От miron Ответить на сообщение
К miron Ответить по почте
Дата 19.12.2003 15:11:50 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Россия-СССР; Версия для печати

Биосоциальность 3

Естественно, однако, что столь расточительное увеличение головного мозга не закрепилось бы в эволюции, если бы возникающие из-за большой головы трудности не были с лихвой компенсированы преимущетвами, получаемыми человеком при использовании головного мозга. С его помощью человек сознательно меняет свою жизнь. Наиболее важное изобретение человека - это растениеводство. Обработка земли. Ещё 10000 лет назад люди жили с помощью охоты и собирательства Затем были найдены зерна, которые боьше, и овцы и коровы, которые меньше своих диких родственников. Обработка земли распространялась очень быстро и 4500 лет назад достигла Скандинавии и Ирландии. Производство пищи было изобретено независимо друг от друга по крайней мере 5 раз. Занятие земледелием и скотоводством оказалось гораздо тяжелее, чем собирательство. По мнению Блакморе, человек не нуждался в интенсификации труда так как ему и так хватало собирательства, поэтому быстрое распространене земледелия и скотоводства - это рзультат воздействия на человеческую историю мимов. Однако, такое объяснение небезупречно. Население росло, поэтому прежней территории уже не хватало для собирательства и охоты; так что переход к земледелию и скотоводству скорее всего, был вынужденным. Нопрошёл это переход именно в ходе распространения "земледельцеских мимов" - имитации поведения, позволявшего вырастить урожай и без проблем прокормить племя. Имитация земледельческого поведения вознаграждалась урожаем и сыостью, а продолжение имитации собрательского поведения наказывалось голодом. В итоге большинство племён перешло к земледелию либо скотоводству, потому что это обеспечивало им лучшую жизнь. Те же общества, которые не захотели переходить к земледелию, оказаись оттеснены на обочину. Таким бразом, произошёл естественный отбор земледельческих и скотоводческих мимов, победивших в конкурентной борьбе мимы собирательства и охоты. Нам важно запомнить, что отбор мимов происходит сразу на трёх уровнях: на уровне отдльного человека (сохраняется то мим, которые даёт ему больше удовольствий), на уровне внутри отдельных обществ (более популярен и больше имитируется тот мим, который приносит его носителям больше удовольствий), на уровне между обществами (выживают и оказываются более успешными те общесва, в которых господствуют мимы, способствующие благополучию и развитию этих обществ). (Как уже говорилось, к списку надо добавить и уровень 0 - естественный отбор среди спектра подобных мимов в процессе обдумывания, о чём мы уже писали. Например, мимы собирательства могут передаваться человеку не как один навсегда заданный образ, а как целый спектр образов - подсмотренных у разных людей, в разное время, у разных племен и т.д. Естественный отбор на нулевом уровне заставляет челвека предпочесть и реализовать в поведении тот мим, который связан с прогнозами дальнейшего благополучия. А уже после действия человека по программе-миму, этот мим проверяется на принесение удовольствий - первый уровень отбора.) Очевидно, мимы земледелия и скотоводства легко побеждали на всех трёх уровнях над мимами собирательства и охоты.

Что помогает человеку имитировать

Имитационная способность человека требует наличия трех условий: умения решать, что имитировать; иметь гибкость при переходе от одной точки зрения к другой (то есть умене прогнозировать правильноти идеи); иметь возможность постоянного воспроизводства действия. Первые признаки имитации - каменные орудия труда - появились 2.5 млн лет назад. С. Блакморе убедительно доказывает, что опыт производства орудий труда из камня расространялся путем имитаци. Быть хорошим имитатором стало выгодно, так как люди имитировали наиболее успешных, и имитировали лучшего имитатора. При ответе на вопрос, с кем дружить и на ком жениться, ответ был один: на лучшем имитаторе. Таким образом, появиось давление мимов на есестенный отбор генов. Стал происходить отбор имитаторов. Тот, кто умел делать (имитировать) орудия труда, лучше питался, его дети также питались лучше. Тем самым, миметическая селекция обеспечивает преимущественное спаривание лучшео существа противоположого пола с лучшим имитатором. Следовательно, поведение влияет на естественный отбор. Далее, само по себе проживание в среде, в которой было распространено имитаторство, поощряло развивать его дальше: другими словами, культурные артефакты не только требуют ума для создания, но и увеличивают ум их владельцев (Р.Грегори, 1981). Это само по себе изменило общество в огромной степени: как писал Клоак (1975, стр. 172), мы рабы культурных инструкций.

