От miron Ответить на сообщение
К miron Ответить по почте
Дата 19.12.2003 15:10:59 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Россия-СССР; Версия для печати

Биосоциальность 2

Сравнение генов и мимов

Попробуем сравнить свойства генов и мимов.

1. Ген - это информция, заключенная в последовательность нуклеотидов, которые кодируют инструкцию по синтезу именно одного белка, белок же представляет собой цеочки аминокислот, способные к образованию определенной трехмерной структуры - белка.

Мим - это частичка информаци, записанная в последовательности, числе и величине синапсов и щелевых соединений между нейронами мозга и других производных считываюшего меанизма мозга, кодирующая и позволяющая при прочитывании в системе транскрипции создавать инструкцию одного конкретнго поведения живого существа. Значит, мим кодирует прежде всего систему мышечных команд или их заменителей. Мимы сохраняются в мозге человеа, или других носителях, книгах, дисках и т.д. Мимы также сейчас могут копироваться не только в мозге, но и искусственных носителях информации. Кстати, сейчас ген тоже может сохраняться на искусственных носителях, например, в виде записи в книге, на диске Ген также может сохраняться не только в виде ДНК, но и в виде РНК. Мим (как и белковый комплекс или полимерный белок может задавать поведение нескольких людей. Белки, записанные как гены, могут быть и очень короткими, например, инсулин, ангиотензин; белки могут быть и очень длинными - проколлаген. Мимы тоже могут быть простыми, например, очень простое поведение, и очень сложными - религия.

2. а) Ген записан на двойной цепочке ДНК (на двух цепочках нуклеотидов содержится идентичная информация, которая моет быть восстановлена на одной из цепочек при использовании информации, содержащейся на другой); б) мим скорее всего заисан в синапсах двух полушарий мозга. Эта гипотеза кажется достаточно смелой, поскольку известно, что полушария выполняют достаточно раные функциии, зачастую малопересекающиеся (интеллектуальные и эмоциональные). Это трудно согласуется с тезисом, что мимыимеют свои полные копии в каждом полушарии (если следовать аналогии с ДНК). Между тем, противоречие не настолько вопиюше. Действительн, центры речи в основном сосредоточены в левом полушарии и при их повреждении, речь зачастую терается. Но ведь дело в том что речь идет о первоначальной записи мимов в оба полушария. Кроме того, стирание информации может идти с разной иненсивностью в разых полушариях, что и обеспечивает их функциональную асимметрию. Центры же речи могут представлять из себя группы нейронов,у которых в данном полушарии имеется больше связей с другими нейронами из за их большего использования.

3. а) Ген считывается посрдством белкового аппарата, включаюшего ядерные транскрипционные белки, информационную РНК, транспортные РНК, рибосомы с полчением в результате цепочки аминокислот. б) мим, видимо, считывается посредством программы похожей (мы предполагаем, и точно еше незнаем) на компьютерные программы - оболочки. Эти программы выработались в процессе эволюции, с получением в результате повеения человека или животного.

4. а) Воспроизводство генов дает цепь аминокислот, полипептид, а затем живое существо. Воспроизводсво организма осуществляется не изолированными генами, а самим живым существом данного вида, организующим правильное копироване, а затем и прочитывание в нужный момент своих генов для выяснения структуры воспроизводимых по генетической инструкции белков. ледовательно, без живого существа данного вида нет умения правильно прочитать информацию, следовательно, нет воспроизведения тх черт живого организма, на которые влияют те или иные гены. б) Воспроизводство мимов дает поведение животного или человека, а зтем поведение обшества. Точное воспроизведение биологически целесообразного поведения, основанного на мимах, возможно только срди животных одного вида (не считая неточного и, как правило, биологически бессмысленного подражания между видами, например, поворения попугаем слов человека). Следовательно, без общей биологической основы нет точного воспроизведения культурно обусловленноо поведения, основанного на мимах.

5. а) На строительство каждого органа живого существа оказывают влияние все или сразу мноие гены, в частности, для формирования организма и каждого его органа нужно наличие минимального набора генов, общего для всего вда, но у двух разных существ одного вида различие определённой черты может определяться различием в одном или нескольких конкетных для данного вида генах. б) На поведение человека и его различные действия оказывают прямое или опосредованное влияние сразу ногие мимы, но конкретные акты в его поведении могут задавать одним мимом.

