>>Вспомним, что главное достоинство социализма мыслилось как обеспечение доступа человеку ко всем ресурсам общества, обеспечение ему возможности участия в управлении страной.
>
>Мне представляется такое понимание - крайне ограниченным.
>Советская общественная наука на самом деле даже сформулировала реальную суть этого общества: всестроннее развитие человека.
>Но на том и застряло. Трудно что-то сформулировать, если тебе от жизни нужна хорошая квартира, машина, ученая степень и авторитет.
>А советский строй рос и развивался благодаря другим людям.
>У человека очень высокий потенциал развития. Если у него есть к тому внутренняя потребность, если он не связан по рукам и ногам, если то, что он делает - востребовано, - то он чедса творит. И превосходит все мыслимые и немыслимые пределы и выносливости, и работоспособности, и изобретательности.
>Советская власть ликвидировала классовые препоны развитию, системой всеобщего образования дала мощный толчок развитию каждого, отвязала сковывающую человека имущественную гирю - без имущества можно было начинать жить везде - крыша над головой найдется, без куска хлеба не останешься, дети получат все необходимое, что может дать страна. А курс на всемерное научное и промышленное развитие - обеспечил людей задачами и местом приложения сил. Возникла уникальная возможность для людей строить самих себя, сооружая заодно и условия для сосбственного дальнейшего духовного роста. Из маленькой конторки вырастал гигантский Госплан, из ГИРД - могучая космическая отрасль. Рождаясь с лопат и носилок, - вырастали комбинаты. И директора этих комбинатов, прошедшие путь от сотворения, - шкурой чувствовали и потребности людей, и потребности производства, и правильную тактику дальнейшего роста. Корпус красных директоров - это корпус гигантов, которых на их местах невозможно было заменить никакими иерархическими структурами. Кто-то вырастал в крупных ученых, кто-то в деятелей культуры. Но значительные перспективы непрерывного роста от уровня к уровню были и у рабочего в быстро развивавшейся промышленности, и у летчика, переходившего на все более и более сложную и престижную технику...
>Именно эти, растущие кадры - и были главной ценностью страны, ее главным материальным богатством. Пока им было куда расти, они росли и были были локомотивами роста остальных. СТРЕМИТЕЛЬНОЕ укрепление материального благосостояния советских людей было как бы естественным следствием этого роста людей и создаваемых ими селекционных станций, совершаемых открытий, изобретений, разработок.
>Обществоведы полагали это целью деятельности. Но в обществе доминировало иное. Для описанных "людей-локомотивов" дача не была материальным богатством, а была как бы условием нормальной работы, которым их снабдили. Сотня-другая рублей дополнительной зарплаты - были нулем, не имевшим в общем-то никакой ценности по сравнению с тем духовным богатством, кторое приобретали они, отдавая себя обещству, стране, истине, красоте и т.д. Сотни летчиков-испытателей добровольно рисковали собой не ради высокой зарплаты. Добираясь до пределов возможного они как бы приобретали внутри себя что-то божественное. Они переставали быть просто людьми. Так же - и режиссер, так же - ученый, так же - рабочий-инструментальщик экстра-класса.
>В этом была суть советской цивилизации. Она создала людям возможность возвышения над собой - до божественности. И этим людям, которые были как боги, - по плечу оказывалось все то, что просто наемник не сможет сделать ни за какие деньги. Наука, развивающаяся на всем фронте наравне с Америкой при в 100 раз худшем материально-техническом обеспечении - это свидетельство того, что наши ученые обретали как бы внутреннее зрение, позволявшее им быстро узревать правильный путь, внутренний слух, позволявший ловить мысли из воздуха.
>ЭТО и ТОЛЬКО ЭТО было сутью советской цивилизации - свобода развития для людей, которые хотели развиваться во имя общества, во имя своего народа, во имя светлой идеи сделать ВСЕХ похожими на себя - людьми-богами.
>Обществоведы перевели это на доступный им язык: богатей -и все тебе будет доступно. И вот эта формула коммунистического развития отодвинула духовное на задний план и закономерно привела нас к нынешнему состоянию - всеобщего похода за деньгами и поголовной духовной нищеты.
В принципе я готов подписаться под каждым вашим словом. Собственно я так и говорил, но короче, я назвал два взаимосвязанных принципа, один из которых совпадает с вашим определением. Но второй принцип есть условие первого, участие в управлении общественными ресурсами было условием и способом обеспечения всестороннего развития человека. Для доказательства этого тезиса был написан капитал, введено понятие прибавочной стоимости, одним словом создана политэкономия.
Вы вольно считать это как один принцип и одно фундаментальное условие, или два взаимосвязанных принципа. Суть в том, что без равного участия людей в управлении общесвенными ресурсами нет социализма. А этот принцип допускает уже сравнение с другой известной реализацией того же принципа для управления компьютерами, который позволяет сравнив реализации сделать интересные предположения о возможных дефектах реализации и возможных вариантах их исправления, который я провожу в другой ветке.