В последнее время в средствах массовой информации вновь поднята проблема переброски части стока сибирских рек на юг, в страны СНГ Центральной Азии. В настоящей статье показан процесс развития дискуссий: от постановки проблемы до наших дней.
ОСТОРОЖНО, СНОВА «ПОВОРОТ»!
(о переброске части стока сибирских рек на юг)
В. А. ВАСИЛЕНКО,
кандидат экономических наук,
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН,
Новосибирск
«Дайте воды!»
Автором идеи поворота части стока Обь-Иртышского бассейна на юг является инженер Я. Г. Демченко. В 1868 г. он подал свое предложение в Императорское русское географическое общество. Однако оценочных суждений по истечении двух с лишним лет так и не последовало. Тогда, проработав вопрос более обстоятельно, Я. Г. Демченко издал в 1891 г. брошюру «О наводнении Арало-Каспийской низменности для улучшения климата прилежащих стран». Общественное мнение квалифицировало эту идею как безумную.
Проблема переброски части стока сибирских рек в бассейн Аральского моря привлекла внимание специалистов уже в советское время — в 20-х годах. Было составлено много различных схем, различающихся пунктами водозабора, объемами и трассами переброски. В 1949 г. правительственная комиссия одобрила один из вариантов передачи сибирской воды в Арало-Каспийскую низменность, но в 1951 г. работы приостановили из-за возникших сомнений в экологической безопасности проекта.
В конце 50-х годов был взят курс на увеличение площадей орошаемых земель в Казахстане и республиках Средней Азии и создание зоны по выращиванию хлопчатника. Это активизировало разработку и реализацию проектов по территориальному перераспределению водных ресурсов. Экономическая политика, основанная на идеологии покорения природы, открывала возможности для реализации крупномасштабных проектов, направленных на преобразование окружающей среды. Для осуществления плана ирригации в Узбекистане, Таджикистане и Туркмении построили каналы, позволяющие отводить воды Амударьи и Сырдарьи на поля орошения. Однако отъем воды из рек привел к обмелению Арала. В этой связи возобновляется интерес к идее переброски части стока Обь-Иртышского бассейна на юг. Многим она представляется как удачная возможность разом решить два вопроса: осуществить мероприятия по осушению земель Западно-Сибирской равнины и обводнению земель Казахстана и республик Средней Азии.
Вопрос о целесообразности территориального перераспределения водных ресурсов неоднократно ставился на Всесоюзных совещаниях: по комплексному использованию и охране водных ресурсов Западной Сибири (Новосибирск, 1961 г.), по комплексному использованию земельных и водных ресурсов республик Средней Азии (Ташкент, 1962 г.), на совещании по схеме комплексного освоения водных ресурсов Обского бассейна (Новосибирск, 1965 г.), на сессии Казахского филиала Географического общества СССР (Алма-Ата, 1967 г.) и расширенном заседании научного совета Государственного комитета Совета Министров СССР по науке и технике (Москва, 1967 г.) и др.
В конце 60-х годов рост населения и развитие экономики привели к увеличению водохозяйственной напряженности в южных районах страны (юг Украины и Молдавии; бассейн Каспийского и Азовского морей; Средняя Азия и Казахстан). Стали предлагаться «западный» и «восточный» варианты переброски северных рек в Волгу. По первому из них водозабор предполагался из Ладожского, Онежского и более малых озер Северо-Запада европейской части страны, по второму — из реки Печоры.
В 1968 г. Постановлением Пленума ЦК КПСС дано поручение Госплану СССР, ГКНТ, Минводхозу СССР, Минсельхозу СССР, Минэнерго СССР, АН СССР и ВАСХНИЛ совместно с союзными республиками разработать перспективный план мелиорации земель, регулирования и перераспределения стока. Технико-экономический доклад по этому вопросу на период 1971—1975 гг. был подготовлен институтом «Союзгипроводхоз». В докладе обосновывалась необходимость переброски части стока сибирских рек в бассейн Аральского моря. Доклад получил одобрение ЦК КПСС и Совета Министров СССР (Постановление № 612 от 24 июля 1970 г.). В 1971 г. вступил в эксплуатацию оросительно-обводнительный канал Иртыш — Караганда, построенный по инициативе Казахского научноисследовательского института энергетики. Проектировщики рассматривали этот канал как пионерное звено переброски части стока Обь-Иртышского бассейна на юг, как первую пробу сил в схватке с природой.