6. Передача информации. а) Нуклеотидные последоательности (гены) копируются (размножаются) специальными белковыми машинами в ядре. Образование новых нуклеотидных последовательносей происходит за счёт повреждения или перестройки старых нуклеотидных последовательностей (включая перестановку местами учатков ДНК и дублирование отдельных участков), неточности копирования, кроссинговера - обмена участками молекул ДНК между соседними хрмосомами в ядре одной клетки или хромосомами соседних клеток. Если учесть, что все гены определяют геном организма, то слиние в одной влетке разных ДНК отцовской и материнской клеток при половом размножении означает образование нового генома. Как и кроссиговер и перестройка генома, этот способ образования новых наборов нуклеотидных последовательностей, задающих наследственне свойства организма, осуществляется путём перекомбинации уже существующей информации, а не образования совершенно новой в результате шибок обычного копирования.

б) Мимы допускают размножение как имитационным способом (копирование между особями, возможо с ошибками), так и рекомбинантным (перекомбинации элементом уже существующих мимов-программ одной особью). В первом варианте программ поведения, мимы копируются через имитацию и записывается органами чувств и рецепторно-мышечным аппаратом в виде последвательности изменений существуюших или новых синапсов. Есть мнение, что даже изображение сохраняется в мозге на основе записи двигательнх импульсов мышц глаз, т.е. команд к мышцам глаз. Траектория ощупывания изображения глазами и само изображение очень пхожи (Шмидт, учебник физиологии). Если глаз изображение не «ощупал», то оно очень плохо запоминается. Помимо этого, происходит образовани совершенно новых программ поведения путём рекомбинации элементов уже имеющихся мимов, рекомбинационное размножение. имы или их способность к рекомбинационному размножению или другие их свойства так иоли иначе интимно связаны с лобной долей мозга, поскольу без лобных долей люди становятся эмоционально плоскими, ровными. Они не могут принять решение (А. Дамазио, 1994, цитируется по Блэкморе).

а) размножение генов может быть половым, то есть сувеличением вероятности встречаемости мутаций. У высших животных и растениях - при спирализации хромосом происходит крссинговер или обмен участками хромосом. б) Размножение мимов в мозге человека, мимеплексе, половое. При половом размножении может происхдить перекомбинация мимов благодаря кроссинговеру между гомологическими однополушарными программами. На настоящем этап развития науки остается непонятным, что такое гомологические однополушарные программы и как происходит кроссинговер мимами. Мы считаем (ут требуется большая экспериментальная работа по диказательству этого положения), что у большинства животных мимы разножаются бесполым путем. Напротив, у человека начинается превалировать размножение мимов в помощью полового способа, который включает кросинговер между мимами. Что это значит? Мимы записываются в виде изменения стриктуры синапсов и шелевых соединений в цпочках нейронов. Запись дублируется с двух полушариях. Причем продублированная информация записывается не в тех же самых (соответсвуюших п положению и структуре в двух разных полушариях) цепочках неиронов. Например, мим понятия цвет может быть записан слевом полушарии в нижней части затылочной доли, тогда как его дубле в правом полушарии может быть записан в верхней части затылочной доли). о время считывания информации операционная система мозга находит адреса (подчеркнем, что данное описание является ашей гипотезой основанной на аналогии с компьютером) последуюшего блока информации в конце предыдушего. Однако, как мы уже указывали, из за ндостатка памяти мозг постоянно переписывает имеюшуюся информацию, частично ее сжимая или вообше удаляя. При этом ожет так оказаться, что адрес следуюшего куска информации оказывается утерянным. В этом случая мозг ее находит с другом полушарии, следуя адреам, записанным в правом полушарии. Это помогает восстановить информацию. Но одновременно может вести к тому, что вознимает ошибка и вместо нужного куска информации произходит считывание аналогичного куска из другого мима. То есть возникает переброс куска мима в другой мим. Как бы его кроссинговер, как во время полового размножения при кроссинговере хромосом (кусок оной хромосомы оказывается прикрепленным к другой). Вполне возможно это происходит во время сна, когда информация систематизируется и перезаписывется. Другимо словами, в результате постоянного давления ограниченного обьема памяти идет стирание информации разных (несимметричных по полушариям) участках мозга. При считывании идет восстановление потерянной информации за счет аналогичной информации, зписанной в другом полушарии. Это как бы деятельность ферментов, ремонтируюших ДНК. Итак, идея о половом размнюении мимов основана на допушении, что один и тот же мим содержится в мозге, в каждом полушарии в единственном числе, следовательно он записан в дух экземплярах: в одном и другом полушариях, но в разных местах разных полушарий. Точное копирование и распрстранение это и есть половое размножение. Ведь в результате копирование (имитации) одинаковых мимов стало два. Половое размножение не всегда сопровждается обменом частей хромосом. Но это явления возможно и происходит достаточно часто. В большинстве случав половое размножение мимов у человека не сопровождается обменом информацией между мимами. Другими словами, отличие полового размножения мимов от бесполого, это тот факт, что считывание происходит в двух полушариях и возможен, но не всегда, захват части другого мима. Как бы из другой мимохромосомы. При помощи полового размножения в двухполушарном человеке новый мим быстрее распространяется от одного человека к другому. У человека, однако, сохраняются способности к имитированию на бесполовой основе (без коссинговера мимов). Так, зевание, кашель и смех чрезвычайно заразны. Именно поэтому включают в фильмы записи смеха - чтобы люди привыкали смеяться в павильный момент. Эта заразность и есть имитация, так как передает информацию о поведении человека. Еше раз подчеркнем, что многие из описанных здесь механизмов являются нашими гипотезами. Точнее пока ничего сказать нельзя.

