От Pout Ответить на сообщение
К константин Ответить по почте
Дата 26.01.2003 21:01:25 Найти в дереве
Рубрики Крах СССР; Версия для печати

это был образчик Корпорации, зародыш ее ритуалов


константин сообщил в новостях следующее:84944@kmf...
> ИМХО юмор физиков это как раз по ольгиному положению - смешное
образует пару с серьезным. Много серьезной работы и немного шуток , в
основном над самими собой, над собственной серьезностью.

Тут вот какое дело. Это была полномасштабная (суб)культура
периода"Растеряннности"(с)Зиновьев. Культура Корпорации. корпоративная
культура, просто несколько крупней прочих. В Универе это было заметно по
ряду признаков. Лидирующая, но не единичная. Не только досуговая.
Это прообраз цеха,то есть структурирования возникавшего нового
поля(усложненной социальной системы). Ничего кроме констатации.


------
Есть такой фильм - "Гвоздики нужны влюбленным" - с кинопоэмой о
традициях студентов всего мира. Тут и "похоронная процессия" через всю
Вену (хоронят конспекты после сессии), и парижские студенты, сжигающие
карету с разным хламом во дворе Сорбонского университета, и многое
другое. А из студенческих традиций нашей страны выбрана одна - День
рождения Архимеда...
-------

Атрибутов у нее больше, чем только цеховой стиль общения и вошедший в
расхожее употребление "шутят". Сра-азу все клюнули. Помнют.
Не только"юмор"и "сатира". Эпос. Ритуалы(инициации). Гимн(общий для всех
физфаков всей страны)

это тебе средневековая корпорация на новом витке. Это идея Чернышева,
которую он пытается теперь реализовать через ЦКП,вся теория там в общем
правильная

> В целом , "делу - время потехе -час", время затраченное физиками на
юморение заметно меньше проведенного за письменным столом , компьютером
и т.д. На книгу "Физики шутят " ушло бумаги много меньше , чем на
печатание серьезной физ-мат литературы. Но без этой книжки наш цех был
бы гораздо серей и занудней.
>
Так конечно. Просто из-за течения времени остались осколки, какие-то
ошметки словосочетаний, которые все еще работоспособны на уровне _всего
общества_. Память колбеза сохранила даже после сорвавшегогося потока
словопомола словосочетание"ф.шутят". На него клюет , стоит высунуть
червячка. В фольклоре словоформы еще плодятся по типовому образцу,
архетипу,блин ."Шизики футят".

Все помнят, все. Не только старики. Даже гуманитарные социологи
(постинг"Смех и слезы") вон прошлись, такая рефлекторная реакция. А
дальше начинается изгаление кто во что горазд.

Но это ведь был только первообраз. Благодаря долгой цеховой традиции и
преемственности в поколениях - вот еще почемук "физики" развернулись.
Был пример "Стромынкина" (еще с конца 40х). Не надо вестись только на
"шутки". "Стромынкин" об очень серьезных вещах, там и пафос, и гимн
Альма Матер, и клятва в верности. И идейная борьба против мохнорылых
"санов памятников". Эти, что ли, олицетворение "ситемной корневой
основы". Мягко еще их покрыл Копылов,эти отжившие "камни",ступоры
движения.

> Интересно, что в то время резонанс имел в основном юмор физиков.
Вероятно потому, что в определенный момент деятельность физиков стала
очень серьезной , от нее стали зависеть судьбы государств и народов. В
принципе есть и юмор других цехов, напрмер был серьезный и одновременно
веселый журнал "Химия и жизнь". >

Просто передовой цех был, по ритуалам тож. Химики потом заимствовали
ритуал посвящения в студенты. И другие. Расползлось тоже "само", как и
родилось.

И только ТЕПЕРЬ очень многие"дозрели". И огромная мода всех на
(внешнюю)атрибутику, вроде гербов"братств"и "цехов", на ритуалы. Это уже
пестрей, чем прсто намозоливший глаза ююмор. "Физики" те только шутили.