Все предложения по переброске вод (и на европейской, и на азиатской территории страны), предлагавшие частичный отвод стока от предполагаемого избытка к сложившемуся дефициту, были ориентированы на то, чтобы убедить правительство в необходимости принятия соответствующего решения. И такое решение было принято на XXV съезде КПСС (1976 г.), а затем вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21 декабря 1978 г. № 1048 «О проведении научно-исследовательских и проектных работ по проблемам переброски части стока северных и сибирских рек в южные районы страны».
Данным постановлением Институту водных проблем АН СССР переданы функции головной организации по комплексным исследованиям для обоснования объемов и очередности работ, связанных с переброской. Функции генерального проектировщика по разработке технико -экономических обоснований (ТЭО) переброски возложены на Всесоюзный государственный проектно-изыскательский институт «Союзгипроводхоз» Минводхоза СССР.
Предлагалась поэтапная переброска сибирской воды: на первом — изъятие 25 куб. км, на втором — 60 куб. км, а в отдаленной перспективе — 75—100 куб. км воды в год из бассейнов рек Оби и Иртыша с возможной переброской части стока из бассейна Енисея.
Разработка ТЭО сопровождалась обсуждениями узловых проблем переброски части стока сибирских рек на юг на заседании Новосибирского отдела Географического общества СССР совместно с комиссией Президиума СО АН СССР по рациональному использованию природных ресурсов и охране природной среды (Новосибирск, 1977 г.), на конференции, созванной Советом президентов академий наук среднеазиатских республик (Ташкент, апрель 1978 г.), на заседании Президиума СО АН СССР (Новосибирск, 1978 г.) и др. Материалы ТЭО носили закрытый характер для служебного пользования и были доступны узкому кругу специалистов[1].
В 1980 г. «Технико-экономическое обоснование 1-й очереди переброски части стока сибирских рек в Среднюю Азию и Казахстан» было подготовлено и представлено на рассмотрение правительству СССР.
Переброска части стока сибирских рек в бассейн Аральского моря предусматривалась в границах занимающего около 30% территории Советского Союза Срединного региона страны, в который входили Западно -Сибирский, Уральский (западная часть), Среднеазиатский и Казахстанский экономические районы. Здесь проживало 24,4% всего населения страны, добывались нефть, уголь, черные и цветные металлы, производились важнейшие продукты химической промышленности, хлопок, продукты животноводства.
Разработчики рассмотрели более 20 различных вариантов технического осуществления задач переброски. В результате анализа были отвергнуты варианты, предусматривающие создание равнинных водохранилищ в зонах с заболоченными землями, а также варианты с очень большой протяженностью трасс и дорогими гидротехническими сооружениями для передачи стока. Предпочтение было отдано Тургайскому направлению с водозабором из реки Оби в районе села Белогорье. Вода (25 куб. км в год стока) должна была поступать в водонедостаточные районы республик Средней Азии, Казахстана и Тюменской, Курганской, Оренбургской, Челябинской областей России и служить средством достижения главных целей: увеличения объемов сельскохозяйственной и промышленной продукции; обеспечения населения водой; сохранения и восстановления природных комплексов.
Общий вывод проектировщиков — реализация проекта даст значительный народнохозяйственный эффект: позволит облегчить решение продовольственной проблемы, увеличит производство экспортного продукта (хлопка), капиталовложения окупятся за 8—10 лет, сопутствующие негативные эффекты могут быть полностью преодолены.
Как показывает опыт, проектировщики стремятся усилить аргументы в пользу предлагаемых разработок и оставить в тени их слабые стороны (приуменьшить негативный эффект или охарактеризовать его как относительно легко блокируемый). Поэтому результаты научных исследований и проектирования широко обсуждались научными, плановыми и административными организациями на многих областных, региональных, республиканских и всесоюзных совещаниях[2]. Активную позицию в обсуждении материалов ТЭО заняла и общественность, утверждая демократический подход к принятию природохозяйственного решения.
14 августа 1986 г. вышло постановление ЦК КПСС и СМ СССР «О прекращении работ по переброске части стока северных и сибирских рек» со следующей формулировкой: «Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР, исходя из необходимости изучения экологических и экономических аспектов проблем переброски части стока северных и сибирских рек, за что выступают и широкие круги общественности... признали нецелесообразным дальнейшее осуществление проектных проработок, связанных с переброской стока сибирских рек в Среднюю Азию и Казахстан.
