От Дионис
К Дионис
Дата 26.10.2007 22:58:41
Рубрики Прочее; Тексты;

Б. ВИНОГРАДОВ "Реформу подменили повышением тарифов"

Борис ВИНОГРАДОВ,
депутат Государственной Думы

Реформу подменили повышением тарифов


http://www.russia-today.ru/2007/no_19/19_topic_1.htm

Депутат Государственной Думы Борис Виноградов провел в Амурской области два “круглых стола” по крайне острой для страны проблеме: кризис ЖКХ и возможности снижения тарифов, управление многоквартирными домами. Участники обсуждений были единодушны: комплекс, обеспечивающий жизнеустройство практически всех россиян, не должен превратиться в заурядный рынок услуг. О том, что должно сделать для этого государство, рассказывает Борис ВИНОГРАДОВ.

Справка.

ЖКХ — это 26 процентов основных фондов страны: 74 тысячи котельных, 151 тысяча километров тепловых и 392 тысячи километров водопроводных сетей, сотни тысяч километров других коммуникаций. Износ основных фондов комплекса достигает 70 процентов. На его предприятиях занято 4,5 миллиона человек. На теплоснабжение ежегодно тратится более 400 миллионов тонн основного топлива.

— ЖКХ сегодня — самая проблемная социальная сфера страны. Она стала такой в основном потому, что государство относится к ней как к заурядной хозяйственной отрасли и любыми путями пытается “затолкать” ее в прокрустово ложе рынка. Почему? Судя по всему, государство окончательно уходит из ЖКХ. С 2008 года оно полностью становится коммерческим. Почему?

— Почему уходит? Давно ушло, по крайней мере, еще 15 лет назад. Иначе оно занималось бы развитием комплекса, регулировало бы его деятельность. Нормально бы строило жилье, вело капитальный ремонт старого, поддерживало в порядке и обновляло производственную базу и всю инженерную инфраструктуру жилищно-коммунального комплекса. Правительство, худо-бедно, находит деньги на авралы, на спасение замерзающих территорий, а вот на нормальную поддержку огромной, важнейшей для благополучия страны и ее жителей отрасли средств никогда нет.

Их и не может, не должно быть, Жилищный кодекс запрещает государству участвовать в деятельности ЖКХ. На заседании Госсовета в Казани, казалось бы, решили увеличить финансирование отрасли, но все договоренности были перечеркнуты экономическим блоком Правительства М. Фрадкова — нельзя нарушать Жилищный кодекс. Ответственность за жилищно-коммунальные услуги возложена на местные органы, но средств под эти полномочия им не выделено. Более того, с прошлого года из региональных и муниципальных бюджетов исключена статья “Убытки ЖКХ”. Но сами-то убытки при кризисном состоянии всей инфраструктуры остаются. Теперь население должно оплачивать не только жилищные и коммунальные услуги, но и потери тепла, воды на прогнивших трубах, ремонт котельных.

Такие траты, по крайней мере, для 80 процентов россиян непосильны. Местные органы вынуждены лукавить, нарушать финансовую, бюджетную дисциплину, чтобы как-то спасти коммунальные предприятия от разорения и банкротства. Те руководители, кому это удавалось, попадали под прицел контролеров и прокуроров за нецелевое использование средств. Проблемы и беды территорий, отдаленных и не очень, судьбы живущих “где-то там” волнуют чиновников в федеральных структурах и органах не больше чем цифры в сводках и докладах о состоянии ЖКХ. Именно поэтому сегодня в России 93—95 миллионов квадратных метров ветхого и аварийного жилья, количество которого ежегодно прирастает еще на 8—10 миллионов.

Нередко мне, как и всем депутатам из глубинки, приходится отстаивать в министерствах и ведомствах интересы своих территорий. Недавно пытался помочь мэру Тынды, одной из БАМовских “столиц”, решить самые неотложные жилищно-коммунальные проблемы. Поехали в агентство Росстрой — нас приняли, поняли и кое-что пообещали. Но по основным вопросам направили в Минрегион. Несколько дней пытался договориться о встрече с кем-то из влиятельных лиц — бесполезно. Наконец дозвонился до статс-секретаря министерства. Разговор получился абсолютно пустым. Ничего не дало и хождение по кругу мало что решающих чиновников. Мэры со своими тындами министерству совершенно не нужны. При лучшем исходе с ними “поиграют в футбол”, пустят на пустопорожние беседы по третьеразрядным кабинетам — душу изливать.



За годы “реформ” ЖКХ аварийность на трубопроводах возросла в 100 раз


Спрашивается, зачем российским городам, городкам и поселениям само это министерство? Да и другие тоже. Федеральные власти тратят свои усилия на то, чтобы “уйти” из всех сфер жизни, ни за что не отвечать. Пресловутый 122-й закон, известный как Закон о монетизации, был бракоразводным актом. И, как всегда при разводах, выиграл сильный, а не правый. Центр оставил за собой все ресурсы, а регионам и муниципалитетам достались одни обязанности...

