Ну вот дали мне наконец тоже понажимать на клавиши. Попробую описать кое-что ещё.
Итак, проблема с низким качеством поставляемых изделий. Тут в качестве примера могу добавить тот факт, что когда мы (жильцы соседних частных домов и работники "Тепловых сетей") протянули к своим домам трассу, то испытали особенно близко, что значит современное качество труб. Через неполных два года на нашей трассе протяжённостью около 300 метров появилось два-три десятка хомутов. А ведь мы её делали для себя, на совесть и из новых труб. Так что, хоть кто-то из Форумян здесь писал, что ежегодно заменяется 1% теплотрасс - это иллюзия. Эти трассы 20-25 лет никак не протянут и их придётся менять сейчас же.
В отношении тех, кто собственно занимается прокладкой теплотрасс. Налицо массовя деградация производственных кадров. Если и раньше в ЖКО шли работать те, кого на нормальную работу не брали, то сейчас вообще катасрофа. Чтобы вырастить толкового слесаря нужно его как минимум год таскать по колодцам, только тогда он начинает давать отдачу и сможет работать самостоятельно. При нынешней же текучке кадров, человек, как правило, просто не успевает чему-то научиться (даже при условии, что он это хочет). Многих вновьприбывших увольняют через короткое время за пьянку и прогулы. Своеобразный рекорд - одного слесаря уволили через два часа после принатия на работу, т.к. он напился как порося. Вообще странно, люди зарабатывают очень немного, еле на жизнь семье хватает, найти средненькую работёнку тоже далеко не просто, но люди пьют и пропивают всё (и из дома и с работы). По-видемому это объясняется полной аппатией к жизни, у людей безысходность и нет никаких надежд на изменения. Остаётся только залить себя водкой, чтобы не видеть реальной жизни. Одним словом - деградация. Чтоб эти люди пошли митинговать? Даже если дома будет холодно? Некоторые этого просто не заметят, а другие пойдут собирать дрова в лесу.
Два слова про ИТР. Глава администраци города Сатки назначил директором ЖКО "своего человека" (а как иначе?). Этот "свой человек" начал и кадры себе подбирать на своё усмотрение. Мы почувствовали это на своей шкуре, когда наши "Тепловые сети" присоеденили к "Горводоканалу". Скоро большинство старых начальников было уволено, а поставленны на их место были другие по принципу: Чем тупее и чем вороватей - тем лучше. А как иначе может директор заботаться о себе, если инженеры были бы толковые и видели бы куда деньги уходят? А так, хорошо в мутной воде рыбку ловить и все довольны. Приоритетом при занимании должности являются родственные связи и личная зависимость от директора (например, взял под зарплату автомобиль или стенку, нужно теперь кланятся, чтоб с работы не выгнали). Профессиональные знания роли не играют. Например, одни из вновьприбывших мастеров был до этого председателем спроткомитета (принят по знакомству), а на другом участке мастер получил свою должность потому, что его жену "имел" глава администрации города, причём об этом знают и он сам, и другие работники предприятия. Понятно, что от этих людей большой пользы быть не может, а значит состояние сети будет только ухудшадся, даже если будет достаточно денег. На всю организацию держут только двух-трёх грамотных инженеров, как козлов отпущения и для того, чтобы устранять серьёзные аварии. Чтобы скрыть долги государству и иметь дополнительныю возможность кое-что из оборудования продать налево, предприятие уже несколько раз реорганизовывали: то разделят на "Тепловые сети", "Горводоканал", "Электорсеть" и т.п., то снова соеденяют в разных комбинациях. Так работая по сути на одном и том же предприятии, практически на одном и том же рабочем месте я с 1995 по 2000 год поработал в шести (!) различных предприятиях. С 2000 по 2003 годА, как я слышал, реорганизовывали ЖКО ещё не раз. Понятно, что при таких потрясениях количество оборудования и налички куда-то "исчезает", а качество проведённых работ будет никак не лучше. Давайте представим себе невероятное: Государство даёт деньги на ремонт теплотрасс! Сколько хочешь!!! А что способны сделать такие "специалисты"? Возможна ли, даже теоретически, экстренная замена теплотрасс, причём так, чтобы оно потом нормально работало?