На первый взгляд, многие данные о жизни современных люде, живуших при первобыно-общинном строе, вроде бы свидетельствуют, что данный аргумент не работает, поскольку примитивный человек не имеет проблем с питанием. Следует подчеркнуть, однако, что нельзя смешивать эволюцию человека с жизнью современных дикарей.Анализ эволюции челоека и особенно динамики роста его мозга и появление языка говорит о том, что, скорее всего, у современных дикарей произошла архаизация, то есть возврат в прошлое. По крайней мере, их мозг имет тот же объем, что и мозг современного челоека, они имеют стол же развитый грамматически язык. В любом случае, отсутствие проблем с питанием у современных дикарей связано, скорее, с тем, что эти общества нашли, как держать свою численность на очень низком уровне (путем умерщвления младенцев и т.п. - настолько низко, чтобы принадлежащей территории хватало для прокорма через охоту и собирательство. Видимо, на каком-то этапе развития большинство человеческих обществ не смогло сдерживать рост населения и столкнулись с обострением продовольственной пролемы. Это и создао предпосылки для естественного отбора имитаторов.

Итак, всё-таки, скорее лучший имитатор мог позволить себе иметь больше детей и работать с большей отдачей. (Конечно, можно предположить, что в некоторых обществах преимущество получал н лучший имитатор а самый сильный, который мог отобрать у лучшего имитатора орудия труда и плоды труда. Но такие общества задерживались в развитии и не могли обеспечить свой выживание, потому что не умели облегчать свою жизнь через производство и использовние орудий труд, а также вынуждены были кормить паразитическую прослойку «самых сильных». В ходе развития человечества эти племена, если и были, то просто вымерли, лишив нас возможности наблюдать общества, в которых люди-силачи не умеют ничего производить а только отбиают друг у друга. Потому что общества, в которых не поощрялось имитаторство, оказались отстающими. Таким образом, там, где естественный отбор не сработал на уровне внутри общества, он сработал на уровне между обществами.) Лучший имитатор име лучшую одежд и т.д., более яркое обличье, как у павлинов, у которых более яркий хвост дает преимущество в естественном отборе, потому что способствует привлечению самок. Мимы так изменили окружение, чтобы именно лучшие с точки зрения мимов гены отбиралис путем естесвенного отбора. Но гены, лучшие с точки зрения мимов - это именно те гены, которые облегчают имитацию и творческое рекомбинирование, т.е. гены, способствующие увеличенному объёму головного мозга. Опыт, который копировался, оказался биологическ полезен. Эо заставило индивидуумов копировать, дружить и спариваться с лучшими имитаторами. Успешные мимы начали диктовать, какие гены являются более успешными - гены, ответственные за успешное распространение мимов. Следовательно, происходил сексуальныйотбор, блаоприятный для успешных имитаторов. Этот механизм очень похож на тот, который был описан Дарвином. Именно таким образом мимы могли способствовать отбору людей с большим объемом мозга.

Мимы и язык

Революцию в распространении мимов произвело появение язык. Речь возникла не раньше, чем 100 000 лет назад. Язык не есть результат какой-либо чисто биологической необходимости, но путь, с помощью которого мимы изменили условия генетического отбора путем увеличения их верности (точности), плодовитости и олговечнсти. Одно дело - имитировать поведение на основе смутной записи визуального ряда или аудиоряда, а другое - осознать в словах, что ты делаешь; одно дело - просто показывать ученику пример действия, другое - объяснить ему, что при этом происходит. Тким обрзом, язык - это очевидный способ увеличения точности воспроизводства поведения, поскольку грамматика не только позволяет точнее воспроизводить и делать больше копий, но также дает возможность лучше запоминать и следовательно увеличивает долговечнось копи мима. Кроме того, язык позволяет сушественно увеличить скорость передачи информации. Поэтому возникновения языка - это неминуемый результат естественного отбора (селекции) генов, способствующих более успешной работе мимов. Поэтому миметика дает слеующийответ на вопрос - зачем большой мозг и язык (естественно не в плане органа жевания) - для лучшего распространения мимов. Именно с помощью языка была обеспечена высокая плодовитость мимов в передаче (копировании) поведения. Языл дал преимущество для дльнешего развития прежде всего мимов, а не генов (хотя, как и в случае с естественным отбором лучших имитаторов, развитие языка оставило, за редкими исключениями, только такие генотипы, которые позволяют использование языка: ведь научиться говорить - тожеумеь перенимать поведение, копировать мимы). Люди копируют людей с лучшими мимами и лучшим языком.