— Вот как далеко мы зашли, начав “с простого” — проблем ЖКХ. Они, как и большинство остальных в стране, вытекают из ее сплошной либерализации...

— Стоп, стоп. Я сам приверженец либеральных принципов. Правда, в истинно научном понимании, которое очень далеко от неудачного российского их воплощения. Либерализм, как убеждает опыт развитых стран, отнюдь не чужд государственности и патриотизму. Для этого необходимо чтить главную заповедь: государство — защитник прав, интересов, здоровья и благополучия большинства своих граждан, а не “избранных” ловцов рыночной удачи. Жизнь на Кутузовском проспекте в бдительно охраняемых домах и в Митине — разные жизни. Элита с Кутузовского проспекта уже построила свои и коммунизм, и капитализм. Власти же должны заботиться о жителях Митина, Тынды и остальных сотен городов, поселений.

Справка. В 2008 году при планируемом федеральном бюджете 6500 миллиардов рублей на ЖКХ предусмотрено 0,9 процента этой суммы. В 2009 году из 7962 миллиардов — 1,1 процента, в 2010-м — из 7999 миллиардов — 0,9 процента.

Разумеется, чтобы защитить, организовать более-менее приличную жизнь 140 миллионов человек, удержать их от падения в безысходность и нищету, государству необходимо расчетливо, умно определиться: в каких сферах, в каких объемах и в какой форме оно должно присутствовать и какими механизмами обеспечивать свое присутствие. Обратите внимание на дотошность и скрупулезность, с которыми Европейский союз нормирует все грани жизни стран, входящих в него. И госсобственности у этих стран в несколько раз больше, чем осталось у России...

Есть ли для государства (муниципалитетов) место в ЖКХ? Безусловно, комплекс — это и большие котельные, и тепло, и водомагистрали, канализационные трубопроводы и их ответвления к домам, разводки по квартирам. Магистрали как основные жизнеобеспечивающие артерии, несомненно, должны быть государственными — муниципальными. И ему, государству, нести ответственность за их состояние и работоспособность. Коммерческие структуры, частные предприятия изначально не могут отвечать за жизнеобеспечение больших масс людей — не та у них культура, не та психология. Да и не то состояние коммунальной инфраструктуры, чтобы бизнес срочно спасал ее за свой счет — нет у него таких средств.

По расчетам специалистов, для приведения ее в порядок требуется ежегодно вкладывать около 500 миллиардов рублей. Иначе России не избежать техногенных и социальных катастроф. Пока федеральный бюджет выделяет на это менее 50 миллиардов — последствия “экономии” ради пополнения Стабфонда и золотовалютного резерва совершенно предсказуемы. Причина крупнейшей за всю российскую историю энергоаварии в Москве два года назад — масляный выключатель трансформатора на в общем-то небольшой подстанции, установленный более 30 лет назад. Очень повезло, что удар пришелся по Подмосковью и соседним регионам. Если бы был отключен сам мегаполис, да еще зимой, — могла бы смениться власть не только в Москве.

— Предупреждаете?

— Это же очевидно — “коммунальная” революция для нас гораздо вероятнее “оранжевой”. Магистральные тепло-, водо-, канализационные сети должны оставаться у государства, как это происходит при реформировании энергокомплекса. Все высоковольтные линии остаются у государственной сетевой компании, а низковольтные, как еще говорят, распределительные, передаются регионам и муниципалитетам... Совсем иное дело — управление домами. Уже приватизировано 77 процентов всего жилья. Нельзя забывать, что собственники квартир имеют не только права, но и обязанности. Несут ответственность за свои дома, трубы, подводящие тепло, воду, канализационные, за электро- или газосети. Здесь государству места нет. Хозяевам следует самим позаботиться, как эффективнее, с меньшими затратами управлять своим имуществом, содержать его, кому и сколько платить за коммунальные услуги.

— Но к этому еще не готовы ни государство, ни коммунальные предприятия, ни жители домов. В поспешном переходе на полную коммерциализацию (с 1 января 2008 года) ЖКХ многие видят стремление власти переложить на население огромные долги коммунальщиков и еще большие затраты на капитальный ремонт домов.

— Есть основания, чтобы думать так. Закон обязывал государство провести капремонт жилья еще до начала его приватизации — оно этого не сделало. Сейчас ситуация меняется к лучшему. Создан специальный фонд — госкорпорация с бюджетом 240 миллиардов рублей: 95 миллиардов — на переселение людей из ветхого жилья, 145 миллиардов — на капремонт. Власть намерена распределять средства с учетом бюджетной обеспеченности регионов и их общей жилой площади. Эксперты считают, что средств запланировано на порядок меньше, чем необходимо. К тому же Правительство заявило, что деньги выделяются раз и навсегда — повторного целевого финансирования не будет...

