Re: Продолжение к "вы отрицаете..." Гражданское общество советского типа
Вопрос о гражданском обществе лиц, исповедующих те или иные мировоззренческие установки, - совершенно неразработанный вопрос. А между тем он регулярно становится актуальным. В частности, таковыми были первохристианские общины. Именно - демократическими. Перелом в ходе Великой Отечественной войны был достигнут в немалой степени благодаря изменению моральной обстановки в войсках, оборонявших Сталинград. Они в критической обстановке почти безнадежного сопротивления практически превратились в демократическое общество, в которой командование не понукало, а координировало и направляло усилия. В дальнейшем демократизация внутриармейских взаимоотношений и была основой успеха 1943-45 годов. Именно она воспринимается как "фронтовое братство".
*********************
Возвращаемся к теме советской цивилизации.
Собственно вопрос о том, что в советском народе существовал существенный элемент демократических сил, я уже поднимал несколько раз за последний год.
Но вот это понятие гражданского общества по отношению к демократической части советского народа применено мной впервые. И полагаю, оно вносит дополнительный важный элемент в рассмотрение вопроса о судьбах советской цивилизации и даже об оценке сегодняшнего состояния общества.
Однозначное деление Сергеем Георгиевичем Кара-Мурзой советского общества на покорный, степенный, царелюбивый сакральный народ и враждебную ему интеллигенцию, замыслившую с 50-х годов разрушение сакральности, а затем и самой советской цивилизации, представляется при этом ГЛУБОЧАЙШЕЙ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ОШИБКОЙ. Ошибкой, возникшей из-за внешней схожести форм функционирования западного гражданского общества и гражданского общества советского типа. Гражданское общество советского типа еще не успело вызреть до развитых форм. Но на своих нижних ступенях - в функционировании комсомольских и партийных организаций, - оно было весьма действенно. Младший уровень - уровень первичек функционировал не менее эффективно, чем избирательная система Запада. И действовал при этом не на основе баланса экономических интересов и наличных сил, а именно был формой нахождения равнодействующей сил, исповедующих нормы советской морали, восходящие к заповедям, сил, ищущих те или иные пути решения проблем, стоящих перед трудовыми и научными коллективами, студенческими группами, курсами и факультетами. В ряде случаев стиль гражданского общества вырастал до уровня районных партийных организаций.
СГКМ не увидел того, что эта форма была в недоразвитом состоянии. А стал сопоставлять формальные институты демократии высокого уровня с парламентами Запада. И пришел к выводу, что наши институты гражданского общества копировали крестьянский сход, а все, что реально действовало в качестве институтов гражданского общества, куда деваться, вынужден был признать бузой и антисоветизмом.
Ошибка порождала очередную ошибку. СГКМ, не увидев советских корней демократических низов, реально росшего гражданского общества, подверг анафеме те ВЫСШИЕ ДОСТИЖЕНИЯ КУЛЬТУРЫ, которые были созданы этим гражданским обществом. В частности, авторскую песню, КСП. И этим противопоставил себя ЛУЧШЕЙ, самой боевой и демократичной части интеллигенции. Которая собственно сознательно шла в мирные годы на лишения и даже смерть ради укрепления страны. "За белым металлом, за синим углем, за синим углем - не за длинным рублем" - Этот лейтмотив КСП СГКМ просто не увидел. Поставив на одну доску стиляг из семей высокопоставленных советских номенклатурщиков и кровь от крови, плоть от плоти народа геологов, тонувших, замерзавших, голодавших в поисках богатств, которыми по сей день жива Россия. Инженеров, ученых, сознательно шедших на исследования, осуществляемые с риском для жизни, сгоравших при взрывах, помиравших от лучевой болезни. И, извините, бузивших на собраниях по поводу несправедливостей, бесхозяйственности, воровства. Становившихся опасными для ударившихся в личное обогащение, становящихся все более и более антисоветскими советских руководящих кадров. Демократические низы оказались под огнем критики со стороны советского руководства. Их приравнивали к реальным предателям народа - к диссидентам, исповедовавшим восхищение миром капитализма, к единичным художникам и писателям, начавшим борьбу против Советской власти. Тем не менее, именно руководство КГБ, наиболее долго сопротивлявшееся нараставшему как раковая опухоль разложению советской правящей верхушки, К МОЛОДЕЖНЫМ ДЕМОКРАТИЧЕСКИМ УСТРЕМЛЕНИЯМ ПРЕТЕНЗИЙ НЕ ИМЕЛО. Однозначно преследуя распространение песен и произведений антисоветской направленности, оно ничуть не препятствовало развитию движения самодеятельной песни в целом.
****************************
К сожалению, текст и так получается достаточно громоздким. Да и время не раннее. После допишу. Продолжение следует.