Какие данные говорят в пользу двух способов размножения мимов и какие характерные черты им присущи? Рассмотрим слеующие пытные данные. Уже совершенно понятно, что передача культурного наследия свойственна не только человеку. Наилчший известный пример описал П. Дженкинс (Р. F. Jenkins, цитируется по Докинсу); он касается песни седлистой гуйи - птицы, обитающей на острвах близ побережья Новой Зеландии. На острове, где работал Дженкинс, у гуйи был целый репертуар из примерно девятичетко различающихся песен. Каждый отдельный самец исполнял лишь одну или несколько из этих песен, так что птиц можно было разбить на диалектне группы. Например, одна группа, в которую входили восемь самцов, занимавших соседние территории, исполняла одну пределенную песню, названную песня СС. Другие диалектные группы исполняли другие песни. Иногда у членов одной диалектной группы была не одна, несколько общих песен. Сравнивая песни отцов и сыновей, Дженкинс установил, что они не наследуются генетически. Каждый молодой самец, по-видимому, перенимал песни у своих соседей по территории, подражая им, подобно тому, как учится родному языку ребенок. течение большей части времени, проведенного Дженкинсом на острове, там существовало определенное число песен, своего рода "песенный фонд", из которого каждый молодой самец черпал собственный небольшой репертуар. Но иногда Дженкинсу выпадала удача быть свиетелем "сочинения" новой песни, возникавшей в результате ошибки, допущенной при имитации одной из старых песен Он пишет: "Новые формы песен возникают по-разному - в результате изменения высоты тона, повторения какого-нибудь тона, прерывания того или иноготона или комбинирования отдельных частей других существующих песен. Новая форма появлялась внезапно и мало меялась на протяжении нескольких лет. В дальнейшем в ряде случаев этот новый вариант передавался без искажений более молодым птицам, так что возникаа группа песен с явно выраженным сходством". Дженкинс называет возникновение новых песен "культурными мутацими". Передача песен от одной птицы к другой происходит негенетическим путем, очень медленно и с минимальным рекомбинированием, исключительно редкими соединеняющим малое число участков немногих песен, так что Дженкинс мог без труда рапознать составляющие лементы. Поэтому следует заключить, что возможности рекомбинантного размножения мимов у животных существуют, но минимальны и, в основном, мимы у нихпередаются на основе имитации.

