От Примаченко Н. Ответить на сообщение
К Almar Ответить по почте
Дата 18.10.2007 07:04:31 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

Трудности быта и религия

>В основном те, кого я знаю лично, ударились в религию вследствие определенных жизненных трудностей.

Я тоже сталкивался с людьми, которые подались в религию. И с христианами (всех мастей), и с мусульманами, и с кришнаитами.

И знаете, что я заметил? Самый большой приток людей в религию был на сломе советского организма. Когда люди были более образованными, чем сейчас, и лучше питались, лучше одевались, не испытывали трудностей с жильем.

А сейчас, когда трудностей через край, тяжело стало человека (особенно молодого) в церковь заманить.

Вот возьмем кришнаитов. (Я с ними хорошо знаком — жил с ними, работал с ними, хотя кришнаитом и верующим не был.) В конце 80-х — начале 90-х сколько туда людей пришло! Как бойко они книги продавали! А сейчас ни одного нового лица, никто не идет в кришнаиты (кроме детей старых кришнаитов).

Но не думайте, что сейчас расцвел стихийный материализм. Откуда тогда столько гадалок, спиритов, магов, астрологов?

Здесь, что-то другое. Чувство «таинственности бытия» у людей осталось, но они перестали очеловечивать эту тайну. Церковь ведь её очеловечивает — вот добрый и справедливый дедушка бог, который людей понимает и даже жалеет.

Люди сейчас несравненно ближе к даосизму, чем к любой из религий. Но и к науке они тоже близки. Настоящая наука наполнена тайной и не стремится её очеловечивать.

А атеисты «перегибают палку». Они должны бороться с очеловечиванием (теос — отец, т.е. человек?), с шелухой, а борются против ядра — таинственности мира.

Люди не очеловечивают тайну по многим причинам: наука помогла и быт. Хотя это, наверно, закономерно — чем дальше мы проникаем в тайны Вселенной, тем меньше видим там человеческого (точнее общественного). Там нет добра и зла! Они есть только в обществе, да и то условны.

Когда крестьяне строили в России коммунизм, они верили в человечность тайны, которую называли богом. И это им помогало строить мир, быт «с человеческим лицом». Они, может, заблуждались на счет тайны, но одно было правильно — человек, преобразуя природу, очеловечивает ее, переделывает ее под себя. Человек (как общество) и есть бог.