Государственному комитету СССР по науке и технике, Академии наук СССР и ВАСХНИЛу поручено продолжить изучение проблем, связанных с региональным перераспределением водных ресурсов, на основе проведения всесторонних экономических и экологических исследований, применения современных экономико -математических методов и технических средств, а также глубокого анализа отечественного и зарубежного опыта в этом деле».
Следует напомнить, что несколькими годами раньше американские ученые представили аргументы против реализации своего проекта, имевшего целый ряд сходных черт с переброской части стока сибирских рек на юг. Проект, впервые выдвинутый в середине 60-х годов, предполагал сбор стока с высоких широт северо-запада Северной Америки и его перераспределение в водонедостаточные районы Канады, США и Северной Мексики. На первом этапе намечалась переброска 135,6 млрд куб. м в год, позднее ее объем мог быть увеличен. Выполнение проекта потребовало бы около 30 лет. Первоначальные затраты оценивались в 80 млрд дол., более поздняя оценка — 100 млрд дол.
Сторонники проекта говорили о значительных и разнообразных выгодах от его реализации: расширении масштабов ирригации, росте производства электроэнергии, создании судоходных артерий, обеспечении водой промышленности и городского хозяйства и др.
Однако в ходе длительных обсуждений были выявлены многие слабости проекта: крупномасштабные капиталовложения будут завязаны на многие годы, за это время ситуация может измениться коренным образом, и проект окажется морально устаревшим задолго до его завершения, но обратного пути уже не будет, что есть менее грандиозные, но зато и менее дорогостоящие альтернативы. Подчеркивалось, что фундаментальные знания о природной среде явно недостаточны для того, чтобы оценить долгосрочные экологические последствия предлагаемого проекта. В силу отмеченных доводов американцы отказались от его реализации.
Просьба к президенту
В 90-х годах интерес к переброске части стока сибирских рек на юг вновь возрождается. Это объясняется нарастающей водохозяйственной напряженностью в Приаралье и вступлением государств СНГ Центральной Азии в очередной цикл маловодья. В 1996 г. на Международном семинаре ООН по проблемам Арала правительственные чиновники Казахстана и Узбекистана поставили вопрос о необходимости переброски сибирских вод. Начались переговоры по данной проблеме с руководящими сотрудниками российского Министерства природных ресурсов, на фоне которых появилась реальная угроза Иртышу — на этот раз из Китая.
Иртыш — река межгосударственного значения, протекающая по территории Китая (здесь она называется Черный Иртыш), Казахстана и России. С 1999 г. в Синцзян -Уйгурском автономном районе ведется строительство канала из Иртыша (с водозабором на первом этапе 1 куб. км в год, а в перспективе — 4—6 куб. км в год) в озеро Улюнгур. Из озера вода по трубопроводам будет подаваться в город Карамай, а также использоваться для нужд нефтепромыслов и орошаемого земледелия.
В этих условиях переговоры о повороте части стока Обь-Иртышского бассейна были продолжены. В них принимал участие и мэр Москвы Ю. М. Лужков (Ташкент, 2001 г.), который 25 января 2002 г. направил письмо президенту РФ В. В. Путину с просьбой поддержать «проект, взять его под свой личный патронаж».
В письме сообщается:
«...В 1986 году проект был закрыт, и это объясняется двумя причинами: слабость и нерешительность власти, которой противостояла сила недобросовестно сформулированного общественного мнения, в первую очередь псевдопатриотами и псевдоэкологами; экономические затраты подсчитывались теми, кто должен был получить эти средства, и были завышены...
...Отвергая порочные принципы прежнего подхода к реализации проекта, предлагаю на основе ревизии имеющихся наработок рассмотреть вопрос использования паводковых и избыточных вод сибирских рек в целях вовлечения в оборот неиспользуемых сельхозземель России и Средней Азии...
Это актуально и потому, что для нынешнего столетия будет характерна продажа пресной воды на мировом рынке в объемах, сравнимых с объемами продажи нефти. ...Вода является возобновляемым ресурсом, а нефть — нет.
Техническая сторона предложения сводится к использованию 6—7 процентов общего дебита реки Обь (весь сброс Оби — 316 куб. км в год) в качестве ресурса, подаваемого сельскохозяйственным и промышленным предприятиям России, Казахстана, Узбекистана и, возможно, Туркменистана без ущерба для экологии всей гидросети Тобол — Иртыш — Обь...