Что можно сказать о размножении мимов у человека? Мимы являются репликатоами и "стремятся" увеличиться в числе при любой возможности. Мимы передаются путем копирования или имитации. Имитация - это основной способ размноженя мимов. Если данный репликатор делает несовершенные копии самого себя и если только некоторые копии могу выжить из-за недостатка ресурсов, то тогда эволюция неизбежна. Для того, чтобы эволюция мимов осуществлялась, должен быть механизм формирования изменний, «ошибок» в записанной информации, своебразный аналог влияния внешней среды на гены. Если не будет именений, то не будет эволюции мимов, или выживания мимов, наиболее приспособленных для копирования в данных условиях. Этих механизмов может быть сразу есколько. Во-первых, само имитирование зачастую получается неточным: можно плохо разглядеть образец повдения или плохо услышать песню для повторения, либо просто не смочь воспроизвести поведение в точности (голос не дотягивает до «ля» третьей октавы и бесознательно берёт ноту пониже). Во-вторых, ошибки возникают из-за простой забывчивости. Механизм, суть амяти - это специфическая деятельность нейронов по передаче электрического импульса, которая ведет к увеличению величины щелевого контакта и синапса при рохождении импульса по цепочке нейронов. Механизм ошибки - это несовершенная память, когда идет постонное снижение величины синаптического и щелевого контакта из-за постоянной подгрузки новой информации и возникающем при этом «сжатии места на диске» (еслиможно так выразиться) в активно используемой части мозга. Понятие «сжатие места» нельзя понимать букально: по некоторым исследованиям, человек использует возможности своего мозга лишь на несколько процентов, по другим он автоматически записывает всю инфорацию, с которой сталкивается, но не может активизировать в нужный момент участок памяти, «забывает» потому что объём запоминаемой информации, которой он оперирует в жизни, ограничен. Идёт сжатие информации в той части мозга, которую он умеет использовать егулярно. Следовательно, ошибки, возникающие в мимах при сжатии информации в головном мозге (забывивости), и есть основа эволюции имитируемых мимов внутри мозга одной особи, а ошибки, возникающие из-за несовершенства имитации - основа эволюции мимов на урвне между особями. Для выживания успешных мимов важны такие моменты, как долговечность, плодовитоть и точность копирования (Fidelity - точность, Fecundity - плодовитость, Longevity - долговечность).

Но здесь мы коснулись только изменчивости и наследствености мимов в результате копирования при имитации. Как же происходит их естественный отбор? Этототбор осуществляется в результате конкуренции мимов сразу на нескольких уровнях. Первый - на уровне индивида: выживают и не забываются те мимы, которые чаще прдумываются и берутся как программа к действию. Когда мимы продумываются человеком, электрически импульсы проходят по уже имеющейся в мозге цепочке синапсов, активируют транспорт мембран с элементами синапсов к плазматической мембране и тем самым увеличиват пропускную способность данной последовательности синапсов. При этом информация в мозге восстнавливается, либо появляются незначительные ошибки и замещения. Они изменяют мозг и делают его другим, новым. Основными принципами естественного отбора мимов стаи 1) возможность повторять, копировать информацию, 2) делать это много раз, 3) долго. Что значит миметический отбор? Это значит, что одна копия мима (более успешная из-за наличия ошибок по сравнению с первоначальной последовательностью движений) выживает з счет других. Миметическая селекция означает способность клонировать новые мимы. По всей видмости, в головном мозге особи имеется целый спектр мимов, задающий его поведение в определённой ситуации, при выборе именно одного из вариантов действий именно нужый мим и продумывается. Другими словами, в результате постоянного давления ограниченного обема памяти идет стирание информации в разных (несимметричных по полушариям) участках мозга. При считывании идет восстановление потерянной информации за счет аналогиной информации, записанной в другом полушарии. Это как бы деятельность ферментов, ремонтирюших ДНК. Совершенно очевидно, что в большинстве случаев животные вполне умеют выбирать из различных вариантов поведения такое, которое для них более целесообразно. торой уровень отбора мимов - на уровне между особями: выживают и размножаются лучше те осби, у которых поведение лучше приспособлено к условиям внешней среды. Наконец, на уровнях популяций и видов больше шансов выжить и продолжить экспансию у тех популяци и видов, поведение которых наиболее к этому приспособлено. Заметим, что у человека спосбности к размножению мимов на имитационной основе чрезвычайно высоки. Так, зевание, кашель и смех чрезвычайно заразны (об этом знает всякий, бывавший на научных конфернциях или концертах). Именно поэтому включают в фильмы записи смеха - чтобы люди привыкли смеяться в правильный момент. Эта заразность и есть имитация, так как передает информацию о поведении человека.

