Евгений Гонтмахер. Социально ответственный бизнес (*+)
http://archipelag.ru/text/n82.htm
Социально ответственный бизнес
Интервью газете "КоммерсантЪ", 23 декабря 2003г.
Евгений Гонтмахер
- Как бы вы в нескольких тезисах дали определение понятию "социальная ответственность бизнеса"?
- Я сразу должен сказать, что социальная ответственность бизнеса возможна только в том случае, если есть социальная ответственность
государства и социальная ответственность общества. Когда двух последних нет, то получается, будто бизнес призвали к ответственности:
"Дайте-ка денег". Если же предположить, что ответственность перед людьми есть со всех сторон, то можно определить несколько позиций.
Первое - бизнес платит налоги в полном объеме и "вбелую". Если проводится законная оптимизация налогов, то при этом бизнесу надо
понимать, что тем самым часть налогов он уводит из страны, не додавая в бюджет на те же самые социальные программы. Здесь есть некий
моральный аспект. С моей точки зрения, социально ответственный бизнес может таким образом оптимизировать налоги только в крайнем
случае, когда это жизненно необходимо для его экономического функционирования.
Второе - социально ответственный бизнес должен платить экономически обоснованную зарплату. Не секрет, что сейчас бизнес часто
экономит на зарплате, рассматривая ее как часть своих издержек. С одной стороны, это так. Но с другой - бизнес должен понять, что
высокая зарплата позволяет человеку тратить деньги на поддержание своего здоровья, на образование, на культуру. То есть работник
потратит деньги на подготовку свою и своей семьи к настоящей и будущей трудовой жизни. Ведь в России остро не хватает
квалифицированных кадров. И в этом смысле для работодателя зарплата - это не издержки, а инвестиции (и очень выгодные) в
человеческий капитал.
Третье - социально ответственный бизнес на добровольной основе занимается благотворительностью. Для бизнеса это тоже очень выгодное
дело. Это создание и поддержание репутации, которая стоит денег. Например, капитализация ЮКОСа благодаря созданию благоприятной
репутации, в том числе и социальной, возросла в десятки раз. Потенциальный инвестор увидел, что компания может позволить себе
проводить масштабные социальные программы, напрямую не связанные с производством, что ее знают в обществе. И с другой стороны, эти
программы показывают, что бизнес открыт, он занимается не только внутренними корпоративными программами, но и работает с обществом.
- Как вы оцениваете меру социальной ответственности российского бизнеса?
- Бизнес очень много делает и делал для общества. Только на социалку промышленники официально тратят 17% своей официально
показываемой прибыли и, думаю, еще столько же - неофициально. Другое дело, что социальные программы бизнеса не всегда были известны
широкой общественности. И то, что бизнес во второй половине 90-х годов не объяснял, не пиарил эти программы, - большая ошибка. И
когда произошли известные события с ЮКОСом, когда нарушился диалог с властью, тогда пошла дискуссия о месте бизнеса в обществе. Хотя
дискуссия здесь вряд ли возможна - бизнес в России уже давно социально ответственен. Общество не понимает вклада бизнеса, а ведь
именно бизнес, налаживая, несмотря ни на что, экономику, создавая рабочие места и выплачивая зарплату, спас в 90-е годы страну.
- Складывается ощущение, что бизнес зачастую подменяет государство в социальных делах. Государству, как правило, не хватает денег.
Может, налоги маленькие или их неэффективно используют?
- У нас становится системой, когда местный губернатор вызывает работодателя и убедительно "просит" денег на социалку, так как
местный бюджет пустой. Такая ситуация связана в первую очередь с устройством налоговой системы. И дело не в том, большие у нас
налоги или маленькие. В России налоги не больше, чем во многих странах, где идет успешный экономический рост. Дело в том, что
большая их часть уходит в центр, смешивается в общем котле, а только потом в виде трансфертов распределяется по регионам. И у
местного налогоплательщика складывается ощущение, что его деньги отняли и непонятно как используют.
Налоговая система должна быть децентрализована, и основная часть налогов должна оставаться в муниципальных бюджетах, во всяком
случае, та часть, которая тратится на социальные программы. И одна из задач бизнеса - научить местные администрации грамотно тратить
бюджетные деньги.
- Какова, на ваш взгляд, основная тенденция развития российского бизнеса в плане социальной ответственности?
- С точки зрения того, сколько отдается денег, - то их будет отдаваться больше.
И легально, и нелегально. Теперь у губернаторов появились дополнительные политические рычаги давления. Ведь когда губернатор
попросит денег у местного олигарха, то последний понимает, что в случае отказа может стать и местным Ходорковским. Важно не
допустить, чтобы это стало носить характер некоего оброка, отката государству и обществу, а в бизнесе уже есть такие настроения. И
это плохо, потому что у бизнеса просто отобьют охоту осознанно участвовать в социальных программах и быть реальным партнером
государства и "третьего сектора". Вот тогда о социальной ответственности бизнеса - в цивилизованном смысле этого понятия - придется
забыть.
- Планируется ли ввести для российских предприятий стандартные формы социальной отчетности, как это принято на Западе?
- Сейчас в РСПП готовятся предложения по добровольному введению стандартных форм социальной отчетности. Мы возьмем западные образцы
и попытаемся их адаптировать к российским условиям. Но я думаю, что на первом этапе будет сложно кого-то убедить. Сейчас некоторые
предприятия готовят социальные отчеты в произвольной форме - что выгодно, то и освещается. А в стандартной форме - обязательные
графы. Например, такой отчет включает в себя интервьюирование всех стейк-холдеров (заинтересованных сторон). И чтобы удостовериться,
что интервью не поддельное, при этом должна присутствовать аудиторская компания. Фактически - это социальный аудит. Но многие
компании к этому пока не готовы, ведь придется много что открывать.
Интервью взял Сергей Сыров