Каков же биологический механизм получения мимами преимуществ с появлением языка? Видимо, поначалу человек имитировал поведение просто на основе воспоминанй ервой сигнальной системы, когда активируется запись визуального ряда или просто аудиоряда. Ясно, при этом что точность воспроизведения образцов поведения, а также простота имитации оставляет желать лучшего для сколь-нибудь сложного действия. А сознательоизменить программу в результате перекомбинирования элементов других уже существующих программ совсем сложно. Получается, что на основе только Первой сигнальной системы мимам было негде разгуляться - ни в части массовости распространения, ни в части рождея новых мимов.

В поведении же современного человека реализуется Вторая сигнальная система, или языковое кодирование понятий. Она вызывает блоки информации и облегчает поиск блоков команд. Речь - это программа-оболочка, типа Windows или программы Питера ртона. Речь - это способ вызывать блоки информации, связанные с органами чувств и уже записанными мышечными командами, поведением. Слово активирует программу, соответствующую опыту. "Красное" - и мы знаем, что речь идет о цвете, длиной волны больше 600 н.Слово активирует блоки программы, связанные с органами чувств. Способность мыслить сразу образами, а не словами - одно из важнейших особенностей мышления, но с появлением речи человек научился мыслить в словах, и теперь это уже основной способ мышления.Тоесть Язык также является своебразной "компьютерной программой", внедряемой в мозг в самые ранние годы жизни. Получается, что язык - это как бы оболочка самосознания: ведуший мим, который функционирует как операционная система более высокого уровня (тип Widows). В этом плане очень интересным является вопрос, что происходит у двуязычных людей, которые с самого начала говорили на двух и более языках. Скорее всего, их мозг функционирует с попеременным, а иногда и одновременным, в зависимости от ситуации, ключнием двух оболочечных программ. Язык организует другие мимы. Теперь имитация - это обучение, как делать действие не только после его непосредственного наблюдения, но и после получения закодированной специфическим образом информации через Вторую сигнаьную истему (язык).

Раздумья и мимы

Мы не можем прекратить мыслить, когда это не выгодно, хотя постоянное мышление очень затратно с точки зрения эволюции, так как требует затрат энергии на проведение электрического импульса. Мышление требует постоянноо цирклирования множества электрических сигналов по нейронным цепям. Это постоянное расходование энергии делает нейроны наиболее чувствительными к недостатку кислорода. Поэтому природа создала механизм, обеспечиваюший постоянство высокого уровня кровоснбжения озга независимо от ситуации в организме.

Постоянное прокручивание мимов при думании существенно изменило некоторые аспекты биологии человека. Миметика позволяет объяснить, почему у человека возникла любовь. Такая сильная привязанность к существ противооложного пола появилась из-за увеличения стабильности мимов, связанных с образом существа противоположного пола через постоянное думание о нем(й) (то есть постоянное репарирование и канализацию данного мима), и требует замыкания мимов образа любиого сущесва на рецепторы удовольствия в мозге. Эта аналогия не раскрывает полностью феномен любви с первого взгляда поскольку не объясняет, что служит причиной возникновения полового влечения с первого взгляда. Однако если учесть последние научные данныебиологии рзмножения, то есть основания полагать, что в этом случае сушественное влияние на возникновения влечения оказывает прогнозирование жизнеспособности будушего потомства, которое вычисляется безсознательно на основе образа сушества противоположноо пола и ег запахов. Если прогнозирование показывает наибольшую вероятность (хотя возможны и ошибки) здоровоого потомства у человека возникает как бы резонанс. Образ этого человека, вызвавшего наиболее сильный резонанс с ожиданиями удовольствия, вызываетя сознанием нова и снова. Следовательно, любовь еше раз доказывает, что на отбор мимов (которые отбираются оболоченой программой мозга для обдумывания) сушественное влияние оказывают предвкушения сексуальных и других наслаждений, ожидания похвал (из другх примеров моно увидеть, что важную роль играет также чувство опасности). У животных такого не наблюдается - у них половой акт все равно, что совершить дефекацию. Например, обезьяны могут заниматься этим делом и одновременно есть банан.

