе определяется свой прожиточный минимум,
соответственно - свой критерий бедности.

О бедности как о проблеме, которую необходимо решать, говорится также в официальной информации пресс-служб органов власти и на
официальных мероприятиях органов власти регионов:

"Леонид Маркелов подчеркнул, что важнейшей задачей для власти и бизнеса на перспективу до 2010 года является задействование всего
потенциала республики для прироста регионального валового продукта в два раза, борьба с бедностью населения",

"Геннадий Ходырев отметил, что "потребительская кооперация - созидательная сила, с помощью которой можно выполнить задачу борьбы с
бедностью, удвоения ВВП и преобразования российского села, поставленные Президентом РФ".

Региональные политики чаще всего лишь повторяют тезис Президента, но не показывают собственного его осмысления. Впрочем, встречаются
и оригинальные мысли по поводу того, как бороться с бедностью. Оригинальность этих заявлений заключается в неэкономических способах
преодоления проблемы:

Константин Титов: "Свобода, справедливость, солидарность - вот необходимые условия для того, чтобы Россия победила бедность",

Николай Федоров: "Надо ответственно понимать, что сегодня бедность, как и богатство - все чаще вопрос уже не столько финансового
обеспечения, сколько вопрос деловой, общей и духовной культуры. И не важно, касается это отдельного индивидуума, семьи или целого
коллектива, предприятия. Обратите внимание: многие так называемые бедные, и прежде всего - духовно бедные, значительно больше других
тратят денег на курево, водку, наркотики."

Иные употребления
Как уже говорилось выше, реже, чем "бедность", употребляются понятия "бедный", "бедные" и т.д.

Член СПС Владислав Вишнепольский, в частности, относит к бедным слоям населения пенсионеров, врачей, учителей и других бюджетников,

Начальник управления общественных связей администрации Нижегородской области Гуля Ходырева называет бедными избирателей,
подвергающихся информационным атакам,

Мэр Нижнего Новгорода Вадим Булавинов иронизирует по поводу "бедного ЖКХ", которым вдруг заинтересовались крупные компании,

Единожды употребляется такое понятие, как "бедный регион" - применительно к республике Марий-Эл.

В одном из комментариев встречается также выражение "Россия бедна на идеи".

Подводя итог данному анализу, можно сделать вывод, что тематика борьбы с бедностью не находит пока достаточного освещения в новостях
из-за отсутствия большого числа информационных поводов и игнорирования данной проблематики ньюсмейкерами и комментаторами.
-------------------------
Приложение 3. Тема бедности в региональных печатных изданиях (на примере газеты <Вятский наблюдатель>, город Киров)

Более 30 статей, так или иначе посвященных проблеме бедности, было опубликовано за на страницах еженедельника <Вятский наблюдатель>
в первом полугодии 2004 года.

Для проведения мониторинга освещения данной проблематики, <ВН> был выбран не случайно. Это крупное, считающееся независимым и
остросоциальным издание, распространяющееся по Кировской области.

Основываясь на проведенном мониторинге можно выделить главный тезис: <Печатное издание проблема бедности интересует ровно столько, и
ровно в таком масштабе сколько она интересует аудиторию издания и основных ньюсмейкеров (пресс-службы, профсоюзы, политики,
социальные службы)>.

В данном случае информационное пространство сконцентрировано в Кировской области, и соответственно, наиболее проблемные статьи
посвящены именно бедности жителей данного региона.

Еще один факт - нет статей целиком посвященных бедности, как таковой, даже статьи про бомжей, на моей памяти, не выходили в этой
газете уже года два, если не больше. Сама тема бедности конкретного жителя области, прослеживается в большей части указанных статей,
как бы вскользь, небольшими вкраплениями, или завершающей фразой в конце статьи.

Опубликованные статьи можно разделить на три группы. Это криминальная хроника, проблемы социальной сферы (квартирный вопрос, тарифы,
льготы, субсидии), и взаимоотношения с работодателями.

Каждая из этих групп имеет свои особенности и по-своему освещает проблему бедности. Остановимся на каждой отдельно.

Убийство от бедности

Криминальная хроника в печатном региональном издании является наиболее популярной рубрикой. В статьях, посвященных убийствам,
кражам, насилию всегда лейтмотивом звучит: она из неблагополучной семьи, у него мизерная заплата, бедные не имеют прав.

