Бедность в России в историческом контексте (*+)
http://archipelag.ru/text/n96.htm
Бедность в России в историческом контексте
Анастасия Александрова, Лилия Овчарова, Сергей Шишкин
Уже в IX в. в России появились первые социальные программы поддержки бедного населения. Основным институтом, в котором бедные люди
могли получить помощь, была церковь. Церковь не стремилась уменьшить бедность, не считала бедность населения угрозой порядку в
обществе. В это же время появился обычай у "власть держащих" посещать тюрьмы, богадельни, навещать бедных и больных. Церковь
запрещала отделять действительно нуждающихся от тунеядцев - нужно было помогать всем. Такое отношение способствовало массовому росту
численности нищих по всей территории страны. Они просили милостыню по любому поводу: свадьбы, похороны, крестины, поминки, церковные
праздники. Жертвовали царицы, князья, сановники, богатые и простые люди.
Во время правления Ивана Грозного, с конца XVI в., помощь бедным, основанная на благотворительной деятельности, сменяется
государственной помощью. Царь Федор Алексеевич в конце XVII в. подписал указ о государственной помощи бедным, в соответствии с
которым предлагалось организовать учебу для детей бедных, обучать их ремеслу, а также помогать крепостным. Предлагалось также
предоставлять жилище для бедных, больных, престарелых, лечить больных. Следует отметить, что в это время появился один важный
принцип государственной социальной политики, в соответствии с которым предписывалось выявлять настоящих бедных и тунеядцев. Этот
элемент программ социальной поддержки можно назвать прообразом нынешнего принципа адресной социальной поддержки бедных на основе
контроля доходов. В результате внедрения такого подхода в социальную политику все сообщество бедных разделилось на тех, кто имеет
право на помощь, и тех, кто не имеет. К последним стали относиться негативно. Во время правления Петра I, с одной стороны, программы
поддержки бедных стали более разнообразными (строили госпитали для инвалидов, сиротские дома, больницы, богадельни, выдавали
небольшие денежные пособия на питание), с другой стороны, нищих царь подвергал сильным гонениям, репрессиям. Он издал специальные
указы, которые запрещали просить и подавать милостыню. За нарушение следовали ссылка на каторгу, штрафы.
При Александре I, с начала XIX в., в России сложилась система поддержки бедных, основанная на государственных, общественных и
частных видах помощи. Право на социальную защиту имели многие категории граждан: бедные семьи, раненые, военные, бедные
ремесленники, дети, вдовы, сироты, бедные женщины, старики, инвалиды, безработные, учащиеся, семьи осужденных. Против нищих
по-прежнему применялись репрессивные меры: высылка, штрафы, тюрьма. Со второй четверти XIX в., во время правления Николая I,
благотворители выдвинули тезис о том, что бедность надо предупреждать, а главным методом считалось обучение различным трудовым
навыкам. Так стали создаваться организации трудовой помощи - различные школы, мастерские, ремесленные приюты.
При Александре III были получены первые статистические данные о количестве бедных в России: в Санкт-Петербурге в период с 1882 г. по
1887 г. было зарегистрировано 25 500 просящих милостыню, из них 64 % мужчин, 32,7 % отставных солдат, 30,9 % крестьян, 23,3 % мещан,
4,3 % дворян, 2,2 % ремесленников[i] .
К концу XIX в. во многих городах образовались учреждения призрения и трудовой помощи: дневные и ночные приюты, больницы, ночлежные
дома, бесплатные колыбельные, дома бесплатных и дешевых квартир, школы, богадельни, магазины, бесплатные и дешевые столовые, дневные
убежища, ясли, ремесленные и сиротские учреждения, справочные конторы по поиску работы, ссудные кассы, различные исправительные
колонии и др. Такая помощь оказывалась местными властями по желанию и возможностям, но без основания на каких-нибудь статьях и
нормах законодательства[ii] .
Лишь в октябре 1892 г. была сделана попытка создания закона об организации общественного призрения в России. Была созвана комиссия,
разработаны различные варианты проекта закона, в которых декларировались обязательность призрения, принцип трудовой помощи,
содействие в поиске работы, выдача средств производства, помощь в реализации продукции. В 1898 г. было принято Городовое положение,
согласно которому статьи расходов на общественное призрение стали обязательными[iii] .
