>...в описанных произведениях коммунары - "боги", а другие люди - зачастую совсем не люди, просто какие-то воняюшие потом "твари". Исключения же Стругацкий ищет в среде средневековых диссидентов, противников государства, вольнодумцев, которые якобы и подготовили приход коммунизма. К Арате Горбатому Румата так, как к Будаху не относится.
Восстание Араты не может кончиться победой – феодализм не будет свергнут и Арата будет «не искупителем, не искусителем, а новым кесарем ». и румата не может свергнуть феодализм, т.к. это значит просто зачеркнуть будущую судьбу Арканара и построить еще одну Землю. Арканарцы должны сами решать свою судьбу, а для это им нужны те кто будет эти решения рефлектировать. Вот Румата и спасает вольнодумцев, чтобы было кому думать – это частный случай прогрессорского катализа развития.
А вот любовь к диссидентам здесь не причем – Румата отнюдь не спасет тех, кто подвизается на презрении к собственному народу.
Кстати, отождествление вольнодумства и диссидентства характеризует Вас не с лучшей стороны.