Еще раз, это было рождение "идеи", цехового ритуала и (суб)культуры
"братства по профессии". Типовой образец. Дата - 1960. Снизу, само
родилось, ну там комитет комосмола как заказчик поучаствовал, а
созвездие талантов родило праздник ( Это спонтанное низовое творчество
первого такого обряда. Да, раньше родился театр, и оперы, и
"Дубинушка" - гимн)
Недаром рождение (суб)кульутры привязано к "Празднику Архимеда".
Содержание оперы -это на самом деле введение студента во врата цкха,
посвящение в особенности жизни и даже приоткрытие "цеховых тайн",
картинка будущего. Ху из первокурсник -несчастное существо. Его
инициируют, принимают в ряды братства.
Открывают глаза на жизнь и ее тайны,иногда проделывают небольшие
экзекуции
Инициация(посвящение первокурсников в студенты, пусть это выгляжит как
капустинк -на самом деле не так) -это уходящий в глубь веков ритуал.
Основа , канва жизни, для студента.

Еще ярче это выглядело у цеха астрономов, он мельче,и "теснее".
Кстати -важно . Застывший на уровне начала 60х "Архимед" уже в 70х
казался нам старомодной громоздкой античной фигней. (А это была
постоянно возобновлявшаяся каждый год физфаком опера-буфф, ездила по
странам и континентам,300 представлений). У нас в ГАИШ -отделеение
физфака - был уже куда более продвинутый и развернутый ритуальный
комплекс. Не только специально готовившиеся артисты из студентов, как в
"Архимеде"(это само собой - любительский Студенческий Театр, подобие
труппы Архимеда и СтудТеатра МГУ, там был всегда), а ВСЕ курсы готовили
свои выступления на Празднике посвящения. И участвовали почти все,
кроме зануд и зажатых. Это давало ... ну,.. тонус. Артистической такой
подковки, многим. Мы например по инициативе одного нашего знатока
классики на 5м курсе ставили изврат на основе пьесы Шекспира"Генрих
номер 8". Башку королю-неудачнику рубил я.


Так, кроме юмора еще и театр прошел, стало легче. Но не намного. "Шутят"
и все дела.

> Сейчас юмор идущий от "компьютерщиков" стал одним из символов эпохи.
А скажем шутки физики мало кого интересуют.
>
Так конечно, в диссипацией науки распалось все по крупному, остался
только внешний слой цехового стиля и языка, да и тот часто вырожденный.
Будущее ,ели оно будет,все равно будет в новых корпорациях. Чернышев
с Павловским, а раньше ГБ и Андропов это поняли и действовали верно, а
оппозиционеры по сб пору давятся на уровне одной общей струкутры ,
народ.народ, и боле ни шага вниз по струкутрированию . Андропов готовил
проект Корпорация СССР, в этом направлении им были сделаны разные - но
ПОЗДНО(не в 60е - замарозили ...дождались гайдарят-чубайсят) шаги, а
эти все не врубятся в пролетевшую под носом полу-реализованную идею
социального института, крупной ячейки, безотносительно к идеологии. И
конечно сворачивают на один существенный. но не исчерпывающий признак.
Язык,юмор,шутят....хохмы...слона то ты и не приметил. Задавался шаблон.
На высоком доброкачественном уровне,подхваьывающий и ведущий молодежь

Разумаеется, и у других профессий -вовсе не только интеллигентских - все
это было частичками, иногда были такие заповедники , вроде морского
братства. Эта традиция у них живей других. Юмором начинают, но не
ограничивается. Морские байки тоже порой выдают за суть всего дела.
Травят,шутят. Колбасьева почитайте. Или Соболева. Теперь вот
живое -Покровский. "Расстрелять"

Это и к другому постингу -"что есть живое"(на примере юмора, конечно)
как зародыш будущей структуризации..

>

=========

Немного об"Архимеде". Как это начиналось
Мемуарная часть

=======
..
Старик Державин нас заметил... "Будешь писать оперу!" - в присущем ему
лапидарном стиле заявил Сережа Литвиненко, командир первого ССО физфака,
тогдашний секретарь комс.бюро. Заготовки фольклорного характера уже
были: "Мы не филоны-сенокосники, мы не пижоны, не скоты, как ты...",
"Мы, студенты, в трактор сели сдуру и помчались в степь во весь опор" -
каков стиль! (к счастью, в основной текст оперы "Архимед" не вошло).
"Мой друг Киса***, - продолжал благословлять отец родной Сережа, -
написал "Дубинушку" и "Серый камень" со товарищи, ты же напишешь третью.
И праздник сделаем - День физика!" Ну, насчет праздника я не знал, а
оперу - пожалуйста...