Используя термиы миметики, умможно обозначить как способность к рекомбинированию мимов. Созидательность ничего более как случайное перемешивание (кроссинговер) мимов и умение отбирать из полученного набора оптимальные, по какому-то критерию, варианты. Все идеи - это миы. Они могут воникать не в момент имитации или запоминания чужого действия, а в результате раздумий, которые представляют собой перебор уже имеющихся мимов. Было бы неправильно сводить весь мыслительный процесс к первоочередному продумыванию мимов, непоседственно замкнуых на центры удовольствия в мозге. Практика показывает, что, если мы возьмем творчество, то оно не очень зависит от условий жизни (если только есть пища и тепло), таких как свобода или наличие добавочных удовольствий. Творчество прекрасно"работало" в сталнских шарашках. Отчего это происходит? Как уже говорилось, все новорожденные в результате перекомбинации мимы проходят проверку на соответствие уже имеющимся знаниям, при этом, видимо, электрические импульсы идут к цепочкам синапсов с заисью ассоциированнх мимов, и идея в конечном итоге отвергается или принимается в зависимости от того, связана ли она с плохими или хорошими мимами из уже имеющихся. Существует шутка об «основном правиле женской логики»: «Если из A следует B и B приятно, о A верно». Иными совами, обдумывание данного мима приводит к миму или прогнозу, вызывающему приятные ощущения, поэтому A признаётся верным. Скать ошибку не хочется не потому, что жензина, а не хочется тем людям, у которых нет достаточного числа ассоциацй идей A или B с мимми, которые указали бы на ошибочность, перевесив приятные ощущения от прогнозирования B. Хороший учёный по сути ничем не отличается от носителя «женской логики» из анекдота, просто у него истины A и B ассоциированы с куда большим колиеством мимов, но над сем превалирует желание докопаться до истины, что само по себе является мимом, управляющим поиском истины. Дело в том, что ещё в ходе обучения у учёного вырабатывается своеобразный условный рефлекс (см. далее), заставляющий испытыват приятные ощущения припостроении идеи, соответствующей другим известным мимам, включая мим правил проверки утверждений типа A или B.

Мыслительный процесс можно представить как базовый уровень отбора мимов. Не надо представлять дело так, что в голове миы только копируются с оибками, а потом отбираются только на более высоких уровнях: если связаны для человека с удовольствиями, то больше вероятность их длительного сохранения. Далее, они перенимаются другими людьми, если прогнозируются удовольствия при и перенятии. Наконец, выжвают и развиваются люди и общества, в которых распространены более помогающие для выживания и развития мимы - так, в итоге, и происходит отсеивание или ослабление плохих мимов. Употребление термина "копирование с ошибками" очень уко. В ходе "полового разможения" мимов в голове у человека тоже происходит какой-то естественный отбор вариантов различных комбинаций, отсеивающий подавляющее большинство откровенно абсурдных мыслей. Как это происходит - неясно. Но это происходит! Возможо, эти мимы сравниваются сдругими, и если новорожденный мим в корне противоречит всем остальным мимам, уже сидящим в голове, то он убивается автоматически. Может быть, у гениев (см. ниже) ослаблен этот контроль... Так вот, если мы теперь посмотрим на проесс образования новых мимов новых идей в головах людей, то окажется, что по результату этого процесса нет ничего похожего на простое копирование с ошибками - идёт постоянное улучшение и рождение новых, более перспективных мимов. Конечно, это статистическя истина, относящаяся к больинству людей, а не к откровенным идиотам. Но эта истина и достаточно очевидна: что ни говори, далеко не всё поведение людей состоит из иммитации, напротив: значительная часть поступков человека составлена на основе точного пронозирования последствий того ли иного поступка, а точное прогнозирование последствий было бы невоозможно, если бы мим поведения, задающий программу действий человека в тех или иных условиях, был результатом случайного перекомбинирования прежних мимов с оибками - на самом деле, ещё пр переборе возможных вариантов все наиболее глупые идеи отсеялись. Повторяем, не совсем ясно, как происходит это отсеивание, но оно существует, следовательно, как сказали бы лысенковцы, существует направленная изменчивость обумываемых человеком мыслей.

