10 Октябрь 2007 @ 16:49
О "войне спецслужб", "чекизме", статье Виктора Черкесова и о естественном монополизме в данной сфере
Статья Виктора Черкесова, главы Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков и друга Путина, из вчерашнего (9 октября) номера газеты <Коммерсант> - едва ли не главный хит-текст последнего времени (после выступления ВВП на съезде ЕР). И, думаю, еще несколько дней таковым останется.
Вся читающая публика в курсе истории, давшей повод автору выступить с этим криком души о недопустимости <бандитских разборок> в среде отечественных спецслужб.
Разумеется, я не буду анализировать данную статью в целом и по деталям. Скажу лишь, что в принципе с оценкой Черкесовым роли <чекизма> в новейшей истории России я согласен, хотя, конечно, здесь очень много нюансов, причём весьма <брутальных нюансов>.
Но вот что нужно отметить непременно.
Во-первых, Виктор Черкесов по существу единственный среди столь высокопоставленных и находящихся не в отставке чекистов, который публично ставит данную проблему во всей ее остроте и очень откровенно.
Во-вторых, вопрос о допустимости и границах внутривидовой конкуренции в среде спецслужб очень сложный и не имеет одного решения на все времена. По сути, спецслужбистская деятельность - это естественная монополия. А потому в интересах общества и государства в одни периоды развития страны эту монополию необходимо сохранять, а в другие - наоборот, расчленять. По этому делу у нас главный специалист, как известно, Чубайс, что, конечно, не означает, что сегодня он должен быть главным чекистом страны. Тем более что главный чекист уже есть - это Путин.
Сегодня - время сохранения спецслужбистской деятельности как естественной монополии (в 90-е годы теоретически и по факту время было противоположное). А следовательно, Путин должен создать структуру и назначить во главе её такого человека, которому и по должности, и по естественной его авторитетности подчинялось бы всё спецслужбистское сообщество страны.
В-третьих - о том, кем должен быть Путин после ухода с поста президента. Во всяком случае и определенно - человеком, который все отечественные спецслужбы координирует, выступая, в частности, и в роли верховного арбитра при возникновении эксцессов горячей внутривидовой конкуренции (<война спецслужб>). Иначе в заложниках этой войны могут оказаться и новый президент, и новый премьер, и новый парламент, то есть - вся политическая система.
Понятно, что премьер-министр России ни по закону, ни по факту, ни по традиции (если не вспоминать И. Сталина как председателя Совета народных комиссаров, но не в этом качестве ему подчинялись спецслужбы - а как генсеку) таким человеком быть не может. Должность должна быть другая.