|
От
|
Мак
|
|
К
|
Мак
|
|
Дата
|
18.04.2003 16:20:13
|
|
Рубрики
|
Прочее;
|
|
Акад. Львов: "Программа выхода из кризиса" (ЛГ) (*)
http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg152003/Polosy/art1_2.htm
Литературная газета, №15 (5920) 16 - 22 апреля 2003 г.
РОССИЯ НА ПЕРЕПУТЬЕ
Низкая зарплата может разорить самую богатую страну
Академик Дмитрий ЛЬВОВ
На смену ущербным неолиберальным рыночным реформам должна прийти идеология достойного существования и раскрепощения творческого фактора, утверждает академик секретарь отделения экономики РАН Дмитрий ЛЬВОВ.
- Дмитрий Семенович, мы постоянно слышим заунывную песнь: в бюджете не хватает средств ни на что.
- Потому, что все по воде вилами писано. Опять ставка на экспорт природных ресурсов. Привязка к мировым ценам на нефть. Из расчета 21,5 доллара за баррель. А ежели, как это было в начале прошлого года, она подешевеет до 16 долларов? После войны в Ираке это весьма вероятно. Да и когда нефть стоит около 30 долларов, намного ли мы стали богаче?
- Паникуют регионы. Когда-то доходы с центром они делили пополам. Теперь соотношение 56 на 44 в пользу центра. Зато по расходам наоборот.
- "Величайшее" достижение правительства - ослабление налогового бремени - касается только тех налогов, которые собирают регионы. С 1 июля введен новый порядок взимания налога на прибыль, и теперь предприятия вправе отказаться от авансовых платежей, которые идут в региональную казну. Запланировано с 1 октября 2003 года повышение зарплаты бюджетникам на 33 процента. Только финансировать это придется регионам. Без поддержки Москвы не обойдешься. А меж тем фонды финансовой поддержки и компенсации, по сути, сокращаются. Субсидии по оплате жилья и услуг ЖКХ сохраняются в прежнем объеме, а компенсации на неминуемое повышение тарифных ставок почему-то не предусмотрены.
О какой реформе жилкомхоза может идти речь? Почти все предприятия ЖКХ на грани банкротства. Затраты по-прежнему лежат на региональных бюджетах. А денег нет. Губернаторы не знают, где их взять хотя бы на зарплаты.
Есть большие сомнения в том, что параметры бюджета будут реализованы. Для трети расходов и вовсе нельзя найти никаких объяснений и обоснований.
Не определен порядок формирования и использования средств государственного финансового резерва. Ни Государственная Дума, ни Счетная палата не могут понять, почему резерв в первом полугодии сократился вдвое. Спор идет не вокруг тех или иных цифр. Дело в принципах формирования бюджетной политики.
Цель государства была и остается - обеспечить достойное существование своим гражданам. Беда в том, что в России эта цель лишь декларируется, на деле экономическая политика осуществляется совершенно беспринципно. Провозглашенный курс рыночных реформ стал самоцелью, оставив за бортом человека, социальные факторы. В результате мы десять лет барахтаемся в ворохе проблем, и не видно выхода. Ни реформ, ни благ, ни развития. Наоборот, производство сократилось наполовину, реальная зарплата упала в 2,5 раза, криминал захлестнул страну.
- Но в экономике третий год наблюдается рост:
- Но важно понять, что на самом деле стоит за ростом. Население в очередной раз оплатило провалы в экономическом курсе реформ. Реальные доходы после кризиса 98-го года снизились более чем на 40%. Девальвация рубля и последовавшее за ней вытеснение импорта с внутреннего рынка позволили резко увеличить спрос на отечественную продукцию. Промышленность ожила. Еще повезло - выросли мировые цены на нефть, что позволяет получать быстро растущий валютный доход от экспорта. Однако эффект девальвации практически уже исчерпан.
Мы так и не наладили производство более качественной, конкурентоспособной продукции - импорт снова растет. А мировая конъюнктура цен мало предсказуема. Происходящее сейчас в экономике - лишь тенденция к росту.
Есть основания предполагать, что за ней последует новая волна стагнации. И главную причину этого надо искать в курсе реформ. Его смена является определяющей предпосылкой перехода экономики в режим качественного экономического роста.
К сожалению, бюджетная политика государства в принципе не меняется. Главным направлением расходов бюджета по-прежнему является погашение государственного долга. Правительство также увязло в проблемах реструктуризации естественных монополий.
Низкая зарплата может разорить самую богатую страну
Долги, конечно, следует отдавать, и с монополиями надо работать, но не в ущерб экономической безопасности страны, которая ныне прежде всего зависит от двух ключевых проблем: катастрофического положения с износом основных производственных фондов и недопустимо низкой оплаты труда.
Реформа доходов населения - первое, с чего надо было начинать. Это сегодня должно быть написано в качестве основной стратегической цели президента и правительства.
Какой может быть рыночный обмен в условиях так называемого свободного рынка, если и без того низкая советская зарплата при реформах упала? А цены на продукты и услуги приблизились к мировым? Это фундаментальная диспропорция, и ссылаться на то, что у нас нет ресурсов для ее устранения, нет никаких оснований.
Несмотря на огромные разрушения экономики за годы несуразных реформ, Россия остается богатой страной. Ее природно-ресурсный потенциал примерно в 2 раза превосходит США, в 5-6 раз Германию и в 18-20 раз Японию.
Другое дело, как используется этот потенциал, каков механизм распределения дохода от национального богатства России.