Что же можно сказать о рекомбинантном размножении миымов? Похоже, в этом случае имеет место аналогия с образованием новых геномов. У высшихживотных и растений при спирализации хромосом происходит кроссинговер или обмен участками хромосом. Размножение мимов в мозге человека во время мыслительного процесса тое рекомбинантное. Что это значит? Мимы записываются в виде изменения структуры синапсв и щелевых соединений в цепочках нейронов. Однако, важнейшей особенностью высших животных, особенно человека, является развитое ассоциативное мышление, часто связывающеекаждый конкретный мим, каждую программу действий с рядом других мимов. С другими мимми связываются не только программы, но и их элементы, участки. Если пользоваться аналогией с компьютером, то, видимо, с записью каждого мима или его участков связана ссылк на адреса ассоциированных мимов или их участков. В ходе мыслительного процесса челвек перебирает разные варианты, обдумывает мимы, либо определённую последовательность их участков. Электрические импульсы проходят по разным цепочкам синапсов в разных частх мозга, что, по существу, эквивалентно обдумыванию человеков того или иного вариата действий, того или иного мима. Однако, при переборе вариантов занчительная часть новорождённых таким образом идей автоматически отметается человеком - возможно, из-за проиворечия полученного рекомбинантного мима другим, более сильным мимам, уже имеющися в памяти. Механизм отсеивания человеком откровенно абсурдных мыслей, видимо, связан с тем, что импульсы, проходящие по «неверным путям», замыкаются в результате ассоциаций на уже существующие мимы отвержения идеи.

В пользу такой версии предварительноо обдумывания мимов говорит тот факт, что, как показали эксперименты (см. Блакморе, 1999), потенциал действия на мотонейронах появляется и регистрируется в экспериментах быстре принятия решения о действии (об этом сообщает нейрональная активность в лобно доле). Принятие решение о действии происходит, когда электроимпульс замыкается на миме одобрения действия. Так или иначе, не вызывает сомнений, что в ходе мыслительного процеса у человека происходит рекомбинантноое размножение мимов на основе сочетания лементов ранее имеющихся мимов в таком большом числе, что порой трудно уловить связь получившегося мима с ранее имевшимися составляющими. Собственно в ходе обдумывания и перебор вариантов мыслительный процесс слепо рождает новые мимы на основе всех возмоных, произвольных комбинаций, допускаемых имеющимися у человека ассоциациями (видимо, у гениев и идиотов эти ассоциации нестандартны, поэтому их идеи настолько нетривиальны). Но ольшая часть этих вариантов отсеивается ещё в ходе обдумывания, когда челове выбирает вариант действий на основе прогнозирования его результата в сопоставлении с другими, ассоциированными мимами (этот отбор осуществляется отбором мимов на нулевом уровне, щё до предпринятия решения о действии). В результате все новорожденные мимы закрепляющиеся в головном мозге человека, представляют собой не случайные перекомбинации имеющихся мимов, не случайные ошибки, а уже «одобренные» другими мимами в ходе мышления прграммы поведения и идеи, соответствующие в большинстве случаев его благопоучию (или, по крайней мере, его прогнозам о благополучии, основанным на мимах), т.е. поведения в целом биологически целесообразного.

Следует подчеркнуть, что, хотя мы и изложили ниболее вероятный механизм рекомбинантного размножения мимов в случае челоека, нельзя исключать такое размножение и для животных, прежде всего, потому, что у них тоже присутствует ассоциативное мышление. Например, собака видит квартиранта хозяйки, который ё как-то избил (активизируется мим образа квартиранта), что сразу переклчает её мышление на мим страха, затем на мим бегства, и эта программа реализуется в её действиях. Формируется рекомбинантный мим бегства при приближении квартиранта. Условные рефлексы выработанные в ходе знаменитых павловских опытов, тоже легко объясняютя именно с позиций выработки, в результате многократного прохождения электроимпульса по установившейся цепочке синапсов, рекомбинантного мима, программирующего (а точнее сначала прогноируюшего, что будет пиша, а потом обеспечиваюшего ее переработку) выдеение слюны собак при поступлении светового сигнала.