Место водозабора в канал — створ «Белогорье» на реке Оби близ города Ханты-Мансийска. (Возможен иной, более современный технический вариант водозабора.) Объем водозабора — 27,2 куб. км в год (в перспективе — 37 куб. км в год). Открытый канал длиной 2550 км, шириной 16 м, с пропускной способностью 1150 кубометров воды в секунду дойдет до Сырдарьи, а затем и до Амударьи. На возвышенности воду будут поднимать 8 насосных станций с годовым потреблением электроэнергии 10,2 миллиарда кВт/часов...
Юридической формой реализации такого проекта может стать создание Международного Евразийского Консорциума с долевым участием сторон...
Финансовая сторона проекта в новых условиях требует специальной проработки...
Для обоснования научной концепции проекта и разработки учредительных документов целесообразно создать временную рабочую группу из представителей Правительства Москвы, заинтересованных субъектов РФ, Узбекистана и Казахстана...»[3]
Реакция на письмо была следующей. Президент дал поручение правительству рассмотреть предложение мэра Москвы. Выполняя поручение правительства, министр В. А. Артюхов 5.04.2002 г. № МК-П9-04873 сообщает позицию Министерства природных ресурсов по этому вопросу: «...Считали бы целесообразным поручить Минэкономразвития России и МИД России подготовить предложения по изложенной проблеме в части социально-экономических и геополитических аспектов, а Российской Академии наук в части возможных экологических последствий реализации проекта»[4].
Общественности предложение Ю. М. Лужкова реанимировать отклоненный в 1986 г. проект стало известно после того, как «Зеленый мир» опубликовал его письмо, адресованное президенту В. В. Путину. В средствах массовой информации началось обсуждение инициативы московского мэра.
Поле для дискуссий
9—10 апреля 2003 г. в Москве состоялась Международная конференция «Россия и Центральная Азия: проблемы воды и стратегия сотрудничества», организованная Институтом СНГ, АО «Совинтервод», Вольным экономическим обществом России, «Фондом идей ХХI», Комитетом по делам ЮНЕСКО РФ при поддержке Программы развития ООН и Информационного центра ООН. В ее работе приняли участие представители федеральных министерств и ведомств, ученые Академии наук, инженеры, экологи, политики, экономисты, предприниматели и правоведы. Из Центральной Азии были приглашены 26 человек, из Москвы — 58, и 6 человек — представители регионов России и международных организаций.
С докладом выступил мэр Москвы, в котором он обстоятельно изложил свою позицию относительно переброски части стока Обь-Иртышского бассейна на юг. И в докладе, и в письме президенту Ю. М. Лужков, «отвергая порочные принципы прежнего подхода к реализации проекта» и одновременно беря за основу наработки конца 70-х — начала 80-х годов, предложил «рассмотреть вопрос использования паводковых и избыточных вод сибирских рек в целях вовлечения в оборот неиспользуемых сельхозугодий России и Средней Азии», подчеркивая, что «вода является возобновляемым ресурсом»[5].
В 1986 г. все научные исследования и проектно -изыскательские работы по переброске сибирских вод на юг прекращены и с тех пор не возобновлялись. Были ли «порочными» принципы технико-экономического обоснования 1-й очереди переброски сибирских рек в Среднюю Азию и Казахстан?
Подготовка ТЭО — работа интегрального уровня, к выполнению которой были привлечены специалисты многих областей знания, представляющие 150 научных и проектных организаций. Проектировщики стремились соблюсти основные принципы системного подхода — целостность, проведение междисциплинарных исследований, анализ различных аспектов проблемы и т. д. Однако критические замечания, высказанные в ходе обсуждений материалов ТЭО, свидетельствуют о том, что возможности системного подхода использованы далеко не полностью.
Наибольшее число возражений связано с вероятными экологическими последствиями переброски части стока сибирских рек. За прошедшие годы практически заново создана и продолжает формироваться система российского экологического законодательства, развиваются методологические подходы к обоснованию экологически значимых решений. Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» 1991 г. закрепил требование обязательного проведения государственной экологической, а также общественной экологической экспертизы. В развитие основных положений этого закона в 1995 г. принят Федеральный закон «Об экологической экспертизе». Он установил условия проведения государственной экологической экспертизы, в числе которых обязательным является представление материалов оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности. В основу методологии оценки положены такие принципы, как презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой деятельности, научная обоснованность и объективность, достоверность и полнота информации, гласность и др.