Мм скорее всего записан как цепочка синапсов и шелевых соединений между нейронами. По крайней мере никакого другого материального субстрате не просматривается. Кроме того есть ряд специальных работ, которые косвенно на это уазывают. Учение об условных рефлксах Павлова не совсем согласуется с современными данными. Отростки нейронов очень хорошо изолированы. Поэтому так называемый ассоциированный мим может находиться совсем в другом месте мозга и не быть напрямую связан с нашм мимом. Идея Анохина о том, что словный рефлекс это автоматическое прогнозирование будушего события, без участия разума, более правильна. Чем больше число раз сигнал и стимул ассоциированы, тем больше вероятность, что они совпадут и в следуюший раз. Моз это просчитывает на безсознательнм уровне и реагирует на это безсознательно.

Итак, мышление основано на определённом механизме ассоциирования мимов (какой он - второй вопрос), при котором продумывание одних мимов автоматически вызывает продумывание дргих мимов и все последствия, с котоыми связано продумывание других мимов. Но есть открытые вопросы. Первый вопрос следующий: что такое продумывание мима без исполнения его? Согласно Блэкморе, потенциал действия проявляется на цепочках синапсов, на которы записан мим, до того, как принимаетя решение о действии. Видимо, это и есть механизм продумывания и планирования. Второй вопрос: а что происходит при принятии одного из мимов к исполнению? Ответа нет. Третий вопрос: что такое прогнозирование и что такоеусловный рефлекс? Забудем, что всё ещ не знаем ответы на первые два вопроса и просто положим, что есть механизм продумывания мима без исполнения, но он принимается к исполнению, когда обещает удовольствие, то есть ассоциирован с чем-то хорошим. С этой токи зрения прогнозирование - это последвательное продумывание ассоциированных мимов без исполнения мимов, программирующих действие, а условный рефлекс - следующее или не следующее за прогнозированием исполнение одного из уже продуманных в ходе прогнозировния мимов. Наконец, четвёртый вопрос - огда ассоциируются мимы. Видимо, ассоциируются они, если в реальной жизни ситуации сталкиваются. Например, восход солнца после ночи. Поэтому мы и прогнозируем восход солнца, потому что ассоциируются мимы темноты с педстоящим восходом солнца. Говорить, чтоэто происходит на сознательном или бессознательном уровне, одно и то же с точки зрения объяснения механизмов ассоциирования мимов.

Казалось бы, гениальность - это способность к более глубокой и полной логической оработке информации. Но потомки ценят Ньютна и Эйнштейна за другое***. Их результаты невозможно получить логическим развитием прежних теорий - логическим в рамках той привязки существующих мимов друг к другу, которая господствует в обществе, у них по-другму аасоциируются мимы. Аутизм, увеличивающй способности к логической обработке информации или, другими словами, к перебору различных мимов, встроенных в сушествуюшую парадигму, становится источником гениальности, которая разрывает бесконечное логическое ережевывание известного, направляет ход мыси к тем мимам, которые не ассоциируются у большинства людей с данной темой. Гениальность связана с созданием такого нового, которое недоказуемо логически. С точки зрения миметики, гениальность это способность к ыстрому перебору мимов, с том числе и тех, кторые с точки зрения нынешней парадигмы, не должны перебираться. Известный российский генетик Владимир Эфроимсон писал о том, что в истории от первобытных племен всегда существовал культ нестандартных людей. Дипазон: от альтруистов до крайних форм - юродиых и дурачков. Аутичные личности, не переходящие пределов патологии, обладают большими возможностями к интуитивным находкам в познании природы.

