В апреле с. г. прочитал в Вашей газете (N 13 на 7 полосе) статью под
названием <Язык>. В ней приводится рассказ с использованием только слов,
начинающихся с буквы <П>. Меня откровенно порадовало, что автор
(С.К.Гришин - несомненно, патриот своей страны) с гордостью пишет о
достоинствах русского языка, который, по его мнению, <полезно показывать
некоторым зарвавшимся националистам, чтобы они знали, где слон, а где
Моська>. В этом рассказе, состоящем из 184 слов на букву <П>, наш, к
сожалению, неизвестный соотечественник действительно продемонстрировал
уникальные возможности русского языка, как <самого лучшего и богатого языка
в мире>.
Полгода назад мне показали схожий рассказ (правда, с небольшими и
непринципиальными отличиями), который в 1992 году был опубликован в США в
газете <Новое русское слово> (N 14). Подобные факты приятно отмечать любому
патриоту, тем болеее человеку, который является не только бережным
пользователем, но и верным служителем <великого и могучего> русского языка.
Вероятно,мало кто знает, что мною написаны повесть <Ольгин остров>,
состоящая из 17 тысяч слов, начинающихся на букву <О> (74 страницы) и роман
<Приключения пехотинца Павла Петрова> - все 86 тысяч слов, использованных в
нем, начинаются с буквы <П> (383 страницы).
В Интернете много различной информации о моем творчестве, но мне особенно
дорога такая оценка: <роман выполнен в лучших традициях однобуквенных
произведений... К написанию подобных трудов в свое время обращались многие
известные поэты и писатели. Элементы этого жанра были замечены в поэме
монаха-доминиканца Плацениуса <Битва свиней>, в тавтограммах римского поэта
Квинта Энния, а также в стихотворении Христиана Пиэра <Христос ряспятый>. К
однобуквенным произведениям прибегали и некоторые русские мастера
художественного слова>.
Но, как вы сами понимаете, ни один язык в мире не может сравниться с
русским. И неслучайно моя повесть <Ольгин остров> занесена в <Книгу рекордов
Гиннесса> (хотя я настаивал занести в нее именно русский язык*). Кроме
этого, повесть и роман занесены в 3-е и 4-е издания <Диво>, где
регистритуются чудеса, рекорды и достижения России, стран Балтии и СНГ.
Эти оригинальные произведения наглядно свидетельствуют о бесценном богатстве
и неисчерпаемых возможностях русского языка, который как живой организм
постоянно развивается. Он живет вместе с нами и является частью нас самих,
без него невозможно представить ни нашу страну, ни жизнь каждого из нас.
Необходимо сохранить для потомков его высокую культуру, чистоту и
исторически сложившуюся самобытность.
По оценкам специалистов, мои книги имеют не только литературное, но и
научное значение, интересны в познавательном плане лингвистам, филологам и
всем любителям русского языка. И вовсе неслучайно я на обложке привожу
высказывания наших классиков:
<Не должно мешать свободе нашего богатого и прекрасного языка>. А.С.Пушкин.
<Придерживайтесь чтения капитальных книг, оригинальных сочинений, родников
великих идей и благородных стремлений>. Н.Г.Чернышевский.
<Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние,
переданное нам нашими предшественниками>. И.С.Тургенев.
<Язык - душа нации. Язык - это его живая плоть идеи, чувства, мысли...>.
А.Н.Толстой.
<Если можно добиться от себя слова своего собственного, самим собою
рожденного, то разве можно тратить время и гоняться за чужими мыслями!>
М.Пришвин.
Я, как человек, любящий все новое, оригинальное и нестандартное, склонен к
экспериментам. Так, мною составлена характеристика на все буквы русского
алфавита. К примеру: А - авторитетная, азбучная, активная, античная,
ароматная; Б - бурная, бойкая, броская, блестящая, божественная; В -
воздушная, волнующая, весомая, вежливая, великодушная, властная; Г -
гуманная, громкая, героическая, горластая, гремящая; Д - домашняя,
достоверная, доверительная, добрая, душевная... И так далее - до <Я>.
Скажите, на каком языке еще составлены подобные характеристики великим
труженицам родного языка?!