При огромном дефиците средств важны принципы их распределения. Считаю, наиболее объективный и правильный подход — разделить территории на три группы. Первая: благополучные (на общем фоне, конечно) — Москва, Санкт-Петербург, некоторые региональные столицы и города в центральной части страны. Вторая: неблагополучные — территории, в которые необходимо вложить большие средства, чтобы привести в порядок их ЖКХ. Третья: катастрофические территории, в основном отдаленные, где требуются кардинальные решения. Зона БАМа, например.

Это поможет государству намного точнее подсчитать, сколько ему необходимо средств для выполнения своих обязательств, эффективнее распорядиться ими.

Подобные собственные инвентаризации нужны каждому региону. Население должно знать, что и в какие сроки будет делаться. Чаще всего оно не имеет информации даже в острых, чрезвычайных ситуациях. Я несколько раз побывал в затопленных регионах вдоль реки Зеи. Уже два месяца дома стоят в воде “по уши”, а Зейская ГЭС продолжает сбрасывать ее из хранилища. Губернатор пообещал дать квартиры пострадавшим. Все сроки прошли — ни квартир, ни губернатора. Я дважды обращался к главе Правительства М. Фрадкову — бесполезно. Поэтому был вынужден прямо в зале Госдумы обратиться к Виктору Зубкову: помогите спасти людей, которых топит государственная ГЭС...

— Почему, имея министерство и специализированное федеральное агентство, нужно создавать еще и фонд, чтобы управлять государственными же миллиардами? Не секрет, что большинство россиян воспринимают фонды как каналы, по которым утекают бюджетные средства.

— Правительство тоже неодобрительно относилось к фондам, небезосновательно подозревая их в теневых операциях. Но в последнее время, видимо, отношение изменилось — созданы Фонд поддержки регионов, Фонд содействия развитию нанотехнологий, Фонд содействия реформированию ЖКХ. Я не сторонник такого подхода — содействовать за большие деньги желающих предостаточно, но кто будет действовать, выполнять необходимую работу и отвечать за нее?..

Справка.

С начала года тарифы на услуги ЖКХ возросли на 13,2 процента, а за три года увеличатся еще на 65. Уже 93 процента россиян полностью оплачивают услуги ЖКХ, но 58 процентов коммунальных предприятий убыточны. Долги комплекса превысили 325 миллиардов рублей. Реформа ЖКХ “по Грефу” поставила отрасль на грань банкротства.

— В 1990 году оплата жилищно-коммунальных услуг составляла 2—3 процента всех расходов семьи. Сейчас ее доля — более 20 процентов, а власть все повышает и повышает тарифы, угрожая выселять должников из квартир. Насколько обоснованы тарифы?

— При каждой возможности стараюсь побывать у своих избирателей. Вижу, люди озлоблены непрерывным ростом цен на самое необходимое и ростом квартплаты. Им непонятно, почему государство все богаче и богаче, а люди в нем — все беднее и беднее. Это при устойчивом росте экономики и обещаниях обеспечить достойную жизнь гражданам страны. На одной из встреч разговорился с учительницей, матерью двоих детей — одиночкой. Ее зарплата 7 тысяч рублей, а плата за квартиру — 9 тысяч. Да, семья получает компенсацию, но жить все равно не на что. Уверен, квартплата несправедлива, явно завышена. Контроля за тарифами фактически нет — местные чиновники, службы при полномочном представителе Президента не проверяют их обоснованность. Я, депутат Госдумы, был вынужден анализировать стоимость электричества. Убедился — население заставляют переплачивать. Понадобились годы (“пережил” трех прокуроров), чтобы вынудить областную прокуратуру внести протест. Один суд уже выиграл: в этом году люди платят за киловатт-час на 43 копейки меньше, чем раньше: 1,02 рубля вместо 1,45. Теперь через суд добиваемся с помощниками судебного пересмотра тарифов за прошлый год. Мы доказали, что 7 лет с населения брали лишнее. Переплата — более миллиарда рублей. Но удастся ли побудить государство вернуть их? Оно свело реформу ЖКХ к росту тарифов, предоставив регионам право их устанавливать. Единая система управления отраслью разрушена. Я не ратую за то, чтобы Правительство утверждало стоимость киловатт-часа для Тынды. Но оно было обязано разработать нормативные документы по стандартам, тарифам, стоимости жилищно-коммунальных услуг, их качеству.

— В трехлетнем бюджете предусмотрен рост тарифов на 65 процентов, газа — на 100, освобождение цен на электричество. В 2010 году для ЖКХ, точнее, для населения наступит час истины. С чем мы столкнемся?

— Если честно, не знаю. Думаю, эти планы, как и многие другие, будут пересматриваться. Ряд новых важных законов должен вступить в действие через два-три года. Идет затяжной процесс принятия отложенных на будущее решений — разбираться с ними предстоит другим. Это Президент намерен напряженно работать до последней минуты своих полномочий. Чиновники разных рангов настроены иначе — они озабочены своими судьбами, а не судьбами зависящих от них людей.