Сереже палец в рот не клади. Осенью комс.конференция физфака принимает
решение - провести весной 1960 года "День Архимеда".
-----------

I-А. АРХИМЕД
7 мая 1960 года серебряные звуки фанфар впервые возвестили о появлении
Архимеда на ступенях физфака. Он вышел из огромного, величиной с
парадную дверь факультета, тома "Основ физики". Окинув взглядом огромную
толпу, мудрый старик (ныне зам.декана физфака, а тогда студент третьего
курса Саша Логтинов) спросил: "Так чего же достигли вы, потомки?"

Один за другим подходили к Архимеду Галлилей, Ньютон, Рентген, Попов,
Эйнштейн... "Эврика!" - трижды провозгласил великий физик, и тысячи
студентов откликнулись на этот призыв. Началось торжественное шествие,
которое возглавили ненастоящие Архимед, Ломоносов и настоящий академик
Ландау. А вечером в университетском Доме культуры состоялось первое
представление комической оперы "Архимед". Так родилась традиция.

С тех пор не раз ступеньки физического факультета превращались в дни
праздника в фантастическую сцену. Отмечался на этих ступеньках и юбилей
великого грека, когда вход физфака украшал огромный плакат "Старику
стукнуло 2250 лет! Привет юбиляру!", и когда сотни студентов в античных
костюмах рапортовали Архимеду о жизни своего курса и вручали
соответствующие времени и месту хитрофизические подарки. (Легко
сосчитать, когда это было, ибо комсомольская конференция физфака приняла
предложение Наташи Кабаевой: "Постановить, что Архимед родился 7 мая 287
года до нашей эры.")

Бывало и так, что дымовая завеса, организованная с помощью пиротехников
из подшефной воинской части, окутывала памятник Ломоносову - и он
оживал: из клубов дыма выезжал традиционный электрокар, а на нем -
Михаиле Васильевич Ломоносов (светлой памяти Игорь Алексеев, тогда -
аспирант физфака, потом - доктор философских наук).

Случалась и экскурсия на обратную сторону Луны, где в связи с нехваткой
места для лабораторий учреждался филиал физфака. Фасад факультета был
закрыт грандиозным занавесом небесного цвета с блестками звезд, а когда
занавес падал, открывалась огромная ракета - от первого этажа до крыши.
Из люка этой ракеты на втором этаже появлялся Архимед, неуверенно
спускался по трапу спиной к публике, а приглашенный на праздник
космонавт Герман Титов говорил очень тепло о том, что рад возможности
побывать на обратной стороне Луны, и, не касаясь руками лестницы, лицом
к зрителям, спускался к рукоплещущей многотысячной толпе...

Сотни участников, многие тысячи зрителей, множество известных физиков на
ступеньках физфака - все это создавало атмосферу настоящего праздника.
"Вершиной праздника, - вспоминает наш бывший преподаватель математики на
физфаке Н.Н.Константинов, - всегда была опера. Здесь энергия достигала
максимума. После оперы люди изнемогали и слабели, и никакие праздничные
мероприятия после оперы не могли произойти. Как же мог жить человек,
который не пошел на оперу! Для всех, кто знал, что к чему, попасть на
оперу было необходимо. Но главное, что всегда это было трудно. Один раз
я придумал, как всех перехитрить. Днем, когда бдительность клубных
работников еще дремала, я решил залезть в оркестр и спрятаться, с тем,
чтобы перед началом представления выйти в зал и занять место. Но я
оказался не первым - оркестр был уже полным. Все мы уже не могли
оставаться незамеченными... Затем переполненный зал, где заняты все
сидячие и стоячие места, ждет. Начинать нельзя, так как в дверях
творится что-то невообразимое и тщетные попытки закрыть двери
безнадежны. Наконец, несмотря ни на что, выходит ведущий и начинает
читать знакомое до единого слова либретто. Началось!"
Ходит шутка, что успех оперы определялся по числу сломанных в зале
кресел, и что в тот день, когда в зале Ландау переводил Бору
происходящее на сцене, это число перевалило десяток. Когда на сцене
появился Архимед, кто-то запереживал: "Не знаешь, куда смотреть: то ли
на сцену, то ли в зал - три великих физика сразу".

Поскольку Бору переводили с естественным запозданием, то была ситуация,
когда зал уже заканчивал смеяться, а потом раздавался одинокий хохот
Нильса Христиановича, и по залу снова проходила волна смеха...