Позднее родилось экспериментальное стихотворение <Сто ностальгических строк>
с окончаниями <ели> (какой все-таки удивительный наш язык: <ели> - и глагол,
и имя существительное во множественном числе, а сколько получается
всевозможных вариантов!) Приведу только окончание стихотворения, тем более,
что оно в какой-то степени передает душу русского человека:
...Ну, наконец-то, мы прозрели -
Без Родины осиротели
И стали собирать портфели.
Шампуни в ход пошли и гели -
Мы на глазах похорошели,
Вручали всем подарки гжели.
Как фраки новые надели,
Кристины, Джоны и Мишели
На память нас запечатлели
На фото, в масле и пастели.
Душою словно подобрели,
Ума набравшись, повзрослели:
Чужие бросили мотели,
Домой, в Россию полетели!
Многие государства бережно относятся к своей истории, культуре, национальным
особенностям. Весьма примечателен положительный опыт Франции по защите
своего языка и культуры. И делается это на уровне государства, что
заслуживает уважения! Так почему же мы не боремся за чистоту родного языка,
который является основой нашей культуры, достоянием нации и должен вызывать
гордость у каждого порядочного человека? Меня, как офицера и патриота своего
Отечества, беспокоит засилье, я бы даже сказал, наглая <интервенция>
<американизмов>. Очень жаль, что мы (точнее - руководители страны, поскольку
наше мнение никто не спрашивал) на волне лжедемократии переняли у США и
других стран Запада все самое плохое, не взяв почти ничего хорошего,
ценного, приемлемого для нас. А ведь Россия - самобытная страна: со своей
историей, особым географическим расположением, что конечно же не может не
сказываться на обычаях, традициях, нравах, складывавшихся веками. К чему
такое количество бульварной западной литературы, дешевых и бездарных
американских фильмов, которые буквально обрушились на наши беззащитные
головы, открытые сердца и души. Особенно досталось молодежи и старшему
поколению. Ответ прост - значит, кому-то это надо и делается все с
определенной целью!
От этого ломаются судьбы, душевно страдают и на глазах меняются люди, а
вместе с ними трансформируется наш разговорный и печатный языки, которые,
как во время пьяного застолья, засоряются словесным мусором, пошлятиной,
нецензурщиной. Однако министерства культуры, образования, ученые-словесники,
педагоги почему-то молчат. А ведь пора поднимать шум, привлечь все средства
массовой информации и спросить общественное мнение: согласны россияне с
таким положением дел? Иначе завтра будет поздно. Вы прислушайтесь к
разговору детей - они разговаривают, как пьяные мужики или уголовники. Вот
вам и безобидный, на первый взгляд, факт. А уж писать письма и разговаривать
по телефону с друзьями и родственниками, проживающими в ближнем и дальнем
зарубежье, простых людей из-за дороговизны вообще отучили. Следовательно,
постепенно утрачивается своеобразная и очень характерная, издавно принятая
на Руси и в России, культура общения.
Для россиян сейчас основным источником информации и в то же время убивания
драгоценного времени (а ведь жизнь коротка!) стало телевидение. Ученые
подсчитали, что ведущие центральных каналов ТВ обходятся всего 400-450
словами! И это за полчаса вещания! Причем используется информация агентств
всего мира! Так вот, из этого мизерного запаса слов очень большой процент
составляют <американизмы>, и очень часто применяются они без всякой
надобности. К сожалению, некоторым ведущим и редакторам лень заглянуть и
воспользоваться бесценным кладезем русского языка - словарями, им легче
позаимствовать иностранные слова, многие из которых непонятны простым
телезрителям. А ведь сносок на экране и в газетах не делается. Вот и
приходится порой слышать следующие нелепые фразы: <только для нашего канала
господин ... согласился дать эксклюзивное интервью>. И такое продолжается
изо дня в день на всех каналах, через каждые два-три часа. Плюс
развлекательные и прочие программы. Теперь вы догадываетесь, какое
негативное воздействие оказывается на россиян, особенно детей?! Чему они
могут научиться?!
А ведь воспитание морально-нравственных качеств, патриотизма, духовности,
безграничной любви к большой и малой родине должны начинаться с привития
любви к родному языку (как к государственному, так и к национальному) с
самых первых материнских слов, а затем в яслях, в детских садах, в школах...
