Вообще говоря, потребность в кардинальном обновлении ВСЕЙ СИСТЕМЫ - нормальная реакция на неэффективность частных решений. Если ребенок растет, можно отвернуть подвороты штанов, тем самым их удлиннив, можно вшить клинья, тем самым расширив штаны в тазу, через некоторое время(если не задумываться о внешнем виде) можно дошить снизу штанов еще несколько сантиметров ткани. Но рано или поздно эти решения становятся абсолютно безнадежными. Ребенок перерос все возможности надшивания, ему надо шить или покупать совершенно новые штаны, сответствующие росту.
Старый дом, в котором потихоньку гниет крыша, пол, рассыхаются и перекашиваются оконные и дверные проемы, можно десятилетиями подправлять, ремонтировать, поддерживать в пригодном для защиты от дождя и холода состоянии, провести в него электричество, водопровод, газ, канализацию, но если нижние венцы сруба уже необратимо загнили, для их ремонта надо раскатывать по бревнышку всю избу, а потом собирать ее по-новой, возникает вопрос, а не легче ли построить новый дом. А в нем потихоньку ремонтировать возникающие мелкие недостатки.
************
Точно так же и в общественной жизни. Рано или поздно противоречия в обществе, в государственном устройстве накапливаются в такой массе, что смена всей системы становится наименее больным процессом.
Взять ту же ситуацию начала 20 века. Да, Россия вошла в фазу активного капиталистического развития. Но все ее развитие базировалось на продаже зерна, которого и самим русским недоставало, ввиду архаичной системы земледелия, ублюдочности хлебного рынка, при котором крестьянин хлеб продавал не от избытка, не ради прибыли. которую мог использовать для развития хозяйства, а ради уплаты налогов. Развивался российский капитализм благодаря французским кредитам, за которые русский народ был обязан заплатить кровью - в случае возникновения военной опасности для Франции.
Развивался капитализм в виде создания предприятий иностранного капитала(около 50% промышленности - под контролем германского капитала). В итоге эта промышленность развивалась так, чтобы это было выгодно не России, а Германии. Какие виды промышленности в России были максимально развиты? Текстильная и сахарная - обеспечивавшие ту же самую Германию дешевыми тканями и дешевым сахаром. А обратно в Россию шел поток продукции машиностроения. Возникали ножницы цен, при которых западноевропейские жители за один час своего труда получали в торговом обмене продукцию нескольких часов труда граждан российской империи. В этих условиях СОБСТВЕННО РУССКИЕ КАПИТАЛИСТЫ теряли позиции на собственном внутреннем русском рынке. Одно цеплялось за другое. Существование архаичной Российской империи стало недопустимым для буквально всего российского общества. Мелкие ремонты давали видимость движения, но только усугубляли проблему. Мощное железнодорожное строительство привело к тому, что из деревни стал еще более эффективно и быстро изыматься хлеб. И это приводило только к ухудшению экономических перспектив деревни. Столыпинское разложение общины и отселение крестьян на новые земли породило миллионную армию возвращенцев без кола и двора, которые только и ждали заварухи, чтобы начать войну с раскрестьянившим их государством.
Потребность в демонтаже государственного устройства стала всеобщей.
А вот во что должна была превратиться государственная система после демонтажа - этого не знал никто. Свои представления были и у либералов, и у социал-демократов, и у эсеров. Вышло - как вышло. Большевики, сумевшие из всех сил оказаться самыми жесткими государственниками, в конечном итоге приняли эсеровскую аграрную программу. А позднейшая реализация колхозного строя - стала реализацией еще более древних представлений народовольцев.
Уникальная, характерная исключительно для России система теплофикации(использования единого цикла для генерации электроэнергии и центрального отопления) - явилась реализацией идей петербургских профессоров, ГОЭЛРО - тоже. Продовольственная разверстка большевиков - была доведенной до практической реализации программой царских министерств. Которую в конечном итоге пришлось преобразовывать в продналог.
1917 год стал не ЗАПЛАНИРОВАННЫМ ДЕМОНТАЖОМ старой системы, а ее стихийным разрушением. После которого собственно перестройка в новый вид где постепенными, а где крутыми движениями - продолжалась лет 20. С заметным возвратом от романтически революционных воззрений на то, как надо жить, к традициям управления и общежития на новой технической и социальной основе.
Фактически смена системы означает, что разрывается порочный круг ограничений, которые старая система накладывает на развитие. Вместо подшивки дополнительных лоскутов штаны выбрасываются, шьются новые. Но штанами-то они остаются. Все существенное, что делало и старые, и новые штаны штанами, - остается. И штанины, и пояс. Размер меняется, цвет, фасон. Появляется, возможно, ширинка и шлейки под ремень. В этом суть кардинальной смены системы.
********************
В любом случае смена системы - крайность. Которой желательно избегать. В этом смысле стремление к эволюционности - совершенно оправданно. И потому любая власть все-таки стремится заменить революционное сбрасывание оков развития системой реформ, ломающих в конечном итоге все и вся, но по частям. - ЕСЛИ ЭТО ВОЗМОЖНО. Теоретически предсказать, что реформационное развитие - невозможно, а требуется кардинальный слом всей системы, как мне представляется, невозможно.
***************
В отношении того же ЖКХ. В принципе рассуждения о тупиковости положения - вполне понятны. 120 тыс. километров труб, требующих замены, каждый километр стоит столько-то рублей. Перемножаем, получаем цифру, многократно более высокую, чем весь ВВП России. Ага. Раз на ремонт не хватает всего ВВП России, то надо совершить скачок к другой системе, в которой ВВП будет выше - и многократно! Даешь социалистическую революцию!
