От Р.К. Ответить на сообщение
К IGA Ответить по почте
Дата 01.11.2007 22:13:55 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Тексты; Версия для печати

сплошная чаадаевщина

Бедные мы, бедные, ушедшие со столбовой дороги Цивилизации...

>>– Чем русское искусство, по вашему мнению, отличается от западного?
>– Судя по этому вопросу, можно понять, что мы изначально считаем, что русская культура – не западная. Это интересно, потому что все русское искусство возникло на основе других. Как такового, чистого русского искусства не существует в принципе. Русская иконопись пришла из Византии, резьба по дереву – от варягов, литература – из Греции и так далее... Поэтому говорить, на мой взгляд, о самобытности русской культуры было бы неправильно.

Угу, судя по всему, говорить можно о самобытности культур цивилизованных народов, вот там чистое искусство.

>Русская культура находилась и находится на периферии. Христианство к нам пришло на 200-300 лет позже, чем в Европу, у нас не было университетов при монастырях и так далее, и так далее. И мы стараемся изо всех сил быть в ногу со всем цивилизованным миром.
Эхх, старался Иосиф Виссарионович, старался - волну против "низкопоклонства перед западом" запустил, а толку.. Вот и стараются они изо всех сил быть в ногу.

Кто-то сказал – я боюсь ошибиться, кто именно, – что западная культура движется на Роллс-Ройсе, а русская – на трамвае. Но, в любом случае, движение идет в ту же сторону, потому что мы страстно увлечены постмодернизмом. Это видно и по литературе, и, особенно, по театру, но и по изобразительному искусству, где тоже царствует страстное желание не отстать от уровня, задаваемого западными концептуалистами.

>– Я не жалею, что мне в Голливуде не удалось сделать коммерчески успешные картины. Я был избалован, как ни странно, той системой, которая была при Советской власти. При Советах режиссер был свободен снять кино. Картина могла быть запрещена, но она была снята – и Тарковский, и Аскольдов могли снимать свои фильмы. Их запрещали, но мы снимали их: до тех пор, пока картина была не запрещена официально, ты мог её хотя бы снять. На Западе невозможно снять фильм, если тебе не дали денег.
Добро пожаловать в реальный мир.

>– Я считаю, что в России никогда не было демократии, нет и не может быть сегодня и завтра. Как говорил марксист Плеханов, которого я очень уважаю, – именно марксист, а не ленинист и не большевик, – не было исторических предпосылок для возникновения в России демократических институтов. Вот говорят, что в России сейчас возникает буржуазия. На мой взгляд, это иллюзия. Возникает общество потребления, но никак не класс буржуа. У нас сейчас возникает Колумбия, но никак не правовое государство. На мой взгляд, народу свободу дать нельзя. Он её отберет. А когда ему её дают насильно, так он еще и отплевывается, как это произошло в 90-е годы при Ельцине. Что из этого получилось? Катастрофа.

P.S. Надо отметить, что это всё же не 100% иллюстрация генеральной линии:

>– Недавно в «Российской газете» была опубликована моя большая статья «Победа рынка над искусством», где я пытался проанализировать эволюцию современного искусства на Западе и объяснить тот тупик, в который западное искусство медленно скатывается. Это факт: классическая музыка практически больше не пишется, симфонической формой практически никто не занимается. Да, допустим, есть Филипп Гласс, но если послушать его оперы, то вряд ли можно предположить, что они будут настолько же популярны, как произведения Вагнера – причем не только «сейчас», но и вообще. Я понимаю, что сейчас говорю как абсолютный реакционер, но меня совершенно не устраивают восторги по поводу Энди Уорхола, потому что все знают, что его работы – это не искусство. Цена – колоссальная. Это не произведение искусства, а товар, который стоит колоссальные деньги. Тем более, что все знают, как он был сделан, и это не требовало большого мастерства.

>Об этом писал Солженицын 25 лет назад, когда жил еще в Нью-Йорке. Он выразил тогда очень важные и интересные для меня мысли для того, чтобы представить себе некоторую проекцию, по которой развивается иудо-христианская цивилизация, и попробовать себе представить ту проекцию, по которой будет развиваться западная цивилизация. Я бы хотел сейчас написать статью, которая бы называлась «От чёрного квадрата к чёрной дыре». Эта «дыра» – то, к чему движется западная цивилизация. Достаточно только посетить галерею Марата Гельмана, чтобы понять, что бюст Льва Толстого, обгаженный курами, не может являться искусством.