|
От
|
IGA
|
|
К
|
Monk
|
|
Дата
|
08.11.2007 03:18:25
|
|
Рубрики
|
Прочее; Тексты;
|
|
Кое-что о сущности милосердия или урок "Основ православной культуры"
http://u-96.livejournal.com/1230459.html
Кое-что о сущности милосердия или урок "Основ православной культуры".
...Дадада, я понимаю, что на меня сейчас опять прыгнет из кустов толпа воинствующих верующих. И попробует порвать на сотни маленьких u_96. Ребята, не стоит этим заниматься. Во-первых, у вас ни %уя не получится. Во-вторых, я этим постом (как и предыдущим по той же теме) никоим образом не собираюсь задевать ваших православных чувств. Это в том смысле, что несмотря на неприятие РПЦ, я испытываю очень даже глубокое уважение к простым верующим. В конце концов, все мы верующие... Только кто-то - в Бога, кто-то - в Центробанк, а кто-то - в то, что "Спартак"-чемпион. Так что нижеследующий текст - всего лишь зарисовка с одного из уроков по ОПК в частной гимназии, который я был вынужден посетить в силу своих служебных обязанностей. Не более того. Всё. Поехали.
---
Ранее я уже писал о довольно неординарной системе взаимоотношений между учебным заведением и учеником, порождённых распоряжением Департамента образования о создании т.н. "православных классов"... В случае формирования подобного класса, государственная общеобразовательная школа получает существенные субсидии со стороны РПЦ, а если школа частная и негосударственная, то ей существенно срезается размер арендной платы. В ответ директора последних обязаны не взымать денег с учеников "православных классов" (за них платит РПЦ) и принимать в штаn преподавателей ОПК, делегированных Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви (ОРОиК РПЦ). Не знаю уж кто - ОРОиК, не ОРОиК, но и до наших негосударственных пердей подобный пастырь-засланец добрался. Как-то я его уже описывал, но могу и повторить... Личность довольно экстравагантная. Этакая 35-летняя помесь хиппи и миссионера-затворника. Никогда не забуду, как при первой встрече меня поразил его громадный нагрудный крест поверх чёрной джинсовой куртки... Впрочем, это уже в прошлом. А сегодня у нас - урок ОПК по звонкой теме "Милосердие - закон жизни".
Ах, боже ж ты мой, православный класс!.. Семеро семиклассников, чьи родители страшно довольны тем, что их чада учатся в гимназии на церковный кошт. Так прямо нам на родительском собрании и говорили: "Мы и раньше были уверенны, что правильно поступили ребёнка окрестив. А теперь-то, когда за уроки не надо 700 долларов в месяц платить - так и вовсе ляпота!" Православный класс... Честное слово, мне жаль эту семёрку. Даже по глазам видно, как им хочется на переменах попрыгать и побегать в коридоре... Вместо этого в перерывах между занятиями дети обязаны проводить время за чтением богоугодной литературы или чинным просмотром на DVD мультяшного сериала The Holy Bible. Неудивительно, что прочие школяры именуют православный класс "блаженным"... И тихо презирают его учеников за то, что те учатся бесплатно.
...Отец Виссарион, видимо непривычный к нашим московским пробкам, хронически на первые урок опаздывает. Вот и сейчас он врывается в класс через 3 минуты после звонка. Вихрем проносится сквозь всё помещение, забрасывает в шкаф плащ, одёргивает рясу. Потом, ловко перепрыгнув через лежащий в проходе между партами портфель, ретируется к своему столу. Стряхивает рукой с длинных волос капли утреннего дождя... Церемония завершается извлечением из верхнего ящика стола и водружением на голову скуфьи. Всё. Водрузил. Стрельнул глазами в лица сидящих.
- Здравствуйте, чада. Благословляю вас именем Божьим.
- Здравствуйте, отец Виссарион!.. - вразнобой отвечает ещё не проснувшийся до конца класс.
- Садитесь.
Стук упавших за парты тел.
Какое-то время отец Виссарион внимательно рассматривает свои сплетённые поверх стола пальцы... Насмотревшись, поднимает глаза. И продолжает молчать. Судя по всему, батюшка запамятовал тему урока, что, в общем-то, неудивительно. Конспектов уроков он по каким-то своим внутренним соображениям не ведёт (кстати, и специального педагогического образования не имеет). Про "забывчивость" батюшки уже наслышаны все, включая учеников. Посему кто-то из них, самый сообразительный, в наступившей паузе тянет руку.
- Чего тебе, чадо? - с лёгким подозрением осведомляется батюшка.
- На прошлом уроке мы проходили Евангелие. Можно я расскажу домашнее задание?
- Воистину... - Виссарион правой рукой поглаживает свою бородку, а пальцем левой быстро ведёт по распечатке тем своего предмета. - ...Можно!
Батюшка довольно улыбается - он нашёл тему урока прошлого и, таким образом, по распечатке уже вычислил тему урока сегодняшнего.
Тем временем ученик отправляется к доске, где начинает бойко пересказывать содержание урока "Библейские сказания" из курса 5-го класса по истории Древнего мира.