В случае, если намечаемая хозяйственная и иная деятельность может иметь трансграничное воздействие, проведение исследований и подготовка материалов по такой оценке должны осуществляться с учетом положений Конвенции ЕЭК ООН «Об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте» 1991 г. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» 2002 г. закрепил обязательность этой оценки при разработке всех альтернативных вариантов предпроектной, в том числе прединвестиционной и проектной документации, обосновывающей планируемую деятельность. Оценка воздействия на окружающую среду должна проводиться с участием общественных объединений.
Постановка вопроса о целесообразности переброски части стока Обь-Иртышского бассейна на юг предполагает проведение оценки воздействия на окружающую среду на новой законодательной и методологической основе.
Сторонники переброски западносибирской воды в страны СНГ Центральной Азии, укрепляя свою позицию, ссылаются на положительный зарубежный опыт строительства систем, передающих воду из одного речного бассейна в другой (США, Канада, Китай и др.). Приводят решение Государственного совета КНР начать реализацию проекта перераспределения водных ресурсов, согласно которому река Янцзы (протекающая на юге страны) будет соединена искусственными каналами с тремя северными реками (Хуанхэ, Хай, Гуай). Перебрасываемая вода (в объеме около 50 млрд куб. м в год) будет направлена на обеспечение населения питьевой водой и увеличение площадей орошаемых земель на севере страны. Завершить проект планируется к 2050 г. Какими станут итоги столь крупного преобразования природы, покажет время.
Но есть и другой опыт, накопленный мировым сообществом, который остается за границами рассмотрения. По оценкам специалистов, подавляющая часть крупных гидротехнических проектов, осуществленных в развивающихся странах, не достигла в полной мере экономических целей и вызвала серьезные изменения окружающей среды. Известны случаи, когда реализация проектов приводила к результатам противоположным, по сравнению с планируемыми.
Показательным является сооружение канала Джонглей (длиной 960 км) в Южном Судане. Строительство было начато с целью регулирования стока рек (Бахр-эль-Газаля, Бахр-эль-Джебеля и Собата) в верховьях Нила и создания водохранилища с использованием накопленной воды для орошения в засушливые периоды земель в Судане и Египте. Когда строительные работы подходили к завершению, стало очевидно, что сооружение в этом районе крупных плотин и расширение водной поверхности ведет к росту испарения, а в итоге происходит уменьшение стока рек[6].
Миссисипский канал и 29 шлюзов и плотин, построенных на крупнейшей реке мира, вызвали во многих местах эрозию почвы и стали причиной нескольких наводнений в штатах Среднего Запада. Так, ликвидация последствий наводнений 1993 и 1995 гг. стоила налогоплательщикам 16 млрд дол.! А выпрямление извилистой реки Киссимии в штате Флорида привело к тому, что на больших участках в южной части штата пришлось спасать болота от высыхания[7].
«За» и «против»
Сторонники проекта переброски, характеризуя район предполагаемого водозабора, высказывают следующие суждения:
— там нет крупных водопотребителей, сплошные болота и озера, только мешающие освоению нефтяных и газовых месторождений;
— бассейн Оби выше Тюмени — гиблое место, там все затоплено, лес стоит в воде;
— 6% отобранного у Оби паводкового стока ни на чем не отразятся; там болота, гнус, ни пахать, ни сеять невозможно, было бы благом немного этой воды откачать узбекам-казахам[8].
В Сибири находится самая большая на Земле равнина —Западно-Сибирская (2,7 млн кв. км) и самый крупный лесоболотный природный комплекс. Отношение к переувлажненным землям как к бросовым территориям не соответствует ни их экологическому, ни экономическому значению. Водно-болотные угодья (реки, ручьи, пресные и соленые озера, болота, пойменные и дельтовые комплексы, морские заливы и другие мелководные экосистемы) выполняют важнейшие функции регулирования гидрологического режима и климата обширных территорий, способствуют сохранению биологического разнообразия, служат ресурсами чистой воды. Они принадлежат к наиболее продуктивным экосистемам в мире (объем получаемой растительной биомассы в 8 раз выше, чем с пшеничного поля одинаковой площади).