После окончания оперы взволнованный Бор поднялся на сцену, поздравил
авторов с успехом и второй раз за день произнес речь перед студентами
(первый - на ступеньках физфака). "Это остроумно, это замечательно, это
что-то необыкновенное... Если студенты работают так же, как веселятся, я
спокоен за завтрашнюю науку..."

А на следующий день Бор по своей инициативе прочел лекцию для тех, кто
ставил "Архимеда". Большая физическая аудитория (теперь аудитория имени
Р.В.Хохлова) была полна. Набилось около тысячи человек. И Бор читал
лекцию три часа, несмотря на усталость, несмотря на годы. А в конце
лекции оперативный Леша Бажулин вручил Бору снимки его вчерашнего
участия в празднике и опере (часть снимков Вы видите на страницах этих
воспоминаний).

Прошло, как не трудно догадаться, немало лет. Опера выдержала, благодаря
стараниям неутомимого энтузиаста "физического искусства" Юры Гапонова,
свыше трехсот представлений. Оперу много возили: в Краковский
университет, в Ленинград, Таллин, Дубну, на Сахалин, на Воронежскую АЭС,
в Ригу, Обнинск, Пущино. Приглашали в Париж... Оперу показывали почти во
всех крупных вузах столицы, в концертном зале института им. Гнесиных, в
Центральном Доме литераторов. После просмотра за банкетным столом за
сценой Константин Симонов поставил нам ящик водки и оставил автограф на
либретто "Архимеда": "Это единственная опера, которую я люблю..."

Есть такой фильм - "Гвоздики нужны влюбленным" - с кинопоэмой о
традициях студентов всего мира. Тут и "похоронная процессия" через всю
Вену (хоронят конспекты после сессии), и парижские студенты, сжигающие
карету с разным хламом во дворе Сорбонского университета, и многое
другое. А из студенческих традиций нашей страны выбрана одна - День
рождения Архимеда...
Сменялись поколения студентов-физиков, но опера оставалась жить. Многие
участники ее первых представлений - ныне известные физики, для некоторых
опера стала шагом в большое искусство... Юру Гапонова, работавшего в
Копенгагене в Институте Бора, сын Нильса, лауреат Нобелевской премии Оге
Бор, иногда приветствовал так: "Хэл-лоу, Архимед!"



АРХИМЕД

Опера в четырех действиях, пяти картинах
(отрывки)

Действующие лица

АРХИМЕД, древнегреческий ученый.

БОГИ: Марс, Венера, Аполлон, Бахус (бывший бог).

БОЖИЙ ОТПРЫСК.

Жители Сиракуз, певцы, танцоры, халтурщики, филоны -студенты факультета.


Перед началом оперы и каждой картины каждого действия на авансцену
выходил ведущий с пояснительным текстом.
ВЕДУЩИЙ: Предлагаемая Вашему вниманию героико-патетиче-ская трагедия
"Архимед" принадлежит как бы ко второму периоду развития оперного
творчества на физическом факультете. Молодые авторы внесли в либретто
внутреннюю символику, несвойственную операм "Дубинушка" и "Серый
камень". Под видом героической истории Архимеда, его борьбы с коварными
олимпийцами авторы сумели в динамических сценах с рельефно развивающимся
действием передать бурю страстей, мятущихся в душе молодого физика.

Архимед - благородный ученый, олицетворяющий юношеское романтическое
увлечение наукой. Коварные боги-олимпийцы есть ни что иное, как присущие
герою обычные человеческие слабости: МАРС - честолюбие, АПОЛЛОН -
страсть к развлечениям, ВЕНЕРА же выступает в своей обычной роли. В
образе БАХУСА мы видим безволие, лень и невежество. Помыслы героя
воплощены в лице студентов - учеников Архимеда, которые то колеблются,
увлекаемые порывами страстей, то выпрямляются, и наконец, сливаются
воедино во имя науки.

Опера "Архимед" - скорее символическое, нежели реалистическое
произведение искусства. Умело пользуясь жанром гротеска, авторы обличают
то, что есть, а также то, чего нет и вообще быть не может, но с чем надо
бороться. Первое произведение молодых авторов не свободно, к сожалению,
от некоторых недостатков: например, все греческие боги выступают под
латинскими псевдонимами. Совершенно не соблюдается хронология, а пустыня
Сахара по ошибке отождествлена с Аппенинским полуостровом.

