|
От
|
IGA
|
|
К
|
IGA
|
|
Дата
|
15.11.2007 00:28:07
|
|
Рубрики
|
Прочее; Тексты;
|
|
О добровольно-принудительном голосовании
http://atly.livejournal.com/79713.html
О добровольно-принудительном голосовании
В последнее время в ЖЖ зачастили сообщения о том, что злые едросы заставляют простых рабочих и служащих идти и голосовать за них, любимых. Или просто голосовать. Бедные френды, а так же френды моих френдов, комментаторы френдов моих френдов и т.д. ломают голову над вопросом, а нафига им это нужно. Ведь, с одной стороны, большинство голосов едросам и так обеспечено (пиар, админресурс, путин, накрутки, ГАС-Выборы и т.д.), с другой - порог явки отменён. Некоторые товарищи, не утруждая себя мозговой деятельностью, говорят: раз едросы тащут народ на выборы - значит им нужна явка, и побольше. Чтобы придумать зачем - нужна усиленная мозговая деятельность, и некоторые уникумы применив её, приходят к мысли, что партии власти явка нужна для легитимизации выборов. Ежу понятно, что легитимность выборов - штука полезная (хоть и не обязательная, раз порог явки отменили), но такими явно противозаконными действиями её не добьёшься. Многие замечают, что народ в кабинки силком затащить можно, но выборы-то тайные (пока что), поэтому за кого эти люди проголосуют - ещё неизвестно. Возможно, многие как раз назло против ЕР проголосуют. Из этого делается вывод, что едросы - тупые. А это а самом деле не так. И ключ к разгадке этой проблемы лежит в последних изменениях выборного законодательства, которые породили противоречие между интересами партии ЕР как целого, и интересами отдельных кандидатов. Сейчас попытаюсь объяснить в чём тут дело.
До сих пор мы сосредотачивались на том, как мандаты будут распределяться между партиями в зависимости от кол-ва отданных за них голосов. Выяснили, что, например, испорченные или стибренные бюллетени на результат сначала вообще не влияют, с какого-то момента рост их количества ведёт к тому, что начинают попадать в думу новые партии (число мандатов у ЕР и др. "проходимцев" уменьшается), а начиная с 40% испорченных бюллетеней выборы вообще срываются. Но интерес так же представляет принцип раздела мандатов между кандидатами одной прошедшей партии. Сначала мандаты выдаются кандидатам из общефедеральной части списка, а оставшиеся мандаты делятся между региональными группами пропорционально кол-ву голосов, отданных за эту партию в регионе. Внутри одной региональной группы мандаты распределяются в "номерном" порядке. Итак, перед нами партия ЕдРо, в её списке 600 человек. В Госдуме всего 450 мест. Если от ЕдРа в новую Думу пройдёт, как и в тот раз, конституционное большинство (301 человек минимум), то половина кандидатов останется с носом.
В Думу от ЕдРа гарантированно проходит The Chosen One (из общефедеральной части списка). И, где-то 90 человек - первые номера в региональных списках (кроме совсем мелких регионов, в крупных - несколько первых номеров). Получается, что гарантированных мест (не для партии, а для кандидата, как индивида с собственными интересами, с собственной задницей, которая мечтает о думском кресле и т.д.) - где-то сотня, а остальным за него ещё придётся подраться. Причём, что характерно, для конкретного кандидата практически не важно, каков процент избирателей в его регионе проголосовал ПРОТИВ ЕдРа, ему важно какое абсолютное количество избирателей проголосовало ЗА планпутинапобедуроссии. Отсюда и вытекает противоречие общественных интересов партии и личных интересов партийцев.