Рекомбинация мимов существенно увеличила способность человека к воспроизведению нужных ему в данном случае элементов поведения другго человека то есть к имитации. Способность к рекомбинации и имитацииразвилась на основе большого мозга обезьяны. Здесь сработал естестенный отбор. Именно высокая способность к имитации, включая рекомбинационную, делает человека особенным (Блакморе, 1999,с. 4).

7. а) Ген при естественном отборе дает богатство природы. б)Мим при естественном отборе дает богатство мыслей и культур.

8. Наследование изменений. а) В гене считываются новые последовательности нуклеотидов, образовавшиеся в связи с мутацией, и ают новые цепочки аминокислот. б) В миме считывание идет по новому ути или через другие синапсы и в результате генерируются новые черты поведения человека.

9. Как воспроизводится поведение? Человек увидел, как делает другой, и записал это поведение в вие последовательности команд или блоков команд или видеоряда, позвояющего находить блоки команд для мышц. Человек научился хранить и считывать блоки первичного поведения и использовать их при считывании сложных программ поведения. Затем он находит начало иконец команды, считывает информацию о том, где содержится продолжние программы, наконец, отбирает имеющиеся блоки и воспроизводит поведение. Если имеющихся блоков нет, то воспроизведение поведения гораздо сложнее. Итак, принимается решение. Уже отсюда видо, что у человека есть на выбор несколько программ действия, и о отбирает одну из них не случайно. Программа - мим считывается операционной программой и затем реализуется посредством мышечных команд. Другими словами идет перевод информации в последовательость нейроимпульсов для мышц. Если часть информации в одном полшарии оказывается стерта, то недостающая часть находится в другом полушарии и вся последовательность команд, мим, восстанавливается.

10. Почему одни мимы успешны, а другие нет? Видимо, потоу, что первые чаще привлекают внимание. Почему одни мимы захваывают внимание, а другие нет? Особенности нашей сенсорной системы, механизмы внимания не совсем ясны. Однако есть наблюдения, что в результате постоянного осознания выживают те мимы, которые имют больший эмоциональный ответ из-а ассоциативной связи с друими, более устойчивыми мимами или важными участками мозга. Мимы, который привлекают внимание и постоянно циркулируют в мозге, имеют больше шансов выжить, чем те, которые не имеют эмоционального мпакта. Каждое считывание мима ведет к канализации (лучшему азвитию) цепочки синапсов. Поэтому конкуренция между мимами ведет к тому, что их выживаемость зависит от того, как часто мозг будет их вспоминать и считывать. Обычно чаще приходят на ум, чаще вспминаются те мимы, которые при записи были связаны с удовольтвиями или сильным эмоциональным воздействием, либо те мимы, которые необходимо использовать в каждодневной жизни. Те мимы, которые так или иначе связаны с неприятными ощущениями, как правило, вспминаются реже и поэтому забываются быстрее. Такое уж свойсво человеческой памяти - забывать неприятные воспоминания. Восстановление информации в таких мимах не происходит. Наиболее успешны те мимы, которые имеют в сердцевине секс или пищу и которые тем саым вызывают большее эмоциональное воздействие, потому чтоэлектрический импульсы направляются после их продумывания в участках мозга с рецепторами удовольствия. Они имеют больше шансов привлечь внимание, могут быть повторены, снова и снова воспроизводятся мозге и, следовательно, цепочка воспроизводяших их синасов становится более устойчивой. Поэтому связь мимов с сексом и другими наслаждениями, как и забывание неприятных ощущений, очень важна для прогнозирования жизнеспособности мимов. Сами по себе мимы, диножды замкнувшись на рецепторы удовольствия, влияют а представления человека об удовольствиях, заставляя имитировать идиотскую моду и делать совершенно биологически неадекватные веши. Нужно иметь в виду, что имитация - это форма социального обучения. Оа является стимулоусиленной. Логика изложения обычно похо запоминается - нет связи с удовольствиями; лучше, если есть связь с удовольствиями, испытанными во время записи мима. Наверное, именно поэтому на Западе даже во время научной лекции принято есть ил пить. Исходя из миметики, родители должны больше вниания уделять детям, когда те ведут себя хорошо. Тогда мим хорошего поведения будет связан с мимами общения с родителями. Это наилучшая тактика.