Однако это ни в коей мере не снижает того захватывающего чувства,
которое буквально не покидает слушателей от первого до четвертого
действия и от первой до пятой картины.
Первое действие происходит на блистающих высотах Олимпа. Перед
зрителем - привычная картина из будничной жизни богов периода упадка
античной религии... Пред сонмом богов предстает Архимед. Он уже избрал в
душе жизненный путь физика, но требуется соблюсти традиционную
формальность и утвердить зачисление Архимеда на Олимпийском совете.
Архимед появляется в кругу своих единомышленников, которые не так сильно
убеждены в своем предназначении, как гений, но слово Архимеда для них -
закон. Один за другим боги пытаются совратить Архимеда. Марс, Венера и
Аполлон хотят, чтобы физика была отвергнута, но Архимед непоколебим. А
воинственного Марса он буквально пригвождает на месте при помощи
постоянного магнита с напряженностью поля 3500 Эрстед.

Боги затаили злобу и жаждут уничтожить Архимеда, который, закладывая
краеугольный камень физики, грозит не оставить камня на камне от власти
богов. Победная, жизнеутверждающая мелодия хора провожает Архимеда на
бой за истину.

Увертюра

......


ВТОРОЕ ДЕЙСТВИЕ
ВЕДУЩИЙ: Перед нами - Архимед в период своего творческого расцвета. Уже
открыт закон Архимеда и уже основан физфак. Идут приемные экзамены. Но
Архимед спешит на заседание семинара в Институт академических проблем,
где прославленный Аристотель делает доклад на тему "О точном подсчете
количества ног у мухи". Как быть?

Появляется Бахус - наш старый знакомый. Как всегда, он навеселе.
Коварные боги сумели "подложить свинью" Архимеду, снабдив Бахуса
отличной характеристикой, которая позволила ему попасть в штаты.

Бедный Бахус и сам не подозревает, какой вред он наносит делу, принимая
на факультет, следуя внушениям богов, всех без разбора: певцов,
танцоров, халтурщков по протекции и просто халтурщиков. На фоне их
жалкого лепета гордо и убедительно звучит полный понимания физической
сущности явлений хор добросовестных абитуриентов: "Архимед в воде
лежал..." Боги не смогли преградить им путь в науку.
...


Свет приглушается, появляются боги.

БОГИ (нашептывая Бахусу):
Помрешь от скуки на физфаке,
Коль будешь принимать ученых.
Бери девиц с большой косою,
Танцоров ты бери точеных,
И физкультурников туда ж...

Видение исчезает. Свет восстанавливается.

БАХУС: Эй, кто из вас самодеятельность? Выходи!

АБИТУРИЕНТКА С ГАРМОШКОЙ (Тамара Сезнева, для нее специально эта песенка
писалась, на мелодию "Была бы только тройка..."):
Мне страшно, страшно, ой как -
Здесь физику сдавать!
Была бы только тройка -
А там на все плевать!
Ты мне, гармошка, спой-ка,
Чтоб стало веселей.
Была бы только тройка,
Да тройка поскорей!
На все отвечу бойко,
Не зная про фотон -
Была бы только тройка,
А все придет потом!

Вместе с хором.

Материя первична,
Земля на трех китах,
Сознание вторично ,
И Пифагор в штанах...

Снова приглушается свет, снова появляются боги с теми же напутствиями.

БОГИ: ...И физкультурников туда ж!



Свет восстанавливается, четверо абитуриентов-спортсменов выбрасывают
плакаты.

БАХУС: (читает) "Бей...химика...одной...левой..." А, понял - вы
спортсмены! Ну идите на химфак - там таких принимают вне конкурса!

(Отголоски поражений физфака в традиционных эстафетах, - спортсмены
заменяют на плакате "химика" на "физика" и уходят). Телефонный звонок.
Бахус снимает трубку.

БАХУС: Эврика! Матерь? Какая матерь? Ах, божья матерь... Дети? Какие
дети? Ах, божьи дети! Ну пусть приходят, зачислим!

Тут же появляется божий отпрыск - как уже говорилось, Юра Косичкин.
(Мелодия песни "Капитан, капитан, улыбнитесь..."):

БОЖИЙ ОТПРЫСК:
Вы меня не ждали тут -
И меня нигде не ждут.
Я не раз уже менял институт.
На экзаменах тонул
И такое раз загнул! -
Но ни разу даже глазом не моргнул!
И в МЭИ и в МАИ
Напевал я всюду песенки свои:

Деканат, деканат, улыбнитесь!
Хоть улыбка ваша, может быть, горька.
Деканат, деканат, подтянитесь!
Ведь у папы есть могучая рука!