Батюшкина улыбка становится ещё шире. Он одобрительно кивает отвечающему, временами не забывая поддакивать. Ну, да... Откуда ж Виссариону знать, что намертво увязнув в батюшкиных брошюрках, "блаженные" по совету бывалых гимназистов пришли бить челом на предмет хелпа мне? И я, историк, за 40 минут галопа по верхам втёр то, на что батюшке понадобилось три урока. Это я пишу не в плане личной похвальбы, нет. Просто отец Виссарион на уроках в 7 классе оперирует такими понятиями, что их и не каждый взрослый-то поймёт... А тут - семиклассники.
- ...А скажи-ка мне, чадо, что означает название "Евангелие"?
- Ээээ... "Благая весть".
- Вот!.. - отец Виссарион многозначительно покачивает указательным пальцем. - ...Благая весть! А почему же именно "благая"?
- Ээээ... Потому что о Боге.
- Потому что о промысле и делах Божьих. - наставительно поправляет батюшка.
Потом в который раз делает мхатовскую паузу и внезапно добавляет:
- А ещё есть вести плохие и хорошие. Но это к нашему уроку не относится!
Ученик у доски с умным видом кивает.
- Ну, чадо... - отец Виссарион подпирает правым кулаком подбородок и испытующе глядит на ученика. - И какую ты отметку, по-твоему, заслуживаешь?
- По-моему,.. - у семиклассника на лице отчётливо проступает выражение "рубиться - так с плеча, а иметь - так королеву!" - ...По-моему, "пятёрку".
- А и воистину так! - лучезарность улыбки батюшки достигает своего максимума и превращает его в мультяшного дядюшку Ау. Ну, если, конечно, представить себе дядюшку Ау в скуфье и с козлиной бородкой.
...Кстати, о "пятёрке". Вернее - об оценке. Как правило, отцу Виссариону некогда на уроке заниматься такими мелочами, как заполнение журнала и простановка оценок в дневники. Вместо этого он где-то там в своих бумажках напротив нужной фамилии просто ставит крестик. Когда в конце сентября, ошалевшая от девственной пустоты журнала, завуч попыталась убедить батюшку оный журнал таки заполнить, то в ответ получила дивную фразу: "Вы там всем пятёрки поставьте, ибо чада сии достойны. Благословляю!.." С тех пор журнал заполняет сама завуч, т.к. по её словам "в силу политической ситуации" просто не знает, как заставить это делать самого батюшку.
Между нами, Виссарион всем всегда ставит только отличные оценки. Или не ставит вовсе. Есть в этом какая-то своя сермяжная правда...
- ...Ну, а теперь, чада, благословясь приступим к теме новой: "Милосердие - закон жизни". Как вы уже успели заметить, слово "милосердие" состоит из двух частей "мило" и "сердие". Что вы об этом можете рассказать?..
Лес рук. Батюшка тыкает в одну. ...Столь же хронически, как вечные опоздания на урок и незаполнение журнала, Виссарион не запоминает имена и фамилии. Посему обращение к ученику звучит следующим образом:
- Вот ты!..
"Вот ты" встаёт и с выражением декламирует:
- "Милая Мила в сени ходила.
В сени ходила, бурёнку доила.
Бурёнку доила - молоко носила!.."
- Спасибо, чадо. Садись. - поспешно прерывает озвучку рекламного слогана батюшка и страшно довольный собой семиклассник плюхается на стул.
Минуту отец Виссарион размышляет - стоит ли рискнуть и повторить вопрос к классу или же нет? В итоге принимается второй вариант. Батюшка решает перейти к личному объяснению темы урока:
- "Мило" и "сердие" означают "мило" и "сердие"... Ой!.. Я хотел сказать - "милое сердцу". Т.е., как вы теперь уже несомненно понимаете, тут задействовано сердце... Гм... - батюшка судорожно пытался вырулить на накатанную колею рассказа, но у него не получалось. - ...Сердце... Сердце - это орган, да... Им чувствуют... Разное, мда... Ещё им страдают... О!
Виссарион наконец вспоминает искомое, набирает побольше воздуха, откидывается на спинку стула и выдаёт:
- Милосердие - это готовность из сострадания оказать помощь страждущему.
Звучит это так непреклонно, что дети за партами невольно ёжатся. Не заметивший этого батюшка, продолжает свою речь в той же тональности комбата, раздающего приказы о наступлении:
- Ещё Иисус!.. - снова палец в потолок. - ...Учил мирян из милосердия! Вот, к примеру, в Евангелии от Марка сказано: "Иисус, выйдя, увидел множество народа и сжалился над ними, потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря; и начал учить их много!.." Ну-ка, чадо, что вы поняли из этой цитаты?
Лес рук. Традиционное "вот ты!" Поднимается тот самый ботаник, который в начале урока отвечал у доски:
- Я понял, что "милосердие", это когда кто-то делает что-то, о чём его никто не просил. И делает это задаром!..
Занавес.
P.S. Отец Виссарион вышел из ступора только минуты через три.