Но это - методологически неверно. Хотя бы потому, что инстинкт самосохранения населения не позволит без слишком обострившихся противоречий производить капитальный слом всего и вся. Это во-первых.
Во-вторых, на данном форуме вообще оставлен за скобками вопрос о том, что в состояние тришкиного кафтана наша экономика вошла еще в советские времена.
Немножко обрисую ситуацию. Для сведения.
****************
Ко второй половине 80-х в СССР возникла сложная ситуация с электроэнергетикой. Индустриальный рывок 50-60-х годов с темпом роста около 9% в год потребовал мощного энергетического строительства. Со второй половины 50-х в советской электроэнергетике происходил ввод 10 ГВт электрических мощностей в год. Этот темп сохранился до конца 80-х. Только в конце 80-х строительство электростанций полностью переориентировалось на блоки большой единичной мощности. Если в 50-х ставилось множество блоков, то в 80-х речь шла об отдельных агрегатах. Возможности электроэнергетического машиностроения позволяли ставить 5 ГВт тепловых мощностей и 5 атомных блоков ВВЭР-1000 производства "Атоммаша" мощностью 1 ГВт каждый в год. Но после 30 лет эксплуатации станций 50-х годов новые мощности начинали работать только на замену выбывающих. Добавляя общую мощность исключительно за счет лучших технических характеристик(большее число часов эксплуатации в год - у атомных мощностей по сравнению с тепловыми). Темп прироста национального богатства в энергонапряженной экономике СТРОГО равен темпу роста производства электроэнергии. Темпы роста экономики в 80-х снизились до прожиточного минимума, при котором темп роста производства еле-еле компенсировал прирост населения.
И именно к этому моменту произошла Чернобыльская авария, заморозившая ВСЕ атомные проекты, от которых зависело энергоснабжение экономики. В 1987 году СССР столкнулся с дефицитом электроэнергии.
Сохранить общий уровень производства стало невозможно. По естественным энергетическим причинам. Производство стало ОБЯЗАНО спадать. Только не круто, а постепенно. И в ЭТО ЖЕ ВРЕМЯ подошел черед очередной проблемы - старения жилого фонда и всего ЖКХ. Массовое жилищное строительство времен Хрущева создало народнохозяйственную проблему массового износа как раз к концу 80-х. В Советском Союзе эта проблема не решалась методом массового ремонта. Еще не было чего ремонтировать!
Не существовало ни техники, ни организационных структур, способных решать указанную задачу, поскольку задача только-только начала проявляться. В любом случае латать тришкин кафтан ЖКХ - задача сверхсерьезная как для постсоветской России. так и для социалистической экономики типа СССР. Более того, в СССР, отягченном огромными военными расходами, необходимыми для сохранения власти социальными обязательствами, эта задача реально становилась неподъемной. ПОД НЕЕ РЕАЛЬНО НЕ ХВАТАЛО РАБОЧИХ РУК. Они были заняты. Развал советского хозяйства привел к высвобождению рабочих рук, массовой безработице. Сегодня новое строительство и ремонт сетей ОБЕСПЕЧЕНЫ РАБОЧИМИ РУКАМИ. После налаживания хозяйственных связей, финансовых потоков начался быстрый рост нового строительства и ремонта сетей ЖКХ, начиная с Москвы и Московской области. При значительном росте коммерческой составляющей строительства, оно перестало быть головной болью власти, перестало быть бездонной бочкой социальных обязательств, на которую отвлекаются средства, предназначенные для гораздо более важных задач. Важные задачи сдохли(оборонка). И теперь уже строительство и ремонт сетей становятся стимуляторами экономического возрождения в целом, обеспечивая заказами металлургов, электротехническую промышленность, промышленность стройматериалов, требуя электроэнергии, требуя транспорта, строительного оборудования. Фактически стимулируя восстановление производства во всей экономике.
Любое резкое изменение в политике и общественных экономических отношениях - приведет к потере этого ЕДИНСТВЕННОГО могучего стимулятора восстановления экономики. Просто за счет разрушения системы организации производства и финансовых потоков.
Чем грешат расчеты тех, кто считает положение в ЖКХ катастрофическим?
Аварийная замена труб в 10 раз дороже плановой профилактической. А замена профилактическая - еще в сколько-то раз дороже замены системной при новом строительстве. Сегодняшнее жилищное строительство производит ежегодно нового жилого фонда с НОВЫМИ магистралями в количестве 2% от всего городского жилого фонда России. Динамика развития отрасли такова, что к 2008 году определенно ожидается рост этого показателя до 4%.
Кроме этого окрепшие муниципалитеты, РАО ЕС производят плановую профилактическую замену еще около 1% трубопроводов в стране. Этот процесс уже идет и набирает обороты, распространяясь вширь от крупных городов. Да, с проблемами. Да, с необходимостью принимать жесткие организационные решения, задумываться о том, где надо ремонтировать в первую очередь, откуда брать средства и т.д. Сколько-то лет хаоса, становления новой организации хозяйственной жизни - оставили плохое наследство. Но не безнадежное. А вот резкие политические события способны сделать все это безнадежным. Поскольку повторная смена организации хозяйства даст дополнительный зазор разрухи и дезорганизации хозяйства на несколько лет.
Но есть еще более страшное следствие смены власти - с точки зрения ЖКХ и всей эконгомики. Но об этом - следующим постом. Данный пост слишком длинный.