По разным данным, к концу XIX в. в России просило подаяние от 300 тыс. до 2 млн человек[iv] . Тогда же был подмечен интересный факт:
при увеличении числа домов призрения количество нищих сокращалось, то есть эта мера приносила свои плоды. Масштаб российского
общественного призрения, наблюдавшийся в то время, впечатляет: действовали десятки благотворительных учреждений, в которых
находились тысячи людей, включая детей. Например, в губерниях России было создано 648 богаделен, в которых призревались больше 20
000 человек. К 1910 г. в России функционировали около 11 000 различных благотворительных организаций, три четверти из которых
содержались на частные деньги.
С приходом к власти большевиков были упразднены организации и комитеты помощи военно-увечным, настроенные против советской власти,
все благотворительные организации также были закрыты "за ненадобностью", а их имущество передано в собственность советской власти.
На страницах новых большевистских изданий критиковалось все, что делалось в отношении бедных в дореволюционной России, хотя, как
показывает анализ, многие методы борьбы с бедностью советская власть переняла и развила.
Следует отметить, что, несмотря на непризнание проблем нищих и больных, Советская власть с первых дней своего функционирования
достаточно четко сформулировала свои принципы защиты от бедности работающего населения. Уже в 1918 г. стал рассчитываться
прожиточный минимум с целью установления минимальной заработной платы. В период НЭПа, на протяжении 1922-1927 гг., человека считали
бедным, если его денежный доход был ниже минимальной "продовольственной корзины", которая от 4 до 12 раз в год рассчитывалась
системой специальных органов для каждой российской губернии. Прожиточный минимум постоянно публиковался в средствах массовой
информации и устанавливал уровень минимальной заработной платы, которая не могла быть по закону меньше него.
С началом политики индустриализации, в 1927-1929 гг., прожиточный минимум перестали рассчитывать из-за массового обнищания
населения, падения реальных доходов и отсутствия финансовых средств в стране.
С 1926 г. количество нищих в СССР стало расти. На помощь им в виде пособий и на организацию ночлега денег в государстве не было,
поэтому единственной мерой для уменьшения числа нищих со стороны властей являлась их отсылка на время проведения городских
празднеств подальше от крупных городов. И хотя нищенство вызывало осуждение, никаких карательных мер против нищих не принималось
из-за отсутствия средств. Лишь с 1929 г. в стране для ликвидации нищенства и беспризорности стали применять две меры: трудовое
воспитание в лагерях, колониях, тюрьмах и единовременную материальную помощь некоторым людям для возвращения в родные места или для
устройства на работу. С этого времени нищие стали врагами Советской власти, от которых нужно избавляться.
Право на государственную поддержку в первые годы советской власти стали иметь дети и беспризорники, а инвалиды были признаны
"паразитическими элементами" наравне с классовыми врагами и представителями высшего общества[v] . С беспризорничеством среди детей в
СССР в основном боролись с помощью организации детских домов, что помогло снизить количество беспризорников в стране. 31 мая 1935 г.
ЦК ВКП(б) и Совнарком выпустили постановление о ликвидации детской беспризорности и безнадзорности. Бедности в стране как бы не
стало. Она была "устранена" декларативным путем.
На тридцать лет тема бедности в открытой дискуссии была запрещена. В значительной степени это и был тот равновесный баланс
социальной политики со сложившимися экономическими возможностями: страна пережила войну и занималась послевоенным восстановлением.
Другими словами, было не до бедных - выживал каждый как мог. Такую социальную политику нельзя назвать советским изобретением,
поскольку во всех государствах и политики, и исполнительная власть начинают замечать проблему бедности только тогда, когда для
противостояния ей имеются определенные ресурсы. Если таковых нет, то нет и проблемы бедности.
--------------------------------------------------------------------------------
[i] Сперанский. С. В. К истории нищенства в России // Оттиск из "Вестника благотворительности". - СПб - 1897. С. 40.
[ii] Горчева А. Ю. Нищенство и благотворительность в России. - М.: Духовное возрождение, 1999. С.81.
[iii] Там же. С. 410-411.
[iv] Там же. С. 53.
[v] Горчева А. Ю. Нищенство и благотворительность в России. - М.: Духовное возрождение, 1999. С.171.
Раздел из книги А.Л.Александрова, Л.Н.Овчарова, С.В.Шишкин "Бедность и льготы: мифы и реальность" -- Москва: ИИФ "Спрос" КонфОП,
2003 г.
Текст взят с сайта http://www.civitas.ru/lib.shtml