Что же такого ужасного я сделал
[ http://www.globalrus.ru/comments/134450/] ? Отметил добрым словом
событие, случившееся 35 лет назад, и его героев, нескольких оставшихся в
живых стариков. Да, тогда, в августе 1968 года, они вышли на Красную
площадь, протестуя против оккупации Чехословакии. Маленький, частный
подвиг, но подвиг. Да, он длился минуты. Да, это подвиг несравнимый с
подвигом нашего народа во время войны. Но ведь на войну-то идти надо, а
на площадь - необязательно. А они вышли. Почему бестактно их вспомнить?
Половина из них умерли.
Давайте не будем легко говорить о смерти ?тыловиков?, хотя бы наших
ленинградских рабочих, которые, надрываясь в ледяных цехах, с пайком в
125 г хлеба, падали и умирали у своих станков. А потом, зачастую
безымянных, их сваливали в общие могилы.
Страдали все. Такова уж история моей страны, и я ее так чувствую.
Глубокоуважаемый Максим Юрьевич! Вы пишете о правозащитниках:
?...невозможно уравнивать то, чем рисковали они, и то, чем рисковали
участники войны?, а умерли они, пишете Вы, ?от таких тяжких болезней,
которые, скорее всего, достали бы их и на воле?.
Так ли это? Принудительное питание Сахарова это какое страдание -
большое или так себе, пустяк? А покончивший с собой Илья Габай по какому
проходит разряду? Или погибший Анатолий Марченко? Ведь сегодняшней
свободной страной мы обязаны и этим смертям и этим страданиям - как же о
них забыть? Или, как делаете это Вы, искать разницу ?между тостом "За
победу нашего безнадежного дела!" и словами "А коль придется в землю
лечь, так это ж только раз"?. Вы же передергиваете, Максим Юрьевич,
противопоставляя застолье последнему вздоху. Выпивали и на войне. И на
войне говорили тосты. Умирали и после войны. И всегда в землю ложатся
только раз.
Вы пишете, что правозащитник ?все равно обречен, целясь в коммунизм,
попадать в Россию?. Максим Юрьевич, не горячитесь. Так можно думать,
только если плохо понимаешь, где коммунизм, и где Родина. Мне казалось,
Вы это хорошо знаете.
Вы, Максим Юрьевич, попеняли мне за непонимание масштаба: то семеро
смелых на площади, а то - русские солдаты, полегшие миллионами на полях
войны. Попеняю и я Вам: разве вспомнить мужественных стариков - уж такое
ужасное преступление? И такой ли уж такт одернуть за попытку гласно
признать и отметить заслуги этих людей перед обществом? Разве нет у меня
более крупных провалов? Разве я не делал худших ошибок?.. Наверно, есть.
Наверно, делал. Так скажите мне об этом. Я глубоко Вас уважаю и готов
видеть как вдумчивым сторонником, так и бескомпромиссным критиком.
Конечно, я предпочел бы видеть Вас среди своих сторонников. Те идеи,
которым я привержен, то видение России, ее будущего, от которого я
никогда не отрекусь - мне казалось, что это и Ваши идеи, это и Ваше
видение России.
P.S. Мой отец - Чубайс Борис Матвеевич - начал войну 22 июня 1941 года и
закончил 9 мая 1945-го. Он как раз из тех упомянутых Вами 3-х процентов,
которые выжили чудом. Ничто, сказанное мной выше, не снижает моего
преклонения перед ним и его поколением, отстоявшим Родину, но так и не
увидевшим ее свободной.
01.09.2003
Анатолий Чубайс
<<<
http://www.livejournal.com/users/holmogor/493058.html#cutid2
<<<
Политика. Пресса.
В русском интернете развивается маленькая, но драматическая история о
том, как поспорили Анатолий Борисович с Максимом Юрьевичем.
Речь об известном публицисте Максиме Соколове и еще более известном
Анатолии Чубайсе.
Господин Чубайс имел смелость выступить с гражданской инициативой -
приравнять к ветеранам Отечественной войны десятерых диссидентов,
устроивших 25 августа 1968 года демонстрацию протеста против ввода
советских войск в Чехословакию.
Демонстранты пришли на Красную площадь и развернули плакаты - ?Долой
оккупантов?, ?Да здравствует свободная и независимая Чехословакия?, но
их почти сразу же свинтили работники КГБ.
Демонстрантов осудили, приговорив к на удивление небольшим срокам
заключения от 10 месяцев колонии до 5 лет ссылки.
И вот мучеников демократии Чубайс предложил считать по статусу равными
ветеранам Отечественной войны, за свободу нашего народа (да и той же
самой Чехословакии) от фашизма.
Для тех, кто не понял - поясню.
Считать советскую армию в Чехословакии равной нацистскому вермахту на
Украине, а товарища Брежнева Леонида Ильича - аналогом Гитлера.
Потому как еще понять - если и те и другие боролись с врагами и
заслуживают одинакового уважения, то и их враги заслуживают одинаковой
ненависти.
Возникает, правда, вопрос - а как быть с ветеранами войны, которые при
этом участвовали в Чехословацком походе.
Получается, что по одной статье они герои, а по той же, модифицированной
Чубайсом - фашисты.
Но господина Чубайса такие тонкости, как обычно, не интересуют.
У него другая задача - пиар партии СПС, где он отныне работает третьим
колесом, вслед за Немцовым и Хакамадой.
Господина Соколова, тоже либерала и свободолюбца, комиссарская прямота
господина Чубайса несколько смутила.
Не то чтобы он против диссидентов, не то, чтобы считает их совсем не
героями, но понимает, что чувства туземцев надо щадить.
Если вот так вот прямо в лицо и сказать - фашисты вы и внуки фашистов, а
героями только и были, что горстки диссидентов, сражавшихся за наше-вашу
свободу и героически деливших деньги западных благотворительных фондов,
то могут ведь и побить.
Но господин Чубайс так и не понял.
И ответил господину Соколову гневным письмом в стиле ?Что же сделал я за
пакость??
Господин Соколов повторил еще раз и припугнул, страшными ревизионистами,
которые воспользовавшись бестактностью господина Чубайса получат лишний
повод кричать "Велика Степанида Советская!".
Имел он ввиду, судя по предыдущей своей заметке, вашего покорнейшего слугу.
Дабы не обмануть ожиданий скажу: ?Да, Велика Степанида Советская?.
Велика тем, что освобождала и меня, и вас, и всех людей доброй воли, от
сомнительного удовольствия наблюдать за спорами двух школ европейских
колонизаторов.
Одни предлагают окружить наши деревни и сжечь напалмом, другие -
подарить за хорошее поведение с десяток зараженных оспой одеял.
И подождать, пока вымрем.
Неинтересные споры.
Все одно ведь - им жить, нам умирать.
Или наоборот.
Тут уж как фишка ляжет.
Когда они пишут что-либо о русском или о каком-нибудь славянском
народе, пишут, как видим, не историю, а язвительную и шутейную песнь.
Юрий Крижанич. Политика. 17-й век.
<<<