Разведанные промышленные запасы торфа в Западной Сибири оцениваются в 100 млрд т, средняя мощность торфяных залежей составляет 2,5—3,0 м. Торф — ценнейшее сырье для многих отраслей промышленности и сельского хозяйства. Из него можно производить удобрения и кормовые дрожжи, строительные изоляционные материалы и химические товары. Особенно перспективным является использование торфа для получения металлургического топлива, кокса и полукокса, а также жидкого топлива. На основе разработки крупных торфяных массивов возможна газификация городов.
Торф, в отличие от угля, нефти и газа, является возобновляемым сырьем. То, что мы не можем использовать сегодня в силу недостаточности средств и людских ресурсов, сохраняет свое значение как экономический ресурс. Это наши будущие возможности.
Однако в последние годы водно-болотный комплекс Западной Сибири испытывает большое антропогенное давление. Нарастает объем забора воды из Обь-Иртышского бассейна. Вырубаются леса не только междуречий, но и ленточные боры по берегам, выполняющие водоохранные функции. Распахиваются земли в прибрежных зонах. Это ведет к обмелению и пересыханию малых рек. Так, уже «исчезло» несколько притоков Иртыша (Камышовка, Торгуба, Ачаир, Качирка, Белая Солоновка и др.). Изменяют гидрологический режим и дноуглубительные работы, спрямление русел, устранение перекатов. Нарушение водно-болотных ландшафтов происходит и при проведении изыскательских, строительных и дорожных работ.
Обустройство нефтяных и газовых промыслов необходимо включает в себя работы по частичному осушению отдельных зон и откачку грунтовых вод. Значительная часть севера Западной Сибири отнесена к регионам с очень острой экологической ситуацией. Здесь, при разработке нефти и газа, произошло нарушение земель, загрязнение почв, деградация оленьих пастбищ, истощение рыбных ресурсов и промысловой фауны, нарушение режима особо охраняемых территорий. Строительные работы, связанные с переброской части стока реки Оби в районе г. Ханты-Мансийска, значительно обострят существующие здесь экологические проблемы.
В целях охраны водно-болотного комплекса в Сибири 11 участков природных территорий и акваторий постановлением правительства РФ № 1050 от 13.09.1994 г. объявлены водно-болотными угодьями, имеющими международное значение, главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц. Это острова Обской губы и Карского моря, Верхнее Двуобье, Нижнее Двуобье, озера ТоболоИшимской лесостепи, Чановская озерная система и др.
Здесь многие озера повторяют судьбу Арала, и, прежде всего, озеро Чаны (Новосибирская область). Это самый большой по площади естественный водоем Западной Сибири и третий после Байкала и озера Таймыр в Сибири. На протяжении последних столетий озеро усыхает, вода в нем осолоняется, площадь водной поверхности меняется в зависимости от колебаний климатических факторов и внутривековых циклов увлажненности, а также в результате хозяйственного освоения прилегающей территории.
В 1971 г. в целях уменьшения испарения и сохранения рыбных ресурсов была предпринята попытка превратить Чаны в управляемый водохозяйственный объект: от него системой дамб был отчленен Юдинский плес, составляющий третью часть площади озера. Но это не остановило падение уровня воды, а плес превратился практически в безжизненную пустыню. Почвы высохшего дна разносятся ветрами, вызывая засоление земель.
В силу действия многих факторов в Обь-Иртышском бассейне сложилась напряженная водохозяйственная обстановка. Объем забора воды из Оби составляет значительную величину — 9,7 куб. км в год (в том числе Иртыша — 3,4 куб. км в год). Ситуация ухудшается неудовлетворительным качеством воды. В Оби она характеризуется в диапазоне от «слабо загрязненной» до «чрезвычайно грязной», в Томи — как «грязная» и по качеству непригодная для целей питьевого и хозяйственно -бытового значения. Иртыш по уровню загрязнения находится на третьем месте, после Волги и Камы. В связи с загрязненностью вода, забираемая из Оби и Иртыша и многих озер для целей водоснабжения, требует специальной подготовки.
В настоящее время ресурсные возможности рек Оби, Томи, Тобола и Иртыша не удовлетворяют требованиям гидроэнергетики, водного транспорта и рыбного хозяйства. По прогнозным оценкам, выполненным с учетом перспектив социально-экономического развития до 2015 г., ожидается увеличение забора воды.