Потом необходимо прививать любовь к истории государства, гербу, флагу и так
далее. Для этого необходима государственная программа! Национальный язык,
правильно подобранные детские книги, хорошая литература, театры, кино,
культура в целом, проповедующие гуманизм, любовь к окружающему миру и
ближнему, должны воспитывать в человеке самые высокие чувства, готовность
защищать свое Отечество. Так воспитывали наших дедов и прадедов, которые не
щадили живота своего и в труде, и в бою. А что же сейчас творится? Западная
культура, бездуховность и волчье мировоззрение нагло проникли в нашу страну
с далеко идущей целью: окончательно развратить, идейно разоружить и
разложить наш народ. В этих вопросах они стремятся к единоличному
господству, постепенно выдавливая российскую многонациональную культуру,
которая, на мой взгляд, как все население и каждый человек в отдельности,
моря и реки, земля и ее недра являются бесценным достоянием нации. Так что
же наделенные властью руководители страны, конкретные министерства и
ведомства не защищают свое богатство и культуру в частности? Западные
политики и их послушные сподвижники: прорабы перестройки, дерьмократы и
идеологи-перевертыши под видом заботы о нас, таких темных и недалеких (с их
точки зрения), стремятся к полному гоподству в нашей стране. А для этого им
надо управлять нашими беззащитными перед массированной агрессией умами,
открытыми сердцами и душами. И прямо должен сказать, уже преуспели в этом, к
тому же с каждым годом набирают обороты. Из литературы и искусства они
постепенно вытравливают социальную сущность, национальные особенности,
духовность, зато привносят фальшивые, давно прогнившие ценности,
систематически воздействуя на психику, уничтожают самосознание и волю,
прославляют самые низменные человеческие чувства и инстинкты. Всё, что
перечислено - далеко не полный набор средств, причем очень дорогостоящий, но
наши добровольные <радетели> все просчитали и взвесили. А цель, я думаю,
всем понятна.
Хочется спросить у наших чрезмерно заботливых <друзей>: так что же вы так
активно и рьяно <скупаете> наши умы и не только наши, если мы и подобные нам
такие <недалекие> и <темные>? Несмотря на то, что в последние годы
российскому образованию нанесен ощутимый урон, наши юные дарования на
всемирных олимпиадах завоевывают первые места почти по всем предметам.
Значит, наше образование и средняя школа в целом, хотя их постоянно унижают
и беззастенчиво обворовывают, -лучшие в мире! Так зачем же ломать хорошее,
уникальное? Мы этому учились сами и обучали других! Так нет,
министр-<новатор>, вместо того, чтобы вовремя выплачивать нищенскую зарплату
учителям, затеял всевозможные реформы. А как расценить сокращение учебных
программ по русскому языку и литературе? И какая необходимость частичных
изменений в грамматике? На пользу ли все эти новшества? Невольно возникающие
вопросы наталкивают на далеко не радостные размышления.
А другой министр вместо того, чтобы заниматься непосредственными
обязанностями, превратился в <штатного> ведущего на канале <Культура>. Так и
хочется обратиться к премьеру и к президенту страны с требованием:
немедленно повысьте <крохотную> зарплату Швыдкому, чтобы он не подрабатывал
в качестве ведущего на ТВ и не отнимал хлеб у профессионалов. В противном
случае всем культурным людям страны придется складываться.
Поверьте, я высказываю не только свою точку зрения. Так думает большинство
из тех, с кем приходится общаться. Мне часто доводится выступать в трудовых
коллективах, в воинских частях, в учебных заведениях, и люди, независимо от
возраста, говорят примерно об одном и том же. Я же с любовью и гордостью
рассказываю о русской литературе, доказываю, что наш язык самобытный и
неповторимый, самый богатый и выразительный язык в мире. Но его чистоту надо
защищать так же надежно, как рубежи своей Родины. Они неразрывно связаны, и
любые нападки на язык надо расценивать, как нападение на Отечество. Любые
наши послабления, безразличие, ошибки активно используются потенциальными
противниками, стремящимися ослабить, разобщить и раздробить Россию, сделать
ее сырьевым придатком Запада. А население сократить до 15-30 миллионов! Они
подсчитали и решили, что этого вполне достаточно, чтобы обслуживать
скважины, работать на вредных производствах, добывать и вывозить к ним
природные богатства. Вот такая получается страшная арифметика!
