Падаем в пределах нормы: небоевые потери российской авиации
03.09.2003 13:08
За три последних года военная авиация только в мирной обстановке потеряла по
<человеческому и нечеловеческому> фактору свыше 100 самолетов и вертолетов.
По штатной структуре это 4 полка
В авиакатастрофах в системе государственной авиации России в этом году
погибли двадцать два человека, заявил на пресс-конференции, прошедшей в
Минобороны во вторник, начальник Службы безопасности полетов авиации
вооруженных сил Российской Федерации генерал-лейтенант Сергей Солнцев.
Он разъяснил, что в государственную авиацию входит авиация вооруженных сил и
других <силовых> структур. Всего в государственной авиации за этот год
зафиксированы 13 происшествий, из них девять в Министерстве обороны. Об этом
сообщает РИА <Новости>.
Отдельная статистика ведется по Чечне. Там зафиксированы девять летных
происшествий: четыре случая связаны с огневым воздействием, два - с отказом
техники и три - с <человеческим фактором>.
По данным Службы безопасности полетов авиации ВС РФ, в Чечне до 1998 года
было 13-18 летных происшествий в год, а с 1998 года регистрируется 10-13
происшествий. Как правило, небоевые потери составляют около 50 проц.
Аномально катастрофичным оказался август 2002 года, когда в Чечне был сбит
военно-транспортный вертолет Ми-26. Тогда погиб 121 человек. Несмотря на то,
что были найдены непосредственные исполнители теракта, выпустившие по
вертолету ракету из ПЗРК, военная прокуратура обвинила в халатности
командира вертолетного полка Анатолия Кудякова. Ми-26 ушел из Моздока на
Ханкалу со 147 пассажирами вместо положенных 80. Также в вину офицеру
поставили отсутствие боевого сопровождения, без которого Ми-26 вообще не
имел права отправляться в полет. Закрытый судебный процесс над Кудяковым
начался в Северо-Кавказском окружном военном суде в мае 2003 года и
продолжается до сих пор в Ростовском гарнизонном военном суде.
И вот спустя ровно год, в августе, - очередная вертолетная катастрофа. Во
время учений на Дальнем Востоке, на которых присутствовал министр обороны,
разбились два Ми-24. Здесь уже не было обстрела боевиков, министр обороны
заявил о воздушном хулиганстве. Возможно, человеческий фактор и сыграл свою
роль, но в то же время не исключено, что отказала техника: в отличие от
относительно нового Ми-26, который эксплуатируется в войсках всего 7 лет,
Ми-24 летают уже по 20-25.
Сергей Солнцев отметил, что аналогичные статистические показатели были
характерны для операции в Афганистане, похожие показатели характерны для
армий США и других армий, участвующих в подобных конфликтах.
Отвечая на вопрос журналистов об аварийности в российской военной авиации,
Солнцев сообщил, что в российской армии на одно летное происшествие
приходится примерно 20 тыс. часов налета, а в армии США - 22 тыс. часов
налета. Таким образом, подчеркнул он, <аварийность в армиях сопоставима>.
Касаясь наиболее частых причин авиапроисшествий, он отметил, что 80%
авиационных происшествий связаны с <человеческим фактором>. При этом он
подчеркнул, что имеет в виду не только ошибки летчиков, но и подготовку
техники, организационные моменты, действия персонала на земле. В этом году в
государственной авиации из-за отказов техники произошло четыре чрезвычайных
ситуации в воздухе, сказал генерал.
Где новая техника?
По программе вооружений до 2010 года в Вооруженных силах РФ
предусматривается закупка лишь единичных образцов вооружений и военной
техники. А выкручиваться военные должны в основном за счет ремонта и
модернизации старой техники.
Сейчас около половины вертолетного парка уже выработало или подходит к
выработке назначенного ресурса. 25% машин уже продлен ресурс еще на 5 лет.
Но, как говорят военные, черта максимального продления ресурса уже пройдена.
Если не будет новых машин и достаточного финансирования на модернизацию и
ремонт старых, то к 2015 году в России может не остаться ни одного
вертолета - сообщает ГАЗЕТА.