Чрезмерная антропогенная нагрузка на водные ресурсы в районах интенсивного социально-экономического развития привела к загрязнению, истощению и деградации водных объектов. По оценкам специалистов, водные ресурсы уже нельзя считать в полной мере возобновляемыми[9].
Вопрос остается открытым
Высыхание Западно-Сибирской равнины идет быстрыми темпами. Расширение масштабов производства усилит выявившуюся тенденцию, безотносительно к предлагаемому отбору части стока из бассейна реки Оби. Можно ли считать желательным систематический на протяжении многих десятилетий (как полагают сторонники проекта, канал будет служить века!) отъем 27—37 куб. км в год воды из Обь-Иртышского бассейна, а следовательно постоянное снижение увлажненности и увеличение пожароопасности в Западной Сибири, особенно в районах разработки нефтяных и газовых месторождений?
Этот вопрос остается открытым. Наука еще не располагает достаточными данными, чтобы защищать тезис, согласно которому поворот части стока сибирских рек на юг не вызовет серьезных отрицательных последствий для природных систем Западной Сибири. В условиях Среднего и Нижнего Приобья, где на обширных пространствах нет ни населения, ни дорог, торфяные пожары локализуются лишь за счет естественного фактора — переувлажненности. И ее нельзя рассматривать как экологически отрицательное явление. Это запас влаги, который помогает системе выдерживать критические периоды резкого ухудшения внешней обстановки.
Опыт осушения заболоченных земель у нас имеется, например, осуществление мелиоративных работ в Барабинской низменности (Западная Сибирь), которые проводились с большим размахом, с использованием мощной техники — экскаваторов, бульдозеров. В результате получили разрушение природных комплексов: засоление почвы в одних местах, избыточное иссушение торфяников, их выветривание и возгорание — в других. Работы по «улучшению» земель были прекращены. Сегодня Барабинская низменность отнесена к разряду территорий с недостаточной водообеспеченностью[10]. Последствия осушения торфяных болот в Подмосковье дают о себе знать практически ежегодными пожарами, наиболее памятные из них — 1968, 1972 и 2002 гг.
Во всем мире водно-болотные угодья представляют большую ценность. Различные ведомства и организации вкладывают немалые средства в охрану и устойчивое использование этих природных ресурсов. В США осуществляется программа Министерства сельского хозяйства по сохранению и восстановлению водно-болотных угодий. Желательно восстановить 22 млн га прежде осушенных земель, но программа рассчитана на 400 тыс. га. За «прерванное осушение» фермерам выплачивают потерянный с земли доход плюс половину затрат на восстановление древесной или иной растительности. На реализацию программы из бюджета выделено 1,8 млрд дол. Предложений (особенно от пожилых фермеров) вдесятеро больше. Это позволяет отобрать земли с наибольшей отдачей после их превращения в болота и озера (привлечение дичи, естественная очистка стоков, пополнение подземных вод, смягчение паводков и др.).
Ценность переувлажненных земель осознали и в Западной Европе. В настоящее время в Беларуси осуществляется совместный германо-белорусский проект, нацеленный на спасение крупнейших и ценнейших болот, пойменных лугов и торфяных болот Европы в Полесской низменности. После Чернобыльской трагедии (1986 г.) в Беларуси начали осушать заболоченные земли в районе реки Припяти, с тем чтобы превратить их в сельскохозяйственные угодья, взамен выбывших площадей, зараженных радиоактивностью. Уже очевидны последствия принятых мер: нарушен чрезвычайно важный в экологическом плане водный баланс; пострадало животноводство, для которого использовались заливные луга, исчезли многие виды флоры и фауны.
Водоотводные каналы, на строительство которых были затрачены большие силы и средства, приходят в упадок. Осушенные участки земли утрачивают свое плодородие, а позднее здесь придется применять искусственное орошение. В долгосрочной перспективе это скажется и на климате. Стало ясно, что расширение площадей таким способом — бессмыслица как в экономическом, так и в экологическом плане. Прироста полезных площадей можно было добиться и другими путями. И сегодня, при поддержке Фонда имени Михаэля Отто, ученые работают над созданием здесь системы заповедных зон.
Отношение к переувлажненным землям начинает меняться и у нас. Уже разрабатываются «Основные направления сохранения и рационального использования торфяных болот России» на долгосрочную перспективу.