БАХУС: Ну-с, расскажите, кто открыл закон Архимеда?

ОТПРЫСК: Э-э, Вы, почтенный Бахус!

БАХУС: Есть такие мнения... Ну-с, расскажите, как это произошло?

ОТПРЫСК: Архи...Архи...

ХОР (подхватывая, на мотив пластиночной песни "Девушка играет на
мандолине", более известной как "На длпеком Севере эскимосы бегали..."):
Архимеду Гиерон приказал открыть закон -
Чтоб исследовать состав корон.
Ювелиры Сиракуз, к золоту имея вкус,
Из казны немалый груз увели.
Архимеду хоть бы хны - он поехал в Сандуны.
Снял рубашку, снял штаны, в ванну - плюх!
Архимед в воде лежал и открытие искал,
И пузырики пускал в забытьи...
Тут случилась бы беда, но спасла его вода!
Не дала ему вода утонуть.
Осенило старика - заплясал он трепака
И из бани сиганул - Эврика!

Занавес.



ТРЕТЬЕ ДЕЙСТВИЕ

Первая картина третьего действия.
ВЕДУЩИЙ: Между тем физфак начал свою работу. Увлеченный научной и
административной деятельностью, Архимед забыл о студентах. Этим ловко
пользуются его враги. Богам удалось занять места на пьедесталах статуй
перед входом на факультет. С этих выгодных позиций они проводят свою
разлагающую работу среди студентов...

Как бы очнувшись ото сна, Архимед видит картину развала учебной работы
на вверенном ему факультете. Наивный Бахус, не предполагая, какое горе
он причиняет Архимеду, выбалтывает правду о жизни студентов. "Зашел я в
общежитье..." - поет он. Архимед потрясен. Простая печальная мелодия
ударной установки раскрывает тоскливое душевное состояние героя. "Декан
я или не декан?!" - восклицает Архимед и решается на отчаянный шаг -
самому пойти в общежитие.

На сцене - ступеньки хора, они же - ступеньки физфака, на пьедесталах
памятников Лебедеву и Столетову - Венера и Марс, соответственно.

ХОР ДЕВУШЕК (из "Аскольдовой могилы" Верстовского):
Ах, подруженьки, как грустно нам
На физпрактикум идти,
Из-за стен лишь любоваться
На широкие поля.
Нам задачки - не веселие,
От тоски мы там уснем.
Мы к наукам непривычные,
Здесь скучаем столько лет.
Ах, зачем мы, горемычные,
Родились на белый свет...

Марс встает на пьедестале.

МАРС (ария мельника из "Русалки" Даргомыжского):
В ДОСААФ идите, девки молодые,
В науке мало толку с вас!
На лекциях всегда одно и то же
Твердить вам надобно сто раз!
С трудом вы отличите
Реактор от движка!
Одно вам любо - целый день на шее
Висеть у милого дружка...
Вы только поглядите, как вышка высока -
И никогда вас, девки, не отчислят
Из парашютного кружка!

Встает величественная первая Венера - Дина Крицкая (тоже, как и Люба
Богданова, в дальнейшем многодетная мать).

ВЕНЕРА (узнаваемая ария Кармен):
У любви, как у пташки крылья -
Счастье в жизни спеши поймать!
Тщетны в физике все усилья -
Нет, сухарем ты не должен стать!
Брось науки, иди на танцы -
Ведь ты так молод и не глуп,
Там пижоны и иностранцы
Тебя научат хула-хуп!
Любовь, любовь, любовь, любовь...
Танцор свободен, век кочуя -
Законов физики сильней!
Науки жаждешь, но хочу я,
Чтоб ты навек забыл о ней!
Экзамен будет - ну так что ж -
Зато тебя люблю я!
Тебя люблю, тебя люблю -
Так берегись нас, Архимед!

Появляются Аполлон и четыре танцовщицы в подчеркивающих достоинства
трико - Алла Пучкова, Света Ковалева, Света Щеголькова -"ах, эта девушка
чудная, девушка вся в голубом..." - и Женя Губочкина; вызывающий по тем
годам восторг канкан; (мелодию песни Аполлона - когда-то
популярно-джазовую - все знакомые помнят только с "архимедовскими
словами", так что первоисточник установить не удалось).

