|
От
|
Pout
|
|
К
|
WLD
|
|
Дата
|
25.03.2003 23:31:57
|
|
Рубрики
|
Прочее;
|
|
Re: Творческое наследие...
WLD сообщил в новостях следующее:90295@kmf...
> Откликнулся на информацию о Поршневе Б.Ф. по той причине, что сам с
симпати-ей прочел в свое время его книгу <О начале человеческой
истории>. Привлекло именно его внимание к психологическим процессам
становления человека. Наблюдения и сооб-ражения интересные, к тому же в
советское время не ортодоксальные (хотя увлеченность исследователя
всегда сопровождается крайностями, но это как говорится
<запланирован-ные взятки>). Знатоком творчества Поршнева не являюсь, но
тема воздействия на поведе-ние крайне притягательна, к тому же прямо
вторгается в антропологию. По этой причине есть желание продолжить
сюжет.
Понимаате, у меня тут какая-то неявная ,наведенная "флюидами"
"параллельная Поршневу"линия. Я-то наборот,прочитал его "Социальную
психологию" уже давно, схему по крупному знал и до того(особенно узловое
происхождение инд.психики как производнйо от соц.психологии)а "О начале"
не читал внимательно, т.е. концепцию целиком не освоил,хотя книга еще
тогда же приобрел как вышла(аж в 70х) .
Потом начинаются совпадения по контуру.
В общем, чтоб не общие слова - два с.жета про"натурально-телесное
происхождение" самых что ни на есть"духовных" феноменов
Были споры и обмены материалами в конференции по философии, я выложил
свои материалы, тут вышло что одна работа написана как будто я ту самую
поршневскую концепцию разиваю. Мистика.
Работа называлась "Анима сначала была простой русалкой" ( в основном на
фольклорном русском материале, я тогда увлекался быличками всякими о
чертях и прочей нечисти). Там один из шести кажется главных архетипов
Юнга (Анима)рассматривался как имеющий естественно-историческое
происхождение. Это тот самый персонаж,который у Поршнева называется
палеоантроп. То есть, сначала была естественная история совместного
существования этих"мы" и "они", а потом ее преломление - в виде
отложения в "коллективном бессознательном". Причем все сходилось шаг за
шагом тютелька в тютельку с поршневским(куда более охватным)центральным
сюжетом. Но я-то ничего этого БФ насколько помню не осваивал. Типа
экспериментальное подтверждение получил.
После этого меня уже не стало напрягать , чтобы подтверждать такой
"ход". Но за прочие идеи у Поршнева не говорю. Мне для реконструкции и
"чертей" и "религии", методологии "сначала -естественная история, в
натуре, потом - переход в колбез" хватило. Все, как бы, накатано. Это
один в один Поршнев.
у Проппа (Исторические корни волшебной сказки -Поршнев об этой работе
пишет) на этом построена вся мощная концепия, вот ее-то я читал, но это
не зависит от поршневской "троглодитиады" совсем.
> <Мне по ходу разборов скорей интересней "тело">
и еще сейчас хочу вот что напомнить. В Форуме несколько раз обсуждался
сюжет с Загорским интернатом (Мещеряков-Ильенков). По материалам этой
работы Ильенков написал общетеоретическое осмысление
(он называл эту работу "экспериментальной философией"). Так вот то, что
они делали -это буквально _из ничего_ у "кусков мяса" (слепоглухонемых,
тупых ко всему) формировали -теперь можно сказать коротко -
полномасштабно "генерирующий" практики человеческий габитус. Это ключ к
связке по осбуждаемой теме , потому что важны детали,которые можно
видеть в генезисе и только так, и то как они "делаются" руками
воспитателя. Этого никто больше не проходил. Тысячу раз ребенка ложкой
учили пользоваться порой. Пока его рука сама не стала ходить автоматом
и пр. Потому что "схемы" такие никак и ничем не прописаны. Ребенку
ложка не нужна,но и в итоге способнотсь"есть по-человечески" не
появляется, нет человека, нет мышления. Тупик.. И так далее, предмет за
предметом,действие за действием. Ильенков так и не нашел "слова", как
называть "телесное протекающее мышление", но очень четко описал и
процесс, и все механизмы, и подбирал термины Сенсорно-моторные схемы
обеспечивающие такие первые человеческие движения как "ложка"- т.е.
чистое"тело" -вот"первое мышление". Но это оксюморон. Его останавливал
сам термин "поначалу телесное протекающее мышление". А это была эта
самая "практическая схема"(бурдьевская логика практики). Статья эта у
меня где-то есть, найду,это связка к теме.
популярно-педагогическое изложение загорского эксперимента(очень
сжато)тут
http://www.caute.hut.ru/ilyenkov/texts/ums/II.html
Пока все
> С уважением
с уважением
> WLD
>