У великих сибирских рек и без «поворота» — великие проблемы. Ускоренное освоение природных ресурсов Сибири, начавшееся в 50-е годы, характеризовалось созданием территориально-промышленных комплексов, возведением крупных ГЭС. Строительство гидроэлектростанций сыграло свою роль в развитии народного хозяйства. Вместе с тем многие крупные реки — Обь, Енисей, Ангара и другие — были частично превращены в цепочки водохранилищ. Плотины-тромбы нарушили естественное течение рек, привели к развитию застойных процессов, снизили способность к «самоочищению», резко изменили качество воды и др.
Перечень совершенных ошибок при строительстве ГЭС немал. Вот лишь несколько примеров, представляющих бедствия и экологические угрозы:
·Новосибирская ГЭС отсекла большую часть нерестилищ, резко снизив промысловые уловы сибирского осетра; в 1999 г. он занесен в Красную книгу России;
·при строительстве Братской ГЭС в ложе водохранилища оставили строевую сосну, которая стала разлагаться, превратив водохранилище в мертвый водоем;
·сооружение на Енисее Красноярской и Саяно-Шушенской ГЭС привело к необратимым процессам: изменению микроклимата региона, нарушению водного и теплового баланса реки. Прогретые массы водохранилищ не позволяют реке полностью покрыться льдом. Во время ледохода создаются заторы, перегораживающие реку по всей ширине, бомбежка которых малоэффективна. Каждый ледоход приносит местным жителям большие беды;
·Иркутская ГЭС построена в сейсмически активной зоне; катастрофическое разрушение плотины приведет к уничтожению ряда городов вдоль Ангары;
·многие города Сибири — Новосибирск, Красноярск, Иркутск и другие — находятся ниже водохранилищ с высокими плотинами. Природная катастрофа или диверсионный взрыв могут привести к уничтожающему наводнению.
Водохозяйственная напряженность вышла за рамки местных, региональных и отраслевых проблем. Она затрагивает в различной степени население и экономику всей страны. И это было признано на состоявшихся 18 марта 2003 г. парламентских слушаниях на тему: «О национальной программе водопользования Российской Федерации на долгосрочную перспективу — "Вода России — ХХ1 век"». Выход из кризисного состояния видится в ускорении принятия данной программы и ее реализации с участием государственных органов власти, местного самоуправления, водопользователей, общественности и всех заинтересованных сторон. Переброска части стока сибирских рек на юг в этой программе не упоминается.
[1] Из хроники несостоявшейся переброски//Ибрагимова З. М., Притвиц Н. А. «Треугольник» Лаврентьева. М.: Сов. Россия, 1998. С 305—315; Коптюг В. А. Потекут ли реки вспять?//Эпоха Коптюга. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2001. С. 385—387.
[2] Васильев О. Ф. Проблема перераспределения водных ресурсов Сибири и ее экологические аспекты//Методологические проблемы комплексных исследований. Новосибирск: Наука, 1983. С. 265—283.
[3] Зеленый мир. 2002. № 11—12. С. 6—7.
[4] Экологическое досье России. 2003. № 4. С. 9.
[5] Зеленый мир. 2002. № 11—12. С. 6—7.
[6] Природопользование в развивающихся странах. М.: Наука, 1995.
[7] Вечерний Новосибирск. 2000. 25 окт.
[8] Поворот в мозгах — историческая неизбежность // Зеленый мир. 2002. № 11—12. С. 26—27; «Фразу «поворот рек» пустили в обиход бессовестные люди» // Экономическое досье России. 2003. № 4. С. 3; Мода на «панамы» // Экологическое досье России. 2003. № 4. С. 4—5.
[9] Голубев Н. Г., Васильев О. Ф. Территориальное перераспределение водных ресурсов как межотраслевая проблема// Зональное перераспределение водных ресурсов. М.: Стройиздат, 1984. С. 22; Национальная программа действий по совершенствованию и развитию водохозяйственного комплекса России на перспективу "Вода России — ХХ1 век"». Проект (первая редакция). М., 2003 (в надзаг.: МПР РФ, Государственная водная служба). С. 11, 15, 36.
[10] Концепция совершенствования и развития системы государственного управления использованием и охраной водных ресурсов и водохозяйственным комплексом Российской Федерации. М., 2002 (в надзаг.: МПР РФ). С. 5; Ердаков Л., Чубыкина Н. Болота // «Медвежий угол», приложение. 2001. № 2. С. 14—16.