Мимы борются между собой и тот мим, который дает самый ольшой эффект в плане все большего копирования самог себя, побеждает. Мимоэволюция тоже подчинена закономерностям естественного отбора, открытым Дарвином. Передача мима от человека к человеку не меняет мим в пределах точности копировальной машины.
Изменения мимов происходят быстрее, чем генов, поэтому эвоюция человека резко ускорилась и этот процесс продолжается. (Здесь мы рассматриваем не только чисто биологические аспекты эволюции.)

Высокий объем мозга человека как результат активности мимов.

Почему спрашивает С. Блакморе, человеческий мозг так неооснованно велик? Действительно, наш мозг имеет объем 1350 см3. Согласно критерию энцефализации, это в 3 раза больше, чем уровень энцефализации обезьян, наших ближайших живущих родственников. Интересно, чточеловеческий зародыш растет с той же самой скоросью, что и эмбрион обезьяны, но затем наш мозг продолжает расти дальше и после рождения. С. Блакморе анализирует эволюцию человека с точки зрения идеи о мимах, и этот анализ дает альтернативный ответ на вопрс, зачем человеку большой мозг. 5 млн. лет назадэволюционная ветвь, ведущая к современному человеку, отщепилась от эволюционной ветви, ведущей к современным обезьянам. Австралопитеки, гомо хабитис, гомо эректус, гомо сапиенс... Австралопитеки имели объемголовного мозга около 400-500 см3, несуществено больше, чем у современных обезьян. Австралопитеки использовали палки и камни, как, кстати, и сегодняшние обезьяны. Увеличение мозга началось около 2.5 млн лет назад. В это время было похолодание, которое трнсформировало лес Африки в саванну. Гомо хабитс начали изготовлять орудия труда из камня. Объем их мозга увеличился до 600-750 см3. 1.8 млн лет назад появился Гомо еректус (человек прямоходящий). Объем его мозга достиг 800-900 см3. Эти люди начали выселяться из Африки, начали апрягать лошадей, приручили других домашних жворных и стали использовать огонь. 100000 или 120000 лет назад в Африке появился Гомо сапиенс (человек разумный). Объем его мозга достиг 1100 см3. Это был тот тип людей, который привел в конце концов к появлению современного чеовека. Другой вид человека, неандертальцы, гомо сапиесн неандерталис, жил в то же время, но в конце концов исчез 35000 лет назад. Их мозг был наверное самым большим за всю историю человечества, по крайней мере, больше, чем мозг современного человека. Неандртальцы использовали огонь, имели культуру, язык. Анализ ДНК, однако, показал, что неандертальцы не являются прямыми нашими предками. Почему остался только один вид человека на земле - не ясно. Итак, ёмкость черепа австралопитка - 450-550 кубических сантиметров, гомо эректус - 770-1000, пекинского человека - 900-1200, неандертальца - 1300-1425, современного человека, сапиенс, разумного, - 1100-1500. За эволюционно короткй срок емкость черепа выросла втрое.

Анализ приведенных данных показывает, что мозг человека за период 2.4 млн лет уеличился почти в три раза. Большой мозг требует для своего функционирования много энергии. Основной рост объема мозга произошел за счет лобных долей. Без лобных долей человек может жить, хотя его персональность (ндивидуальность) изменяется совершенно. Чловек не может делать работу и не может принимать решения. Не может прогнозировать будущий результат на основе анализа имеющейся информации. Большой мозг опасен для вида, так как роды затруднены. Это обстоятельств эволюционно было обойдено тем, что детеыши человека стали рождаться очень плохо приспособленными к жизни вне матери. Однако их головка была более мягкой и могла проходить через родовые пути матери. Размер мозга у новорожденных около 385 см3, однако он увличивается более чем в три раза в течение первых лет жизни.