АПОЛЛОН:
Я веселый Аполлон, у меня есть свой закон:
Фортепьяно, саксофон и ударничек.
И труба и контрабас с нетерпением ждут вас -
Приходите поскорей, прибегайте поскорей,
Поступайте поскорей в наш джаз!

Студенты, приплясывая, разудало поют на мелодию "Да, Мари всегда
мила..."

ХОР:
Мы не умеем интегралы брать -
Зато умеем петь и танцевать!
Едва ли функцию разложим в ряд,
Зато из тряпок сделаем наряд!
Сколько ни долби кванты -
Не Ландау вовсе ты!
Хоть все тензоры сверни -
Все равно ты не Ферми!

Уходят было за Марсом и Венерой; вошедший с Бахусом Архимед
останавливает их.

АРХИМЕД (ария Ленского):
Куда, куда, куда все удалились?
И почему вы здесь одни?
А кто физпрактикум готовит?
Его мой взор напрасно ловит...

СТАРОСТА КУРСА (Витя Дубинчук):
Один пальтишки выдает,
Другой на хоркружке поет,
Весь день подносы чистит третий,
(вводилось самообслуживание и в общежитии и на факультете, даже шутка
была: "поликлиника самообслушивания")
Четвертый убежал в кино.

Не убежал бы, все равно
Полы бы мыл на факультете.
Благословенный день забот!
А пять ушли в агитпоход...

АРХИМЕД: А вы почему не занимаетесь?

ХОР: Задача наша - переворачивание Земли с помощью подручных средств, но
мастерские не готовят рычаги и точки опор, поскольку Бахус спирт весь
спрятал!

АРХИМЕД: Ну так что же?

ХОР (мелодия "У дороги чибис"):
Мы заказы часто в мастерские носим,
Чтоб нам точки сделали опор -
Но без спирта что-то не идет работа,
И опор, опор не видно до сих пор...

БАХУС: Напраслину возводите! Ведь все равно не занимаетесь!

(Далее - "Ах, Рио-де-Жанейро...")
Зашел я в общежитье -
Чего ж там только нет!
Занятий нет в помине,
Покою ночью нет.
Там день и ночь танцоры
Царапают паркет!

ХОР (вступая в перепалку):
Там в лифты втиснешься ты еле-еле,
И так, как правило, все дни недели.
Ввели там свой закон Венера и Аполлон.
И каждый раз на этаже играет джаз!
Ах, это общежитье,
Чего ж там только нет:
Там нету культработы,
В буфете пива нет! (с повтором последних строчек)

АРХИМЕД (романс "Сомненья" Глинки):
Уймитесь, волненья и страсти!
Окончена лекция наша.
Я стражду, я плачу!
Я все отдавал для науки,
Забыл я о людях,
Отдав их на волю богам...
Танцоры, невежды
У нас процветают!
Не верю, не верю
Наветам коварным -
Я сам в общежитье пойду!

Занавес. Конец первой картины.



Вторая картина третьего действия.
ВЕДУЩИЙ: В общежитии Архимед неожиданно столкнулся с житейской прозой.
Увы! Он забыл пропуск и тщетно пытается доказать вахтерам, что он - это
он. Лишь с помощью смекалки и личного обаяния Бахуса ему удалось выйти
из этого затруднения.

А между тем в одной из гостиных Сиракузского дома студентов царит
мирная, безмятежная жизнь. Студенты, играя в коробочку, распевают песню,
игриво отождествляя туго набитый спичечный коробок с блоком
студенческого общежития.

Появляются Аполлон и Венера. В этом месте действие приобретает
драматическую насыщенность. Соблазненные богами студенты на какую-то
минуту теряют человеческий облик. Начинается всеобщая свистопляска. И
эту уродливую, чуждую нам картину, застает пробившийся сюда, наконец,
Архимед.

Трагизм создавшегося положения подчеркивается молчащим оркестром. Но
гений Архимеда подсказывает ему смелое решение, и он восклицает:
"Эврика! Наука требует труда! Мы не можем учить их науке, не научив
трудиться!". Итак, принято решение: всех в Сахару на строительство
римского водопровода!..

На авансцену с секирами и в гимнастерках выходят вахтеры -Сезнева и
Куклина.

МАРС (а за ним Венера и Аполлон): Без пропуска не пускать даже родную
мать! (Кивает на богов.) А эти -со мной.

