От miron Ответить на сообщение
К miron Ответить по почте
Дата 19.12.2003 15:12:50 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Россия-СССР; Версия для печати

Биосоциальность 4

Мимы и общество

Каждое сообщество получает что-то путем обмена мимами. Оно также получает коллективный мим о самоидентификации. Обмен мимами внутри сообшества ведет к тому, что сообшество начинает осзнавать само себя. Появляются признаки своего и чужого. Одни мимы формируют соидаризм, основанный на альтруизме, другие мимы связаны с индивидуальными удовольствиями. Есть мимы справедливости и несправедливости, владения, иерархии, конкуренции. Вначале мть и отец прививают ребенку мимы коллективизма и взаимопомощи, сострадания. Родители стараются первыми привить мимы коллективизма и уважения старших, потому что иначе, если ребенку сразу привить жестокость, именно сами родители могут оказаться первыми жертвами индивиуализма ребенка. В детском коллективе начинается привитие ребенку мимов жадности эгоизма, чувства собственности. Растет индивидуализм. В среде сверстников, в условиях ограниченности ресурсов и равных прав, не только рождаются, но и часто побеждают мимы индивидуаизма. Все эти идеи проверяются жизнью на выгодность с точки зрения копирования мимов и одна из них оказываются верной, в большинстве случаев. Мимы коллективизма борются с мимами эгоизма, с индивидуалистскими наклонностями и, если результат не в их пользу, то они не закрепляются в мозгу ребенка. В реальной жизни, особенно сейчас и при позднем СССР, также было гораздо больше факторов, утверждавших жизненность мимов индивидуализма. По мнению А. Зиновьева, коммунальная система в СССР прививала отсутствие иницативы в карьере и инициативы для себя, в то время как Запад, напротив, всемерно приивал мимы карьеризма и инициативности в плане улучшения условий лично для самого индивида. Однако, в позднем СССР именно следование индивидуалистским мимам вознаграждалось удовольствями - например, приоритетным получением жилья и прочего дефицита. Коллективизм стал не моден, стал привычен и казался полагающимся по закону. Это привело к тому, что мимы рынка и общества потребления вытеснили из мозга большинства людей мимы солидаризма, мимы ответственности за страну. Повторим, что в реальной обстановке позднего СССР сохранение мимов социализма и ответственности за страну не было связано ни с какими удовольствиями, зато с куда большими удовольствиями были связаны мимы потребительства и это длало поражение мимов коллективизма практически неизбежным.

Будущее России и теория мимов. Мотивы поведения как прогнозирование будущего

Можно сказать, что человек в своей деятельности руководствуется определенными мотивами. Мотивы есть проявления законо природы, которые были заложены как в виде инстинктов, так и в виде социального опыта, имов, и направлены на то, чтобы человек выполнял закон жизни - осуществлял экспансию. Мотивами двигают приятные ощущения (удовольствия) и неприятные ощущения. Мотивы пведения людей могут быть лучше поняты исходя из теории оценки рисков. В свое время акад.И.П.Павлов считал, что основа поведения - это условные рефлексы. В то же время работами акад. П. Анохина было показано, что так называемые условные рефлексы представлют собой прогнозирование вероятности будущего события. Исходя из информации, полученной при наблюдении окружающей среды, животное и особенно человек прогнозирует, что он получит: удовольствие или неприятное ощущение, блогодарность общества или осуждение с стороны общества... Условные рефлексы Павлова - это прогнозирование возможности сочетания двух стимулов, это вычисление вероятности будущего события, судя по всему, основанное на ассоциировании определённых мимов в результате их многократного последовательного продумывания. Прогнозирование осуществляется на основе совпадения событий и вычислени вероятности такого совпадения. Самую большую неприятность человеку доставляет незнание, неумение прогнозировать будущее. Поэтому вся эволюция человека по сути есть бесконечная борьба за все более и более точное прогнозирование будущего. Посмотрите на крыс. Даже будучи голодной, попав в незнакомое место, она первым делом получает собирает информацию о новом месте. Она немедленно оставляет следы своего пребывания здсь. Тем не менее, у человека прогнозирование развито гораздо больше. Животные прогнозируют в ределах того набора мимов, который формируется путем размножения с их минимальной рекомбинацией (см. предыдущую главу). Они не только не могут имитировать, но и е могут прогнозировать на достаточно далекую перспективу. Хишники бегут за жертвой, не прогнозруя изменения траектории движения жертны. Это хорошо было показано в документальных фильмах американского географического обшества.

Другое дело - человек. Во время охоты охотник стреляет таким образом, чтобы учесть где будет жертва в момент долета до нее пули. Накопление опыта и создание второй сигнальной системы сделало систему прогнозирования гораздо более точной. Мы знаем, что керамическая плитка не растворися в воде, что самолет прилетит вовремя, что дом не рухнет, если рассчитан правильно, землетрясеия в Центральной России не будет. Наука и технология - это увеличение точности прогноза на основе знания свойств природы. При развитой науке и технике становися возможным все более и более тонкое прогнозирование будущего, что означает повышение устойчивоси человека как вида.

