Может быть, это тот единственный случай, когда Эдвард Радзинский опоздал (*+)
http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg162004/Polosy/art15_2.htm
ПРИНЕСЁННЫЕ РЕТРО
Может быть, это тот единственный случай, когда Эдвард Радзинский опоздал. Опоздал со своей трактовкой судьбы императора Александра
II. Зрителям канала СТС, наблюдающим бесчисленные серии телематрёшки <Бедная Настя>, давно стало ясно, что отмена крепостного права
в России произошла из-за того, что с ранней юности наследник престола наблюдал изнурительные любовные тяготы подданных. Вот и издал
манифест. И, видимо, напрасно. Какая у них была жизнь в том 1840-м! Разодетые пейзанами времён Эрмитажного театра Екатерины и
пастушками-оленеводками а-ля Юдашкин, никогда в последующей истории уже не видывали они ни нарядов столь узорчатых, ни подобной
степени демократии в отношениях с властью - баронами и князьями, уполномоченными и председателями.
Только однажды <император Николай>, подхвативший вместе с загаром сильный ливадийский акцент, возмутился, что <Бенкендорф> вошёл к
нему без доклада. Будто не заметил, что в этом сериале так принято, всё на этом зиждется - снуют туда-сюда без стука, промахиваются
усадьбами, комнатами, постелями. Прямо как на <Фабрике звёзд>. Господа, крепостные, соседи, отставные управляющие, бывшие любовницы,
гадалки, величества и высочества, исправники, жандармы, цыгане: Тусовку ведь как ни приодень, какие имена ни дай, она остаётся
тусовкой, реалити-шоу.
Это Толстой вынужден был менять буквы в реальных и славных дворянских фамилиях персонажей <Войны и мира>. Он слишком чувствовал
собственную причастность к истории Отечества. А для <ведущего автора сценария Лизы Сейдман>, как, впрочем, и для всей <Коламбии
пикчерс> с <Амедиа>, эти имена, мимолётно занесённые ветром в уши, не более чем бутафория. Не более чем косоворотка или непременный
российский медведь, нападающий на зазевавшуюся красавицу (фольклор ещё слабо освоен сценаристами, иначе бы косолапый отнёс её в свою
лесную избушку, а там, чего греха таить, возник бы ещё один потомок <Долгоруких>). Хотя все эти незаконнорождённые помещики
Колумбийского уезда, постоянно ищущие своих побочных отпрысков (<Ещё одну дочь нашёл!> - с радостью участника состязаний в форте
Боярд произносит князь Пётр), вполне заслуживают замены букв в фамилиях. Ну какие претензии могут быть, к примеру, к князьям
Долборуким или Ремниным? Ан нет, им подавай Жуковского на роль <чего изволите>.
Сценарий постоянно держит внимание ожиданием очередной нелепости. Исторической, бытовой или сюжетной. Прикрыть их не удаётся даже
столь радикальным приёмом, как регулярная потеря рассудка и памяти половиной героев. Князь, княгиня, любовница, Сычиха, управляющий
покорно принимают на себя хворь сценаристов. А знание дворянского и усадебного быта середины позапрошлого века, норм общения, манер,
обычаев и языка, проявленное создателями сериала, неминуемо отсылает к классике. К булгаковскому кинорежиссёру Якину в попытке
объясниться с Иваном Грозным - <паки: паки: иже херувимы: житие мое:>.
А актёры? Они с профессиональной уверенностью и старанием снисходят до уготованных им ролей. И тем, кто, не ломая руки в мелодраме,
искренне играет комедию интриги, воплощая образы прохвоста Забалуева и пролазы Карла Модестовича, даже сопутствует удача. Речь об
Александре Филиппенко и Дмитрии Шевченко.
Телезрителям предлагается и далее гадать, кто же она - эта <бедная Настя>, ведь кого ни возьми в этом сериале - все на редкость
убоги. Ничтоже сумняшеся использовав славные российские фамилии, можно было бы и над названием так не оригинальничать. Понятно, что
<Бедная Лиза> содержит несправедливый намёк на имя ведущего сценариста. Но есть же ещё <Бедные люди>. Или это уже о нас, имеющих
телевидение с такой скудной потребительской корзиной?
Алексей БАРХАТОВ