Давайте проведём численный эксперимент. Для простоты будем считать, что в любом случае в парламент проходит только две партии - ЕР и КПРФ, и места в думе делятся примерно как 2:1. Пусть по всей России на выборы придёт 60 миллионов человек (из 110), за ЕР проголосует 30 миллионов, за КПРФ - 15 миллионов, остальные 15 миллионов - за непроходные партии или испортят бюллетени (по указанным выше условиям, не важно как они проголосовали, т.к. проходных партий две). Теперь представим себе что мы возглавляем предвыборных штаб Муржопинской региональной группы от ЕР, нам выделили бабок на кампанию, и наша цель - протащить в думу как можно больше депутатов из своего списка. В нашем регионе 1 миллион избирателей. Если ничего не делать, и сидеть ровно, то на выборы в нашем регионе придёт 500 тыс. человек, из них за ЕР проголосует 250 тыс. (как в среднем по стране), за КПРФ - 125 тыс. В таком случае, 299 мандатов ЕдРа (т.е. 300 минус Путин) разделятся между Муржопинским регионом и всеми остальными в отношении 250 тыс : 29 750 тыс, или примерно как 2,5 : 296,5. Другими словами, от этого региона в думу точно попадёт 2 человека и может быть кто-то третий (с довольно большой вероятностью). Если наш регион "опростоволосится", и в этом регионе на выборы придёт только 200 тыс, из них за ЕдРо проголосует 100 тыс, за КПРФ - 50 тыс. Количество мандатов у обеих проходных партий останется прежним (у ЕР 29 850 тыс, у КПРФ - 14 925 тыс, т.е. 2:1), но вот распределение между регионами будет другим. Тогда муржопинские едросы получат всего один мандат. То есть, такое снижение явки в Муржопинске и области ударит не по партии, а по её отдельным представителям в этом регионе. И, надо понимать, что нам, работникам муржопинского штаба, премии не видать. Другой вариант: мы собираем народ на фабриках и заводах с заявляем: "голосуй, а то проиграешь!", "голосуй, или уволим!", "бюллетень или жызнь!" и т.д. В итоге наш регион демонстрирует сказочную явку - 100%! Но, мы не строим иллюзий. Разумеется, не все из 500 тыс избирателей, насильно согнанных на выборы, проголосуют за ЕдРо. И даже, наверное, среднестатистической половины там не будет. Пусть, из этого мобилизованного электората за ЕР проголосует только 150 тыс, а остальные (худший случай) - за КПРФ. Получится, что в этом регионе КПРФ даже большинство получает (500 тыс. против 400 тыс), и распределение мандатов между партиями изменяется в пользу КПРФ (30 150 тыс против 15 350 тыс, или 298 к 152). Но на Муржопинское ЕдРо уже будет приходиться 4 мандата.
Получается, что из новых правил выборной игры вытекает парадоксальный результат: едросам каждого региона выгодно любой ценой затаскивать избирателей на выборы, даже если большинство из них будет голосовать за конкурентов или будет портить бюллетени (уменьшая тем самым кол-во мандатов всей партии). Вообще, внимательный анализ нового избирательного законодательства, наводит на мысль, что эти новые правила собственно ЕдРу и не выгодны. Сейчас нет одномандатных округов, но ведь на одномандатниках ЕР получило огромное количество депутатских мест. Раздел мандатов между регионами ведёт к конкуренции между регионами, к потенциальной грызне. 7%-ый порог, если бы его ввели к прошлым выборам, ничего бы не дал - в Думу прошли бы всё те же партии. Получается, что новые избирательные законы сделали положение ЕР менее устойчивым, а шансы кандидатов от этой партии стали более неопределёнными. И опять лезет в голову мысль, что в ЕР сидят дураки, которые оказали сами себе медвежью услугу :) И, на самом деле, опять эта мысль ошибочна. Просто ЕР не является самостоятельным политическим субъектом (о чём в общем-то все знают). А партийная реформа не только зачистила список участников выборов от нежелательных партий и кандидатов, но и закрепила это состояние ("дурную" партию не зарегистрируют, список "правильной" партии с "дурными" кандидатами забракует ЦИК). Поэтому, кукловодам ЕдРа теперь практически по барабану, какую долю получит эта партия, т.к. её конкуренты практически не хуже (для кукловодов, разумеется). Более того, монополия ЕдРа им может быть даже опасна в перспективе (а вдруг они из-под контроля выйдут, начнут несанкционированный передел собственности?) Вот ходят сейчас всякие нацболы и т.п., орут "Россия без Путина", "...без Грызлова" и т.д., а олигархи (тайные и явные хозяева России) - они в общем-то и не против. Без Путина - так без Путина, почему нет. Лишь бы на богатства их не зарились.