Оказывается, и сегодня чистая народнохозяйственная прибыль страны составляет 60-80 млрд. долл. - в два раза больше нынешних бюджетных средств. Ничего себе, страна-банкрот!
В отличие от многих других стран, основной вклад в прирост этой прибыли вносит не труд и даже не капитал, а природная рента. На ее долю приходится не менее 75% чистой прибыли.
Иначе говоря, почти все, что получает сегодня Россия, есть не что иное, как рента от использования ее природно-ресурсного потенциала. Это 45-60 млрд. долл. - как раз на эту величину и не стыкуются бюджетные доходы и те, которые реально функционируют в экономике, но не отражаются в системе общественного счетоводства.
Эти доходы формируют теневой поток финансовых ресурсов, просачивающихся через дырявый государственный карман и оседающий в нелегальном бизнесе, оффшорных зонах, криминальных структурах. То есть большая часть рентного дохода России сегодня оказалась "приватизированной" - попросту разворованной.
Действующий экономический механизм позволяет этот доход аккумулировать в руках небольшой (5-7%) околовластной финансовой и преступной элиты. В результате более 90% населения страны лишены доступа к природному общественному благу, дарованному от Бога. Это тягчайший грех, не замолив его, мы никогда не сможем обеспечить достойное будущее нашей стране, ее народу.
Мы построили такую систему, при которой все проблемы расходов бюджета ложатся на налог - 70% средств в казну приносит труд, фонд оплаты труда. Разве это не парадокс? Доля заработной платы в ВВП России примерно в 2-2,5 раза ниже, чем в любой цивилизованной стране.
Между тем на один доллар зарплаты наш среднестатистический работник производит в 2,5-3 раза больше ВВП, чем в тех же США. Это означает, что такой, как в России, эксплуатации наемного труда нет ни в одной стране с нормальной рыночной экономикой.
Идет процесс постепенного вырождения трудового потенциала. Нет смысла работать. Поэтому повышение минимальной оплаты труда до гарантированного прожиточного минимума надо рассматривать не как следствие экономических реформ, а как исходное их условие. И никак иначе.
Экономисты говорят: низкая зарплата может разорить самую богатую страну.
- Надо в корне менять государственную политику:
- Прообразом новой экономической модели российского общества могла бы стать система национального имущества, основанная на конституционном закреплении природно-сырьевых ресурсов в форме достояния всего общества. Открытый конкурентно-рыночный режим хозяйственной эксплуатации национального богатства, обеспечивающий необходимый уровень его доходности. Обращение части предпринимательского дохода и всей ренты от природных ресурсов в общественные доходы, аккумулируемые в системе общественных (государственных) финансов. Переориентация финансовой политики на природно-ресурсный потенциал позволяет выстроить несопоставимо более эффективную систему финансовых потоков.
Источником дохода для текущего бюджета могут служить налоговые отчисления от прибыли предприятий и внешнеэкономической деятельности, часть рентного дохода от трастового управления природными ресурсами в отдельных регионах, экологические платежи. Финансовые потоки, получаемые от использования национального имущества, должны быть отделены от средств федерального бюджета.
По существу, они будут формировать бюджет развития. Бюджетные ресурсы разделяются на два непересекаемых потока: один направляется на текущие нужды экономики, а другой - на решение стратегических задач развития страны и обеспечения заданного уровня социальных гарантий. Бюджет развития может стать основой формирования фонда будущих поколений и фонда национального дивиденда. Первый из них предназначен для целевого инвестирования приоритетных государственных программ долгосрочного развития России. Второй мог бы стать главным экономическим звеном системы социальных гарантий, преодоления кричащей диспропорции в оплате труда.
В Норвегии, как и в России, основным источником богатства является природная рента. Однако заметьте, что фондом будущих поколений государство там может распоряжаться только по особому разрешению парламента.
В нашей стране необходимо создать государственную (общественную) корпорацию по управлению национальным имуществом (Госресурсактив). Ее деятельность должна осуществляться под контролем внешнего органа типа Счетной палаты. Учредителем такой корпорации должно стать Федеральное собрание РФ.
Инструментальное управление бюджетом развития целесообразно поручить Центральному банку России. Там же следует открыть специализированные счета для управления фондами будущих поколений и национального дивиденда. Распределением средств между ними должно регулироваться законом, на основе стратегической программы долгосрочного социально-экономического развития страны и установленных ею приоритетов промышленной и социальной политики.
Равный доступ всем гражданам страны к национальному дивиденду обеспечивается открытием для них соответствующих лицевых счетов, например, в Сбербанке. И тогда каждый гражданин России получает от рождения равные стартовые условия. Все остальное он должен получать в зависимости от его личного вклада в производство.
- В Норвегии бесплатные образование и медицинское обслуживание, государство субсидирует аренду жилья, пенсия равна зарплате рабочего, при рождении ребенка семья получает разовую дотацию около 5 тыс. долларов и свыше тысячи долларов ежемесячно до 18 лет.
- Сегодня социальный стандарт у нас можно обеспечить за счет природной ренты, и не надо было бы требовать от регионов, чтобы они сами решали вопросы здравоохранения, образования, коммунальных реформ. Это государственные дела. Мы должны ориентироваться на собственные ресурсы и возможности, на систему национального имущества и дивиденда, рентное налогообложение, на активизацию социальных факторов - в этом залог наших успехов и прорыва в будущее.
Беседу вел Алексей МЯСНИКОВ
c "Литературная газета", 2003