Вернёмся к теме о том, возможно ли перемерзание теплотрасс уже сегодня. Итак, вода от котельной подымается до какого-то уровня, но чтобы вода пошла в квартала, ставят ещё подкачки второго подъёма. Если такая подкаяка встанет, то и вода в трассах остановиться, а где повыше, например в многоэтажных домах, то труба и завоздушиться. Если труба завоздушена, то при запуске стоит много труда и времени, чтобы облазить все дома и спустить из трубы воздух, иначе насос не продавит и циркуляция не восстановится. По какой причине может остановиться подкачка? Это может быть отключение эл. энергии на пару секунд (о таких "мелочах" "Электросеть" никогда не докладывает), а может и мякоть на муфте срезать или ещё может быть масса причин. Из 12-и подкачек города только 7 наиболее ответственных имеют дистанционное управление с общего пульта и на одной сидят операторы. Остальные 4 -- НЕУПРАВЛЯЕМЫЕ! Если такие неуправляемые подкачки остановятся (или на управляемых будет сбой датчиков и они не доложат об остановке) то: 1) Это обнаружат слесаря, которые раз в смену идут с обходом; 2) Дежурные, которые пару раз за ночь проверяют подкачки; 3) Когда батареи остынут, то позвонят жильцы тех районов. Короче, за это время, особенно ночью, когда жильцы спят, трассы может основательно прихватить ледком, а если ещё прокопошиться с запуском, то промерзание и разрыв труб обеспечены. А если ещё на трассах нет изоляции ...
Даже если спохватиться вовремя и не допустить замерзания, то существуют другие неприятности (гидроудары, завоздушивание и т.п.) от остановки. Например, если источник тепла находиться на горе, а потребитель внизу, то вода к потребителю пойдёт самотёком, качать её уже не надо. Но вот назад, в гору ... тут приходиться ставить подкачку на обратку, которая отсасывает воду от потребителей и выталкивает её назад в гору, к котельной. Так вот, если останавливается такая подкачка, а вода с котельной продолжает поступать, то давление в сети резко подскакивает. Учитывая состояние сгивших труб, многочисленных разрывов не избежать, что требует остановку повреждённых участков и их ремонт, короче - работы хватает надолго.
Пара слов про насосы: Большинство насосов стоит уже лет пятнадцать, не менее. Старые, как ни странно, надёжнее новых и ломаются они реже. Но всему есть свой срок. Помню, как на одной из подкачек нам приходилось менять подшипники каждые три дня (!!!), т.к. насос был настолько старый и разбитый, что подшипники разбивало в нём тут же. Резерв - в таком же состоянии. Потом правда, уже ближе к концу зимы нам выделили третий, новый насос, только тогда мы вздохнули свободней.
Маленько про снабжение: Про недостаток таких дорогих вещей как трубы, задвижки и насосы я уж писать не буду, все и так об этом догадываются. Напишу только о более мелких вещах. Во первых - хронический недостаток инструментов, а если что и получаем, то мало и плохого качества (сталь слабая, ключи гнуться). Многие слесаря даже притаскивают свои ключи из дома. Нормальных болтов нет практически накогда. Посылают ставить задвижку, а где взять болты - это проблема слесаря. Вот и ищут люди по мастерским, авось где ещё заволялись. В аварийных ситуациях доходило пару раз до того, что скручивали болты с соседней задвижки (стоит рядом задвижка, по восемь болтов на флянец - черыре можно скрутить). Резиновых прокладок тоже никогда нет. Слесаря лазиют по отвалам, собирают выброшенные покрышки от БелАЗов и вырезают. При этом в контору закупаются компьютеры, только в одной бухалтерии их с десяток наставили. Кроме того накупили свыше 40 единиц техники (это только для "Теплосетей"), всякие бортовые КамАЗы, Уралы, дежурки, вот только что в них возят? Этого я не знаю. Если делаются по большому счёту только мелкие ремонты, то зачем всё это? Зато недавно отстроили новое здание, гаражи, двор заасфальтировали. Приятно, конечно, но состояние теплотрасс от этого ни чуть не улучшается.
Так что, уважаемые Форумяне, прочитав маленько про то, как работает ЖКО, думайте сами какие сценарии возможны. Ясно одно, что ни на какие волнения расчитывать не приходиться, т.к. те, кто забит и деградировал (большинство), ни на что не способны. Те же, кто ещё сохранил светлую голову (меньшинство) просто побоятся выступисть, т.к. их сразу уволят. Причём они потом гарантированно не найдут нигде работы, поскольку все начальники города друг друга знают и никто не возьмёт себе "бузящего". Такие люди пО миру пойдут! И они это прекрасно знают. Мы как-то в 98-м пробовали собрать народ на бучу и получили хороший урок. На маленькие города расчитывать нечего. Если какие волнения и возможны, то только в больших городах, где люди ещё не настолько пропиты и где нет круговой поруки начальников и есть возможность найти потом другую работу. Вот только в больших городах ситуация лучше держиться под контролем и может получиться так, что столицы ещё не дозрели, а глубинка уже вымерла.
С Уважением
Власов Павел
P.S. А цепочка по отсеву толковых кадров и замены их на глупых и вороватых на главе администрации отнюдь не заканчивается. Эта цепочка получила начало от самого Президента и только спускается вниз. Но это уже отдельная тема.