|
От
|
Георгий
|
|
К
|
Георгий
|
|
Дата
|
04.09.2006 23:17:51
|
|
Рубрики
|
Тексты;
|
|
Утраченные глаголы или Как быт в России заедал человека (*+)
http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg342006/Polosy/11_2.htm
Утраченные глаголы
Звоню приятелю, с которым не виделась несколько лет. Он скороговоркой
сообщает новости своей личной жизни: <Мама умерла. И ремонт сделал.
Евро. Деньжищ стоит!..> Как о сенсации, знакомая долго и с детальнейшими
техническими подробностями рассказывает: поставила себе евроокна.
<Мебель покупаю теперь только в <Икее> - из разговора в метро. <Жильё в
элитном доме! Для уважающих себя господ!..> - захлёбывается реклама.
В России вечно быт заедал человека. Это при его почти полном отсутствии.
Заедал настолько, что и любовные лодки разбивались о быт.
В традиционных обществах быт очень консервативен и меняется чрезвычайно
медленно. Например, приёмы пеленания младенцев у разных народов могли
быть различными, но сохранялись таковыми в течение тысячелетий. Сейчас в
России только на протяжении каких-то двадцати лет марлевые подгузники
сменились бумажными прокладками, а потом памперсами.
Поскольку Россия сравнительно недавно вступила на путь модернизации, быт
в России на памяти даже тех, кому за сорок, продолжал меняться крайне
медленно и базировался в основном на традициях, а не на цивилизационных
достижениях. И всегда был труден. Возможно, поэтому русский человек
зачастую был склонен отказываться от устройства быта.
Был он безбытен и потому, что по складу своего умостроя он - странник.
Странничество в России - не обязательно физическое перемещение. Уже с
середины XIX века в среде интеллигенции отчётливо видно уничижительное
отношение к быту. Бытовая жизнь противопоставляется духовной как вещи
несовместные, а обыватель, мещанин - развитой, культурной личности.
Если живёшь духовной, творческой жизнью, ты должен презирать быт, -
стало категорическим императивом по-русски. В пище, одежде и жилье народ
и интеллигенция были неприхотливы. Кто вынужденно, кто по собственному
выбору - это в реальности. А менталитет диктовал такое отношение к быту
как нормальное.
Вероятно, тут частично сказалась православная восточная традиция, где
отношение к телу, вообще ко всему телесному двойственное. С одной
стороны, тело человека - сосуд Святого Духа, и это оправдывает заботу о
нём. Но, с другой, всё телесное склонно ко греху (когда тело понимается
как плоть, а плоть - грех). Посему истинно приличный человек о телесном
заботится минимально, хотя границы этой минимальности размыты: для
кого-то ежедневный гигиенический минимум - ванна, для другого - мытьё
раз в неделю, для иных - раз в месяц. Питались по-разному, одевались
по-разному. Однако избыточная озабоченность жратвой, шмотками, уходом за
телом осуждалась.
Что касается освоения духовных благ, общения и отдыха, то первое и не
считалось бытовым занятием, а важнейшим трудом, трудничеством, второе
долгое время было сердцевиной, средоточием русской культурной жизни -
возможно, вследствие <коммюнотарности> русского человека (словечко Н.
Бердяева). А к развлечениям относились с некоторым подозрением.
Конечно, и весёлые народные гулянья, и светские балы любили и
участвовали в них, бывало, до самозабвения. Но отношение к смеху и
озорству в Древней Руси было амбивалентным. По слову С. Аверинцева, для
человека того времени и смеяться - грех, и не смеяться сил нет. Со
времён Петра I, когда развлечения на европейский, а нередко совершенно
варварский манер, - таков уж был Пётр - стали принудительны (веселиться
в назначенное время заставляли под угрозой репрессий), эта
двойственность отношения к развлечениям только усилилась.
Так или иначе, но развлечения никогда в России не занимали центрального
места в жизни человека. Всяческая праздность осуждалась как в народном
сознании, так и в среде интеллигенции, хотя праздные гуляки существовали
всегда.
Реалии и умострой, как действительность и идеал, никогда и нигде не
совпадают. Русские разгулы и загулы стали легендарными. Европейская
умеренность - принцип протестантской культуры, на основании которой
выстраивалась Западная Европа с XVI века и выращен <человек
экономический>, - нам чужда. У нас считалось: если уж любить - то до
полного самозабвения, если ненавидеть - то со всей лютостью и
беспощадностью.
Именно поэтому говорил Ф.М. Достоевский - широк русский человек, я бы
сузил. Но идеалы тем не менее - важнейшая часть реальности, это тот
горизонт, на который ориентировано сообщество.
Не бывает хороших и плохих национальных менталитетов. И я далека от
апологетики любого, и русского тоже, умостроя или его третирования.
Бывают данности, с которыми живут. Они многое определяют в жизни
общества. Метаморфозы, которые с ними происходят, общество изменяют.
Конечно, тут процесс взаимодействия, однако мне интересно, что случилось
с русским умостроем в наши дни. В частности, с его отношением к быту. А
произошёл полный переворот в мозгах. Почти по Есенину (сказано, впрочем,
по другому поводу):
- Уж сколько лет наш тихий быт
Утратил мирные глаголы.
Всяческая телесность, быт стали центром картины мира огромного
количества людей в России. Глянцевые журналы переполнены советами, как
умастить своё тело дорогими средствами и где лечатся <хорошие люди>
(<хорошая больница для хороших людей> - рекламный слоган), а пресса для
людей победнее - рецептами масок из репейника и лекарств от всех
болезней из каких-нибудь листьев лопуха.
А сколько кулинарных передач на телевидении? И не сосчитать. Это,
напомню, в стране, где большинство влачит полуголодное существование.
Публичные изощрения во вкусовых нюансах и обжорство - оскорбление в их
адрес. Ты неполноценный человек, внушает реклама, если не пьёшь пиво или
водку такой-то марки, не употребляешь такое-то патентованное средство от
пота, кариеса, выпадения или укладки волос, не носишь вот такую одежду.
За духовными благами ещё идут в театр, но я хочу знать, что именно и где
болит у режиссёров, ради чего они ставят это. Реальный половой акт на
сцене стал обычным делом. Предлагается сопереживать всем известным
извращениям, существующим на свете и представленным теперь в театре,
кино и на видео.
Личностное общение, по моим наблюдениям, общение не по необходимости или
долгу, а по единству сердец практически сходит на нет. Но вот уж что
расцвело, как пир во время чумы, так это всевозможные развлечения,
одинаковые теперь, впрочем, во всём мире. Казино, игровые автоматы, шоу
ниже пояса. И смеху кругом столько! <Аншлаги>, <кривые зеркала>,
хихикающие скрипучим зловещим смехом игрушки.
Да, всё это есть и в Европе, и в Америке, и где-нибудь в Таиланде. Но в
Европе и Америке это для определённого сорта публики, для другой же есть
другие зрелища и иные предлагаются идеи о хлебе насущном. У нас такое
другое ещё есть, только его долго надо искать и при этом знать точный
адрес - переулок, номер дома, имя собственное. А вокруг - сплошной
Таиланд. Всё зазывно мигает, хохочет, оголяется. <Духовности> - навалом,
бери - не хочу.
Такой теперь менталитет - глобальной деревни, её задов...
Анна ЯКОВЛЕВА
Обсудить на форуме