Для примера приведу два наиболее ярких материала:

В ?9 в феврале 2004 года вышла такая заметка: <Майор милиции зарезал человека>. В ней говорилось о том, что дежурный по УВД,
36-летний майор милиции Константин Плясунов за полтора года до пенсии, оказался под следствием за убийство соседа по квартире. В
конце статьи автор резюмировал: <Коллеги Константина, говорят о своем товарище, как о честном, хорошем человеке. Они уверены, что
причиной случившегося явился неустроенный быт милиционера: невозможность на мизерную зарплату снять квартиру, оградить себя и
близких от "разного сброда", и привела к трагедии>

Другой пример, трагедия, произошедшая в апреле 2004 года: мать забила своего младенца до смерти. Как выяснилось в ходе
расследования, Т. (как обозначена в статье мать) родилась в неблагополучной семье и имела сестру близняшку. Родители посчитавшие
воспитание двух детей непосильной ношей отдали Т. в детдом. <Меня всю жизнь не любили, били и издевались. Поэтому била и я>, -
приводит слова Т. журналист.

Скандальную историю - Дело <Черных маклеров> - опубликовал <ВН> в мае 2004 года. Мошенники завладевали квартирами и выгоняли хозяев
на улицу, или переселяли их в развалюхи, обещая хорошие заработки, выгодный обмен, или бесплатный ремонт. Основная масса
пострадавших - это спившиеся горожане.

Дома рушатся, трубы ветшают, пенсионеров льгот лишают

Проблемам социальной сферы (квартирный вопрос, тарифы, льготы) уделяется особое внимание.

<ВН> постоянно отслеживает изменение тарифов, состояния жилищно-коммунального хозяйства. В статьях приводятся комментарии
начальников, представителей власти, директоров коммерческих предприятий о том, что существующие или планирующиеся тарифы не
учитывают уровень жизни основной массы населения. В части материалов по этому поводу высказываются сами авторы.

Поскольку для Кировского региона характерна такая проблема как долги бюджетных организаций перед энергетиками и градообразующими
предприятиями, то представлены статьи и на эту тему.

Например, в январе вышла статья <Поселок Радужный может остаться без тепла>. <Нерадужные перспективы ожидают 15 тысяч жителей
поселка Радужный, - пишет журналист. - В ближайшее время в их квартирах могут отключить отопление. Причина в том, что муниципальное
управление ЖКК города Кирова задолжало Кировскому Сельскому Стоительному комбинату за отопление и содержание социальной сферы
поселка 8 миллионов рублей>.

Также, в январе на страницах газеты была освещена проблема устаревших лифтов. <Лифт не средство передвижения, а роскошь>, - так
озаглавил статью журналист.

По его информации сто лифтов в городе Кирове выработали свой ресурс и подлежат замене, а необходимых на это 60 миллионов у
горжилуправления нет.

Теме ветхого жилищного фонда вообще уделяется большое внимание. Киров - город более чем с 600-летней историей, многим зданиям
областного центра далеко за сотню лет. <Осторожно камнепад>, - так называется статья об обрушении кирпичной стены старейшего
торгового центра в городе. (? 16 апреля)

<Авось не рухнет>, - это уже другая статья. Она посвящена плачевному состоянию домов из бетонных блоков.

В марте громкий скандал был связан с отключением горячего водоснабжения и отопления за долги бюджета перед ОАО <Кировские
Коммунальные системы>, что также было освещено на страницах <Вятского Наблюдателя>.

Уделяется пристальное внимание и законотворчеству. Так в ? 17 за апрель приведена информация о поправках в закон <о прожиточном
минимуме>, который Государственная Дума приняла в первом чтении.

Или вот еще один пример, статья, посвященная решению городской думы, что частные автобусы, должны перевозить льготников бесплатно.

Особо, в этом ряду, стоит отметить статью ведущего журналиста издания Веры Якубович, посвященную непосредственно окружному форуму
"Региональные стратегии преодоления бедности".

<На прошлой неделе в Кирове - в рамках подготовки к окружному форуму "Региональные стратегии преодоления бедности" - искали "точки
роста" областной экономики. Не нашли>, - так начинается статья.