Конфликт мимов и генов

Как влияет генетическое давление на повеение? В последние годы развитие и копирование имов стало входить в конфликт с процессом копирования генов, с интересами биологического продолжения человекого вида. Мимы все больше имеют тенденцию к ускользанию из-под генетического контроля. Так, контрольрождаемости, секс только для наслаждения, безбрчие, усыновление - ошибки с точки зрения генетического отбора, ошибки, которые гены не могут удалить, но которые способствуют распространению мимов. В последнее время убедительно показано, что чем развитее ощество (в части распространения информации), тем меньше рождаемость. У успешных с точки зрения богатства или профессионального роста афроамериканцев рождаемость значительно меньше, чем у менее успешных. Иными словами, успешное размножение некоторых мимов репятствует размножению генов; определённое культрно обусловленное поведение вредно для биологического продолжения рода. В передаче по иатльянскому телевидению был показан сюжет, где анализируется интересная тенденция среди молодежи в Италии. Она не торопится заводить семью и предпочитает жить с родителями, имея бои- или герл-фрэнда противоположного пола, которыйф тоже живет у своих родителей. Только к 35 и позднее годам они начинают думать о своем потомстве. Такой конфликт возникает не впервые в истории. Идея каннибализма была не в пользу генов, так как при поедании останков другого человеа развивалась куру (Кавалли-Сфорца и Фельдман, 198, стр. 362). Следовательно, мим каннибализма нанес существенный вред популяции каннибалов через передачу от съедаемого человека токсических белков-прионов. Существенно развиться смогли только те общества,которые смогли изжить у себя мим каннибализма с помщью других мимов. Культурно обусловленный альтруизм полезен для генов, но не всегда. По мнению Блакморе, он всегда полезен для мимов. Однако Блакморе ошибается. В современном обществе альтруизм не распротраняется или он распространяется только на тех, котрых считают своими. Хамильтон (1964) доказал, что для выживания гена альтруизм по отношению к группе (родственникам) ведет к большей копируемости. Но только если альтруизм направлен к "своим", а не к кму угодно.

Поведение человека, направленное на приоретение все большей и большей собственности, потребительство является типичным примером ускользания мимов из-под генетического контроля. В самом деле, поведение, направленное на собственность (потребитльство) ведет к увеличению наслаждений - и лучшие девоки к твоим услугам. Поэтому эти мимы, будучи связаны с чувствами наслаждения, чаще вспоминаются и активируются, а следовательно, размножаются быстрее. Власть этих мимов заставляет человека ради получния сиюминутного наслаждения действовать в ущерб своим долгосрочным интересам и в ущерб интересам потомства, т.е. вопреки воспроизводству своих генов. Человек беззащитен перед вкусной пищей - он начинает переедать и толстеет. Ест, что называется, до отвала. В эволюции пища была стандартной и умеренно вкусной. Затем человек научился особымобразом готовить пищу, концентрировать вкусовые вещества сильно раздражать вкусовые рецепторы. Раздражение вкусовых рецепторов дает эффект наркотика. В Америке процветает целая индустрия пищевых отдушек. Мы (А.М.) в своей лаборатории кормили без ограничний одну группу крыс стандартных полноценным кормом, другу - кормом, принесенным из институтской столовой, гораздо более вкусным. Результат - крысы второй группы стали очень толстыми. Больше секса, больше еды, особенно, если она вкусная, больше новых и собенно занимательных зрелищ - при таком сочетании мим (напимер, мим потребительства) имеет больше шансов выжить на уровне выбора поведения отдельным человеком и на уровне копирования в пределах общества, чаще вспоминается и, значит, восстанавливается и иктует дальнейшее поведение человека.