Но в стране найдутся силы, чтобы дать отпор прозападным <мечтателям>. А
впрочем, они есть - только надо их объединить. И тогда вместе удастся решить
как общие стратегические, так и конкретные незамедлительные задачи по
спасению Отечества, находящегося в реальной опасности, и постепенно
возродить его военно-политическую мощь, поднять авторитет на международной
арене. Честных людей всегда больше, чем подонков и предателей разных мастей.
И действовать надо на всех фронтах, в том числе и в вопросах защиты русского
и всех национальных языков от всякой скверны. Полагаю, что наше поколение
должно выполнить возложенную на него благородную миссию, которая высказана в
последней строфе моего стихотворения <Возвращение Пушкина>:
...Поэт промчится по России снова
И будет рад несказанно тому,
Что сохранила Русь родное слово -
Вот лучший памятник в веках ему!
От нас с вами зависит настоящее и будущее России, так давайте же дружно
скажем свое веское Слово, и тогда оно будет услышано всеми, особенно молодой
порослью - преемниками и продолжателями славных дел своих героических отцов
и дедов! А закончить свои размышления хочется четверостишием:
У всех веков полно своих врагов -
Уж так устроена природа:
Рожает специально дураков
Для испытания народа.
Н.А. КУЛЬТЯПОВ
* Автору отказали в этом, сославшись на невозможность сделать аналогичный
перевод на какой-либо язык.
Об авторе. Родился в 1948 г. Работал на Горьковском автозаводе. Окончил
юридический институт (ВЮЗИ), 25 лет проработал в органах госбезопасности,
подполковник запаса.
======== http://www.duel.ru/200341/?41_7_2
ПРИКЛЮЧЕНИЯ ПЕХОТИНЦА ПАВЛА ПЕТРОВА
Книга представляет собой уникальный лингвистический эксперимент, поэтому
имеет большое научное значение.
Подобных работ нет и не было не только в русской, но и в мировой
литеоатуре... И.К. Кузьмичёв, профессор Нижегородского Государственного
Университета, доктор филологических наук
Покрутившись по полям, продрогший после пешего пути Пашка плотно пообедал,
протопил получше печку, потом прилег. Постепенно прогрелся, поэтому потянуло
помечтать, подумать. Прикинув происходящие повседневно процессы, пытливый
Петров пожелал понять причины, поэтому пустился поразмышлять.
Повсеместно проживают подобные Петровы, Поповы, Потаповы, Поляковы...
прослывшие повсюду простаками-подвижниками. Периодически пытливые
простофили, подобно премудрым <правшам-левшам>, придумывают просто
поразительное.
Порой приедут проверяющие пижоны полюбоваться прелестями периферийной
природы, попользоваться предоставленными полномочиями, привилегированными
почестями, привычно попить по-русски, полакомиться прочими приятными
подношениями. По предложенной программе поохотятся, порыбачат, получат
положенные презенты. При просмотре по первости появляются порывы
приобщиться, помочь придумщикам практически.
После показа представительные проверяющие подивятся придумкам, превосходным
поделкам, продемонстрированным по-простецки приборам, приспособлениям,
приносящим пользу. Позже по-барски похлопают по плечу провинциала,
приободренного, польщенного почти панибратским поведением полномочного
пришельца, потом перед прощанием пожмут по-дружески пятерню. Позже
политические перевертыши, пока пьяны, по привычке пообещают позаботиться,
пробить, профинансировать, постараться претворить придуманное подопечным
подмастерьем. После про пообещанную помощь периферийному простофиле
просто-напросто позабывают, поэтому придуманному перспективному проекту
предстоит плачевная перспектива: пролежать по причине постоянных проволочек
под плотным покрывалом, пылиться по переполненным полкам подвалов. Повезет -
проект попусту пролежит полгода, потом повинные пустозвоны походя припомнят,
поднимут пыльную папку, преднамеренно пустят по предусмотренной процедурой
приемным портфеледержателей, по-прежнему предвидя печальные последствия,
предварительно предрекая провал придумки провинциала. Пока привередливые
персоны подписывают, пока поочередно придираются - пройдут повторные
полгода. <...>
Повезет поменьше - пиши пропало: перспективный проект пролежит порой
полвека. Потом проснутся потомки повинных, припомнят про припрятанную папку,
прочтут, подивятся, привычно пожалеют по поводу позабывчивости пустоголовых
предшественников, практически погубивших придумку, позволявшую после
претворения предложенного плана повсеместно приносить пользу, произвести
промышленно-научный переворот.
