От Сепулька Ответить на сообщение
К Лом Ответить по почте
Дата 24.01.2003 16:32:38 Найти в дереве
Рубрики Крах СССР; Версия для печати

Re: Пожалуй попрошу

Приветствую, Лом,

>Не подумайте что мы с Игорем решили вас затеррорезировать вопросами :)
>но кое-что мне нужно прояснить...

Да нет, всегда пожалуйста. :))) Я их как раз ожидала, поскольку мой ответ Виктору был скорее потоком сознания, чем логически осмысленным и проработанным сообщением.

>>Думаю, что Ольга права в своей гипотезе: https://vif2ne.org/nvz/forum/archive/73/73023.htm
>>В этом-то и есть, наверное, причина разрушения СССР: он держался на идее, которая не соответствовала реальности (марксистский истмат).
>
>Вот здесь. Я не смог найти у Ольги такой причины разрушения СССР.

Да, верно. Это пошли мои личные ассоциации, не зафиксированные пока в стройном виде. У Ольги была гипотеза сакрального и смешного:
>Гипотетически можно утверждать, что по мере канонизации и сакрализации известных личностей, идей, институтов советского строя (а этот процесс, видимо, постоянно протекал в виде общей для русской и советской культуры тенденции) идеологи тем самым все более расширяли сферу сакрального, т.е. сферу, выведенную за пределы зоны смеха, недоступную для категории комического. Это и значит, что официальная культура серьезнела все больше, хотя трагического в реальной жизни становилось все меньше.

И эта гипотеза у меня интуитивно связалась с тем, что сфера сакрального в идеократическом государстве - это не просто сфера "серьезного", но это сфера неприкосновенного. Если идея - это то основное, на чем держится государство, то основные ее положения не должны не просто осмеиваться, но и критически пересматриваться (даже если идея не совсем верна).
И давайте тогда разберемся, что за идея была основной в СССР.

>Я бы даже наоборот сказал, что как раз марксистского истмата во многом нехватило, его знали очень немногие, в экономической и исторической теории господствовал примитивный набор догматических штампов от которых бы Маркс, будь он жив, пришел в ужас.

Поправку принимаю: вместо "марксистский истмат" следует поставить "вульгарный истмат".

> Но в любом случае, ни Маркс ни истмат не входили в область сакрального в СССР и его идеей не являлись.
С Марксом активно спорили и с улыбкой переписывались при Ленине, с улыбкой и серьезно относились при Сталине, изучали и наоборот вульгаризировали в 60-е, открыто поливали при перестройке.

Вот тут позвольте не согласиться. Все это делалось, конечно. Но исключительно в рамках тех наслоений и догм марксизма, которые уже возникли к 20-м, 30-м, ... 60-м,... годам. Разве возможно было изложение истории, философии, литературная критика с точки зрения, например, позитивизма, русской религиозной философии и т.д.? Возможна ли была бы в принципе публикация в те годы, например, "Советской цивилизации"? Думаю, ответ "нет" как на первый, так и на второй вопрос.
Марксизм был областью неприкосновенного и, думаю, "серьезного" тоже.

Кстати, вроде бы Вы соглашаетесь с этой мыслью: "из уважаемого Бороды вообще какого-то истукана сделали, вместо того чтоб его работы изучать и развивать." https://vif2ne.org/nvz/forum/0/co/84788.htm

> Я не знаю времени когда в простонародье не прекращались бы шутки по поводу "Капитала". Щас как первым томом "Капитала" огрею! Или про "опиум для народа" (народа) или частушки про Фурцеву (если не знаете то и не надо).

Вы считаете, что эти шутки были неразрушительны для Советского Союза? Это личное ощущение? Или просто эти шутки не были столь злобными, как другие?
Вообще-то, наверное, стоит провести некий сравнительный анализ того, на что именно была направлена наибольшая ирония в шутках в советское время. И какие именно фиги в карманах чаще всего держали творческие работники?
Какие именно цензурные ограничения вызывали наибольшую озлобленность?

> Тут как раз соглашусь с постом Олега ниже - атаковалось именно сакральное поле Родина-Отечество-Отчизна-Родная земля и ее герои, особенно мученики.

По-моему, сакральное поле "Родина-Отечество-..." атаковалось не в советское время, а в перестроечное. Причем даже не столько "Родина", сколько именно "Советская Родина". Многие "демократы" до сих пор отделяют дореволюционную Россию (патриотами которой себя считают) и Советскую Россию (издевательское слово "совок" разве не они придумали?). Атаковались также не просто русские мученики, а именно советские, т.е. те мученики, которые несли в себе идею советского времени. Это были именно нападки на Советскую идею.

>Были вещи которые надо было пересматривать, но определенно не в этой области.
>Но повторюсь еще раз, на Марксе ничего не держалось. Если при атаке вместо "За Родину! За Сталина!" кто нибудь крикнул бы "За Истмат! За Маркса!", то ста грамм он не получал бы потом еще долго.

Все так... Но тут, мне кажется, стОит разобраться поподробнее.
Дело в том, что в Советское время марксизм, коммунизм и "справедливое общество" были синонимами. Возникла мешанина в этих понятиях. Что именно составляло идею СССР? Сознательно-официально "марксизм" и "коммунизм". Подсознательно - "справедливое общество". На еще более глубинном уровне подсознания - просто наилучшее возможное для России общество.
Но осознать и вербализовать это никто не смог в Советское время.
Сатирики же (и вообще все это "творческое меньшинство") пытались разделить официальную идею (марксистское понимание коммунизма) и идею подсознательную (о наилучшем возможном обществе). Верно ли это было? В общем, да (марксистское понимание коммунизма и советское общество не эквивалентны). Разрушительно ли для СССР? Конечно.