Теория мимов объясняе также, почему человек стремится к творчеству. Информация, поиск - это естественный инстинкт, который вырастает в сознательно-созидательное творчество или 4-й уровень удовольствий. Видимо, имеетя химический механизм удовольствий от осознания того, что челвек хороший. Человек думает, что его потом оценят, его идеи будут вечными. Этот вид удовольствия основан на прогнозировании похвал. Видимо, ещё в детстве многие люди научаются выполнять действи, направленные на будущие похвалы, и эта привычка закрепляется когда ребёнок получает похвалу от взрослых за то или иное действие. Это и есть механизм репликации мима. Новый мим о будущей оценке человеческого труда. Однако, этому миму часто противостоит екущая критика со стороны. Очень немногие люди способны противотоять осуждающему давлению общества.

Мимы и религия

Миметика дает возможность по-новому взглянуть на религию. Отметим, что мы не обсуждаем здесь вопросы веры и не оцениваем деятельность релгиозных концессий, а даем лишь краткий обзор применимости теори мимов к религии. А. Тойнби считал, что "...образование мировых религий - это высший продукт исторического развития, воплощающий культурную преемственность и духовное единство вопреки самодовеющей замкнутости отдельных цивилизаций". По мнению Блакморе (199), религия - это мимеплекс, комплексный мим, в котором используются следующие приемы для его распространения: мим о правде - бог правда; прием красоты - красивые здания и служба; прием альтуизма (однако большая часть денег, отдаваемых церковникам, идет н на обездоленных, а для распространения религиозных мимов). Религия вводит в себя понятия, важные для генов: не есть много, не загрязнять пищи, она идет против родственных браков и других рскованных сексуальных активностей, поощряет большие и протектированые семьи. Таким образом, она поощряет своё исповедование в следующих поколениях, а также защищает общества, в которых она распространяется. На самом деле все сложнее. Так, среди православых святых больше всего монахов, отшельников, подвижников. Тех, кто ознательно отказался от продолжения рода. Видимо, для сохранения религиозного мимеплекса постоянно нужна прослойка "монахов", следующих другой морали, чем "широкий люд", придерживающийся,вроде бы, той же религии. Религия часто требует от человека не нравсвенности и порядочности, а преданности и беспрекословного повиновения. Поэтому одна из главных функций идеологии и религии - обосновать перераспределение богатства, авторитет руководителй и войны. Получается, что религия всегда нужны для оправдания того ии иного жизнеустройства (при котором она лучше сохраняется).

Религия, в ритуале которой отсутствует священник, которая не берет налогов с верующих и не строит красивых зданий, будет впроигрыше - именно потому, что в этом случае нет удовольствий, закреплющих в сознании человека соответствующий комплекс мимов. Чем более агрессивна религия - тем больше у нее шансов выжить. Но это только на уровне религии в целом, т.е. в части агрессивноти религиозных обществ, направленной вовне. В то же время, с другой стооны, религия внедряет в сознание мим о наличии суда перед богом после смерти. Бог все знает и поэтому будет судить за плохие поступки. Данный мим делает человека менее агрессивным индвидуально, более ответственным за свое поведение. Он боится суда божьегопосле смерти и потому ведёт себя "хорошо". В этой связи существуют заблуждения о беспроблемной жизни в первобытных обществах, не исповедующих настоящих религий. Исследования показыват, что убийство - это ведущая причина смертности в них (Диамонд, 1997). Оганизация общества, которая приходит вместе с религией и правительством, уменьшает насилие. Однако большая часть войн, возникающих после этого внутри обществ, - это борьба по религизным мотивам или мотивам передела собственности для элиты. Вспомните конфлкты между мусульманским и христианским миров или захваты территорий в угоду монархам.

По мнению С. Блакморе, комплекс мимов науки лучше комплекса мимов (мимеплекса) религии. По крйней мере, она полезнее для человека (опять же мы не оцениваем здесь, правали она в этом вопросе). Научные идеи тоже являются мимами. Вообще, наука - это сгусток мимов. Комьютерные вирусы опасны потому, что они содержат команду: распространяй меня. Точнотак же научные идеи имеют ту же команду. Они требуют, чтобы их распространял. Научные идеи подчиняются элементам эпидемиологии. Быстрое распространение замечательной идеи среди научного сообшества напоминает эпидемию кори. Та же закономерность лежит в рапространении религиозных идей в стародавние времена.