Простодушные первооткрыватели помыкаются, помыкаются, пытаясь переубедить
причастных профанов, попросту похоронивших перспективные проекты, потом
попробуют пробиться повыше. Пройдясь по положенному периметру, просители
после пустых похождений понимают причины, поскольку приходит позднее
прозрение. Посему приходится поджидать пообещанной помощи приезжавших
пустомель. Пока поджидают, продолжают по-прежнему прозябать, порой
преждевременно помирают позабытыми, позаброшенными.
По-разному происходят проектно-технологические, производственные процессы:
по-хорошему - пореже, по-плохому - почаще. Проследив путь прохождения проект
ов, подчас приходится посмеяться, порой просто-напросто прослезиться.
Проанализировав подобные примеры, получается просто поразительная практика:
первыми придумываем, потом по привычке пренебрегаем, позже перенимаем прежде
похороненное. Последними покупаем придуманное предками. По прошествии
продолжительного периода просыпаемся, припоминаем прежде позабытое,
почему-то проигнорированное повинными предшественниками.
Придумывая проекты получше, помощнее, поэффективнее, понадежнее прочих,
порой при помощи псевдопатриотов поспешно продаем подешевле, предвкушая
получить пустяковую прибыль, придерживаясь принципа: <Пусть поменьше, пусть
поспешно - плевать. Персональные премии поважнее просчетов>. Помимо прочих
периодически повторяющихся проблем приходится признавать подобные просчеты:
почаще продаем полусырье, природные припасы, причем подарки, премии
приучились присваивать поистине проворные прихлебатели, порой просто
преступники, получившие право подписи при проведении правительственных,
прочих переговоров, преднамеренно позабыв про причастных проектировщиков,
производственников, получивших продаваемый продукт, пользующийся повышенной
потребностью. Порой по прихоти подкупленных прислужников, прекрасно
понимающих предстоящие печальные последствия, преднамеренно продаем
подешевле превосходные по показанным параметрам приборы, приспособления,
поделки, получая практически пшик. Причина подобного положения понятна:
позже последуют персональные поощрения податливых партнеров, поставивших
подписи при переговорах. Поэтому путем подкупа переговорщиков претворяются
преступные планы.
Прозападные <партнеры> проводят полностью противоположную политику,
предлагая постаревшее производство, промлинии, полуавтоматы, прочую
продукцию, причем похуже, подороже. Правда, покупать промышленные <пираты>
привыкли получше, подешевле, предпочитая полусырье, прокат, природный
полуфабрикат. Получается поразительный парадокс: придумают Петровы,
претворят Петерсоны. Потом последние предъявляют первыми патенты, продают
позабытые проекты, постаревшую продукцию, порой просроченные продукты,
получив предварительно премии, повсеместное признание, прибыль. <...>
Последние после повсеместного признания проводят помпезные презентации,
принимают поздравления, поясняют по-английски, по-немецки, по-японски,
по-французски премудрости построенного предприятия, произведенной продукции,
помалкивая, правда, про простофиль Петек, придумавших подобное первыми.
После появления публикаций по поводу превосходного претворения проворными
Полями позабытых, поэтому практически потерянных проектов, придуманных
прежде Петрами, приходит позднее прозрение повинных <помощников>, попросту
прохлопавших, практически погубивших приоритетные программы.
Получив прегорькую пилюлю, пассивные противники прогресса, продолжающие
пребывать при портфелях, привычно подивятся, пожмут плечами, посочувствуют
премудрым первооткрывателям, потом, проникнутые показным патриотизмом,
попытаются поднять пошатнувшийся престиж путем предъявления пустых претензий
по поводу плагиата.
После получения привычной пощечины приходится потом покупать предложенную
прозападными <партнерами> продукцию, произведенную практически по проекту
Петровых, попутно поражаясь предприимчивости Петерсонов. Правда, платить
приходится прилично, постепенно превращаясь природосырьевым придатком,
поскольку промышленные предприятия простаивают, продаются преимущественно
подешевле положенного, попросту пустуют по причине приостановления прежде
престижного производства. <...>