Из теории мимов становится очевидным, что человек всегда подвергается воздействию со стороны обшества, которое внедряет в сознание мим и из различные наборы. Чего бы стоила армия если бы её солдатам уровень подсознания не внедрялся им обязательного подчинения приказам без раздумий о том, стоит ли его выполнять (хотя раздуья, КАК его выполнять, конечно же, нужны)? Такой армия и должна быть - приказы должны выполняться беспрекословно. То же самое творится и в гражданской жизни - власть должна властвовать, и если она не рубит головы, то альтернативой может быть только воздействие на сознание и подсознание. Поэтому провести грань между маниуляцией и пропагандой очень сложно, если не невозможно. Как говорил Геббельс, ложь принимается за правду, если только повторять и произнести ее достаточное число раз. Любая манипуляция - это внедрение в сознание набора мимов. Однако, художественная литература, искусство, пропаганда (а первые два тоже своего рода пропаганда по Хаксли) - это тоже внедрение в сознани мимов, и, вместе с тем это разные вещи, которые мы обычно отличаем от манипуляции сознанием. В чем эо отличие, объяснить очень сложно. Книга С.Г. Кара-Мурзы "Манипуляция сознанием" анализирует методы манипуляции, она хорошая и полезная - в основном потоу, что затрагивает очень важные проблемы, описывает не только методы, но и приводит примеры манипуляци, использованные для развала СССР. Но её основной недостаток - она пристрастна, что мешает многим читателям воспринимать её только потому, что их позици отлична от позиции автора. По мнению С.Г. Кара-Мурзы, основное отличие манипуляции от пропаганды - сокрытие манипуляторами преследуемых целей. А ведь под это определение попадают и многие действия церковнослужителей, которые используют деньги веруюших для повышения уровня своей жизни. Поэтому нам кажется, более правильно рассматривать пропаганду как информаионное воздействие на человека в интересах большинства данного обшества и без использования заведомо ложной информации. Если же воздействие осуществлятся в интересах меньшинства и с использованием заведомо ложной информации, то это будет манипуляция сознанием.

Для того, чтобы противостоять манипуляции сознанием, очень важно понимать механизм манипуляции сознанием. Талейран писал: "Власть над народом риобретается только посредством служения самому народу". Но не проще ли сотворить миф о собственном служени и заставить народ поверить в него? Можно вспомнить классический пример стимулирования у клиента нужного вам спроса - сказка про вершки и корешки. СССР мим о рынке победил мим о плане, и это стало повреждающим фактором для русского общества. Вывод из анлиза мимов следующий: если Россия хочет выжить, она должна развивать информационные технологии и связь, а также взять под государственный контроль естественно, имеется в виду патриотическое правительство, а не нынешняя ликвидационная комиссия) средства масовой информации. Иными словами, российское государство обязано обеспечивать распространение тех мимов, которые способствуют выживанию российскогообщества, и не допускать распространения тех мимов, которые этому выживанию препятствуют.

Человек беззащитен перед экраном телевизора - он рефлекторно следит за перемещениями на экране, потому что контроль окружающего пространства эволюционно заложен природой. Современные манипуляторы успешно используют лозунг древних римлян - больше зрелищ (хлеб то пока есть), особенно основанных на ярком цветовом зрении. Человек беззащитен перед телеэкраном. Из-за постоянно идущей рекламы человек, стремясь получить больше интересной информации, начинает переключать каналы - сознание становится рваным и он уже не может не следить за действием. Он начинает переключать программы уже и без рекламы, перескакивая с одного фильма на другой, с одной передачи на третью. Люди все больше становятся зависимыми от телевидения. Их словарный запас определяется словарным запасом телевудещих и телегероев. В телевизионной культуре важнее то, чтобы зритель верил в то, что показывается правда, а не то, является ли показываемое правдой на самом деле.

Подведем итоги. Мы продемонстрировали плодотворность изучения человека с помошью объективного абстрактного языка миметики. По крайней мере, она более четко и послеовательно, чем другие теории, отвечает на многие неясные вопросы эволюции человека и позволяет объяснить многи странности развития современного человеческого общества. Главным выводом из применения миметики к анализу человеческого общежития является выво, что в мотивах поведения каждого человека можно найти выгоду для распространения мимов. Эти мотивы базируются а биологическом опыте выживания вида, основанном на использовании эволюции системы кнута и пряника в виде удовольствий и неприятных ощущений. Человек не может жить без обшества и не может вне общества стать человеком. Поэтому общество сохраняет огромные взможности по контролю над поведением отдельно взятого человека. Гипотеза мимов предполагает, что 1. Человек программируем. 2. Общественные сисемы включают в себя программную компоненту. 3. Программы (персональные и коллективные) могут взаимодействовать чеез механизм информационного обмена. Как видим, теория мимов достаточно полно и последовательно описывает и объясняет как поведение и происхожение человека, так и эволюцию его культуры. Поэтому наш дальнейший анализ мы будем строить на ее основе.