<Московский профессор-методолог Вячеслав Глазычев в течение двух дней руководил семинаром, на который собрали весь цвет вятской
муниципальной элиты, добиваясь от глав районов формулировки перспективных направлений развития экономики районов и городов>, - пишет
журналист. - <Говорят, уехал профессор в расстроенных чувствах, жалуясь на то, что ни один из доселе проведенных им многочисленных
семинаров не был таким слабым по составу участников и бедным на плодотворные идеи. : Главам городов и районов, упертые в проблемы
хронического недофинансирования и поэтому целиком зависящие от областной власти, некогда и незачем думать об абстрактных
перспективах, и поэтому на семинаре чаще звучали жалобы на тяжелую жизнь. Представители лесных районов говорили, что неплохо было бы
построить в области целлюзно-бумажный комбинат. Предприниматели жаловалось на нехватку "длинных денег" и предлагали открыть
областную корпорацию гарантирования кредитов>.

Не дают, не обещают, увольнением пугают
Отдельно необходимо остановиться на материалах, посвященных ущемлению законных прав трудящихся.

В феврале на страницах <ВН> была опубликована статья <Долг забастовкой красен>. В ней говорилось о том, что рабочие ООО
"Горзеленстрой" грозятся приостановить шестого февраля работу, если им не выплатят долги по зарплате.

<Город должен нам более трех с половиной миллионов рублей>, - приведены в статье слова директора ООО "Городзеленстрой" Михаила
Онучина. - <Зарплату рабочие не получали уже три месяца. 26 января после общего собрания 65 рабочих предприятия направили в
горадминистрацию протокол, в котором заявили, что до погашения задолженности по зарплате не выйдут на работу>.

Чуть ранее вышла статья <Через заднее число>. В ней речь шла о том, что городские чиновники решили сэкономить на работниках
дошкольного и внешкольного образования, урезав, задним числом, надбавки к их зарплате на пять процентов.

В 2004 году на страницах данного издания были опубликованы статьи, посвященные ущемлению иных прав сотрудников.

<Транспортников оставили без пенсии>, - это заголовок статьи в которой говорится, о том, что руководство Кировского Пассажирского
автотранспортного предприятия N3 (ПАТП-3) не перечисляло взносы в Пенсионный фонд в 2002 году.

Находят отражения на страницах газеты акции профсоюзов и политических организаций Кировской области. Подобные мероприятия
сопровождают репортажи с места события, где площадку для выступления предоставляют по возможности всем сторонам.

В июне вышла статья <Профсоюзы против>. <В четверг около зданий мэрии и областной администрации несколько сотен манифестантов
отстаивали права трудящихся. Требования митинга, организованного областными профсоюзами, затрагивали буквально все проблемы
современного общества: от переименования города до социальных льгот. Беды областного масштаба тонули в проблемах, вызванных
реформами образования, ЖКХ и социальной сферы>, - комментирует журналист.

Остра, социальна, значима

Значительная часть аудитории <Вятского Наблюдателя>, как и у большинства Кировских газет, это люди среднего и ниже среднего
достатка. Соответственно проблемы этих слоев населения имеют большое значение для издания.

Можно сказать, что проблема бедности остра настолько, что ей посвящена если не основная, то значительная часть газеты. Данные
материалы в основном выходят в первой половине издания, что говорит об их приоритетном статусе при верстке газеты.

--------------------------------------------------------------------------------

[1] ИА СетьИнформ. - 2004. - 15 июня.
[2] Там же.
[3] Овчарова Л. Лишения как признаки бедности: Глава из книги "Бедность: альтернативные подходы к определению и измерению",
Московский центр Карнеги, 1998. См. также: Овчарова Л. Кто считается бедным в России? - Там же.
[4] Александрова А., Овчарова Л, Шишкин С. Мифы о бедности. - Там же.
[5] Там же.
[6] Александрова А., Овчарова Л, Шишкин С. Мифы о бедности. - Там же.
[7] Переслегина Е. Бедность психологическая или страх перемен. - Там же.
[8] Глазычев В. Бедные - старые и новые. - Там же.
[9] Там же.
[10] Александрова А., Овчарова Л, Шишкин С. Мифы о бедности. - Там же.
[11] The International Glossary on Poverty. Edited by D. Gordon and P. Spicker. - CROP Publications, 1999.
[12] Стандарт жизни в конкретном обществе зависит от уровня его социально-экономического развития, а именно от среднедушевого
дохода, размера ВВП на душу населения и набора материальных благ, которые они предполагают.
[13] Можина М. Бедные. Где проходит черта? // Свободная мысль, 1992.
[14] Бедность в России. Государственная политика и реакция населения. Под ред. Д. Клугман. Всемирный Банк. Вашингтон - 1998 (русский
перевод).