АРХИМЕД: Какой вам пропуск? Я ректор здешний!

ВАХТЕРЫ (еще выше и быстрее):
Позвольте, позвольте...

В дело вступает умело уговаривающий Бахус.

БАХУС:
Ах, будьте добры, пустите меня,
Пустите меня скорей,
Волей своей, вы лаской своей
Пустите меня скорей...

Вахтеры пропускают его.

БАХУС (в сторону Архимеда): А этот - со мной!

Занавес открывается, на сцене за одним столом - мальчики, за другим
девочки.

ХОР:
Ой, полным-полна моя коробушка,
В ней студентов, как опят.
Разболелася головушка -
В каждом блоке по семь спят!
Я читаю про эмиссию,
И про вольтову дугу.
А чуть завижу санкомиссию,
В блок скорее побегу!
Знаю, в блоке пыль метровая.
Мы такие не одни!
Дверь, на ключ запрись, моя дубовая,
Тайну свято сохрани!
(Примечание. Иногда в начале второй картины третьего действия после хора
"Полным-полна коробушка" Тома Сезнева пела очень грустно:

Прочла приказ последний деканата,
И сразу на душе темнее стало.
Прости меня, но я не виновата,
Что я кванты сдавать уже устала...
Придет мой друг и станет на колени,
Посмотрит мне в глаза с немым вопросом -
А я уеду к северным оленям,
Уеду я к холодным эскимосам.
Брожу одна по длинным коридорам,
Где без меня проходят семинары,
А инспектрисы шепчут мне с укором:
Зачем, зачем ты нахватала пары?)

Появляются Аполлон и Венера.

АПОЛЛОН: Венера, этот этаж, мы, кажется, еще не обработали!
(К мальчикам, ария Фигаро Моцарта. )
Мальчик-физик, в Энштейна влюбленный,
И в занятья свои углубленный,
Не пора ли от книг оторваться,
Не пора ли мужчиною стать?!

МАЛЬЧИКИ (сбрасывая книги и доставая из-под стола бутылки):
Не довольно ли нам заниматься,
Не пора ли мужчинами стать!

....
...
...
Последняя картина

На опустевшую сцену выходит Архимед, садится на скамеечку, чертит на
песке круги. Появляется зловещий Марс с антимагнитным мечом.

МАРС (серенада Дон Жуана):
От лунного света зардел небосклон.
Я ждал Архимеда, искал Архимеда,
Нашел я - вот он!
От Севильи до Гренады,
От Афин до Сиракуз
Миру физиков не надо -
Намотай себе на ус!
Сколько человечьей силы
Смог ты в физики вовлечь!
Но введет тебя в могилу
Мой, мой, мой антимагнитный меч!

Стирает круги на песке.

АРХИМЕД: Ноли турбаре циркулос меос! ("Не трогай моих кругов!" -
исторически достоверная фраза Архимеда. )

МАРС: Чаво?

АРХИМЕД: Ах, этот солдафон латыни не знает!

Марс в ярости пронзает Архимеда.

АРХИМЕД (после музыкального проигрыша, как и положено в натуральном
Верди и почти на неизмененные слова):
Злые боги, исчадье порока!
Вы за смерть мою много ль возьмете?
Вы погрязли в разврате глубоком -
Но не отдам я вам физики моей!
Безоружный, я боязни не знаю,
Тыщей физиков к вам я явлюся!

Вбегают многочисленные юные физики, подхватывают умирающего Архимеда.

Свое дело теперь защищаю -
За него жизнь готов я отдать!
Это дело вы, студенты, студенты,
Сейчас в свои руки возьмите...
Возьмите... Возьмите!

Архимед-Шкурский очень натурально умирал и откидывался на руки
студентов, посматривая из-под прищуренных век в зал - каков эффект?
Эффект был убедительным.

ХОР СТУДЕНТОВ (он же хор "Славься!"):
Пусть ты погиб, наш отец Архимед!
Дело твое не забудется, нет!
По твоим по законам мы будем жить,
Науку, как ты, беззаветно любить!
Славься, опора науки, физфак!
Атом для нас - тривиальнейший факт!
Кто по конкурсу вдруг на физфак пройдет -
Того никогда не забудет народ!
Будь жив! Будь здрав, наш физфак!
Ура! Ура! Ура-а-а-а-а-а!

Занавес


======