Русский Журнал / Политика /
www.russ.ru/politics/20030404-kaz.html
О случайности демократии, неопрагматизме и либеральном мировоззрении
Петр Казначеев
Дата публикации: 4 Апреля 2003
С развитием процессов глобализации и распространением новых информационных технологий степень независимости отдельного индивида от контроля государства и его институтов резко возросла. Можно с уверенностью сказать, что на данном этапе человеческой истории свобода достигла высшей точки в ее значении для социального развития. Революционные возможности, предоставляемые транснациональной торговлей и бизнесом, свободой передвижения и миграции, стремительно ускоряющимися и ничем не ограниченными потоками информации, день ото дня меняют картину мира и сам современный мир. Многие из идеалов классического либерализма Локка и Милля осуществляются в этих условиях как бы естественным образом. Утрата государством монополии во многих сферах социальной и экономической деятельности, расширение информационной и интеллектуальной свободы личности происходят чаще всего не в результате острой политической борьбы или революций, как прежде, а, в первую очередь, за счет развития технологий и новых экономических возможностей.
.........
"Триумф деспотизма наступает тогда, - замечает Берлин, - когда рабы говорят, что они свободны. Тут не всегда нужна сила; рабы совершенно искренне могут называть себя свободными, и тем не менее они остаются рабами. Возможно, для либералов политические права участия в управлении ценны прежде всего тем, что они могут защищать конечную, с их точки зрения, ценность, а именно - индивидуальную, "негативную" свободу". Для либералов демократия имеет прикладной характер: она не есть ценность сама по себе, но только постольку, поскольку гарантирует суверенитет индивида. И для этого годится вовсе не любая форма самоуправления, а именно тот тип демократии, который принято называть либеральным. Другие же формы самоуправления в конечном итоге с большой вероятностью становятся оружием, направленным на подавление индивидуального суверенитета.
Принцип "позитивной" свободы не принадлежит определенному типу социального устройства. Он может развиваться в рамках разных систем, с разной степенью гностической веры в непоколебимость собственных принципов. Общей является именно аксиологическая иерархизация: убеждение в наличии "лучших", "рациональных", "подлинных" целей развития. Вершиной "позитивного" мировоззрения Берлин называл рационалистическую философию. Принятие определенной цели в силу ее "рациональности", неотвратимости, осознание определенного принципа устройства общества как единственно возможного и следование ему посредством рационализации - вот основа, связывающая учения Гердера, Гегеля, Маркса и других сторонников философского рационализма. Берлин считал, что именно в этом состоит основа позитивной доктрины "освобождения через разум". "Социализированные ее версии, совершенно не похожие друг на друга и друг с другом конфликтующие, таятся в сердцевине многих националистических, коммунистических, авторитарных и тоталитарных убеждений. Развиваясь, эта доктрина могла уплывать далеко от своей рационалистической гавани".
Выводя принципы "негативной" свободы, Берлин точно формулирует основу современного либерализма: "Большинство современных либералов, когда они наиболее последовательны, хотят такого положения, при котором как можно больше людей могли бы реализовывать как можно больше своих целей, не взвешивая ценность этих целей как таковых, если только они не задевают устремления других людей".
В своем знаменитом трактате "О свободе" Милль выразил суть этого принципа замечательным по своей простоте и краткости афоризмом "Все ошибки, которые [человек] способен совершать, не послушавшись совета или предупреждения, не превышают то зло, которое происходит, если позволить другим принуждать его к тому, что кажется им его благом".
..........