|
От
|
И.Т.
|
|
К
|
Monk
|
|
Дата
|
26.10.2007 22:50:33
|
|
Рубрики
|
Прочее; Тексты;
|
|
Из письма С.Кара-Мурзе: О перезахоронении Ленина
Просьба к редакции разместить на сайте в качестве статьи.
О перезахоронении Ленина.
Ежегодно, в канун прихода большевиков к власти раз-даются якобы неформальные предложения чиновников РФ о необходимости вынести из Мавзолея и захоронить в земле тело Владимира Ленина.
Политическая мотивация подобных предложений по-нятна. Если телеканалы пропагандируют ежедневно, что Ле-нин был кровавым чудовищем, а его тело захоронено на свя-щенной для народа Красной площади и к нему не прекраща-ется поток иностранных путешественников, то у молодежи за-крадываются обоснованные сомнения в однозначности осуж-дения Ленина историей. Государственная пропаганда поста-вила себе задачей вычеркнуть из российской истории и Лени-на и весь Советский период. Но это - политический заказ, к ис-торической правде он не имеет отношения. Фигура Ленина очень сложна и неоднозначна, даже явные его враги всегда признавали за ним как значительный интеллект, так и желез-ную политическую волю. Ленин принадлежит не только рус-ской, но и мировой истории, его действия изменили мир. Это отдельная тема для дискуссии, но если бы не Ленин и траге-дия гражданской войны в России, уровень жизни большинства населения в современной Европе вряд ли был бы намного выше чем в Эквадоре, а страны Азии ещё оставались бы под властью западного капитала. Да Ленин не останавливался пе-ред кровопролитием, но вряд ли кто-то осуждает сейчас за массовый террор Александра Македонского, Цезаря, Наполе-она, Петра Великого. Можно сколько угодно сожалеть о бес-человечности мировой истории, но в памяти людей остались лишь их достижения, а к их методам потомки относятся тер-пимо.
Помимо этого, тема Ленина задевает чувства людей, она трагична, а значит правящая группировка всегда может её использовать для отвлечения внимания русских от своих ре-альных действий. Отсюда примета - если по телевидению на-чали шумно обсуждать перезахоронение Ленина, значит, без шума готовится очередной закон или договор ущемляющий интересы русского народа.
Иногда это аргументируют тем, что Ленин якобы захо-ронен не по-христиански. Это говорят люди, которые сами до-казывают, что Ленин был воинствующим безбожником, и явно не считал себя сторонником христианства. Так с какой стати его хоронить по христианскому обряду?
Во-вторых, захоронение тела в Мавзолее нисколько не противоречит христианству. И католические и православные захоронения тел знают немалое количество захоронений в мавзолеях, необходимо только, чтобы тело покоилось не вы-ше уровня земли. Так что апелляцию к христианству можно считать бессодержательной.
Некоторые обосновывают вопрос перезахоронения чис-то техническими причинами: на содержание Мавзолея тратят-ся слишком большие деньги из государственного бюджета, тело Ленина требует регулярной обработки, якобы обработка не может остановить разложение и так далее. Специалистам, имеющим отношение к комплексу Мавзолея, слушать такое просто смешно. Обработка тела Ленина достаточно надежно защищает его от разложения и будет эффективна ещё не ме-нее века. Другой вопрос, что чиновники не хотят внедрять но-вейших методов сохранения останков человека, применяют методы соответствующие периоду бальзамирования Ленина, то есть в основном технологии 20-х годов. Что касается со-держания Мавзолея Ленина за счет бюджета, то эта абсолют-но незначительная по меркам российского бюджета сумма (примерно одна миллиардная часть годового бюджета) почти полностью компенсируется валютными поступлениями от за-рубежных туристов посещающих достопримечательности Мо-сквы, в том числе и Мавзолей Ленина.
Ещё смехотворнее аргумент приводимый деятелями шоу-бизнеса. Они утверждают, что святотатством является проведение фестивалей с песнями и танцами на Красной Площади, так как там фактически находится кладбище, захо-ронены люди. Вывод: если кладбище мешает фестивалю, то необходимо перенести место кладбища, а не фестиваля. Неу-жели в Москве нет другого места для танцев, кроме священно-го комплекса Кремля, где покоятся не только соратники Лени-на, но и находятся усыпальницы русских царей. Надеюсь, что политический заказ в такой постановке вопроса о Мавзолее очевиден всем.
От некоторых людей с дипломами о высшем техниче-ском образовании мне приходилось слышать мистические ар-гументы о том, что по пророчествам пока тело Ленина не за-хоронено в земле, то и Россия не сможет процветать. Откуда такие пророчества, и на чем они основаны, мне не удалось уз-нать, но раз их используют как аргумент наши поверхностно религиозные граждане, то на них необходимо ответить. Для этого необходимо перейти на такой же иррациональный язык. Во-первых, есть не мало стран где в Мавзолеях лежат бывшие единоличные правители проводившие жестокую политику по отношению к своему народу, начавшие гражданские войны. Мао Цзэдун лежит в своём мавзолее в Китае, Хо Ши Мин - во Вьетнаме, генерал Кемаль - в Турции. Это совсем не мешает этим странам развивать свою экономику темпами более высо-кими, чем в России или Европе. Более того, критика священ-ного для Китая образа Мао Цзэдуна подорвала бы развитие Китая. Это значило бы, что освобождение Китая от власти За-пада и Японии не имело смысла, что Китай напрасно наращи-вал свою индустриальную и военную мощь, что страдания на-рода во имя наращивания этой мощи были чрезмерными и ненужными, что Китаю надо было не совершать культурную революцию, а принимать западную модель развития, идти в обучение и подчинение к Западу. Всё это неизбежно привело бы к выводу о некой неполноценности китайской цивилизации, с её трагедиями, по отношению к "просвещенной Европе", к незаконности всего современного китайского государства. Именно таким образом, через "разоблачение Сталина" был нанесен тяжелейший удар Запада по мышлению народа СССР.
Мавзолей Ленина ничуть не мешает развитию России, от его закрытия ни одна из реальных проблем России (смерт-ность, нищета, туберкулез и так далее) не решится, но могут возникнуть новые проблемы. В 1941 году советская интелли-генция в романтическом порыве вскрыла Мавзолей одного за-воевателя Средней Азии, не обратив внимание на пророчест-во о том, что если покой завоевателя-Тимура в его гробнице будет нарушен, то начнется страшная война. Ровно через су-тки Германия вторглась в СССР и началась Великая Отечест-венная война, которая обошлась русскому народу почти в 30 миллионов человеческих жизней. Факты говорят о том, что пе-релом в войне под Сталинградом наступил только, когда ос-танки Тимура были возвращены в его Мавзолей в Самаркан-де, и дух завоевателя обрел покой.
Можно быть убежденным материалистом, но рисковать подобным образом, по-моему, не разумно. Ситуация в нашей стране сейчас ещё очень нестабильна, социальные конфлик-ты обострены до предела и гасятся только неверием населе-ния в свои силы. Если, по мнению современных богословов и историков Ленин обладал необыкновенными способностями подчинять себе массы, если он своей волей развязал гранди-озную гражданскую войну погубившую около 20 миллионов русских, то его мятежный дух и тело по-моему разумнее оста-вить в покое, а не разрушать Мавзолей и не выпускать его на свободу. Но логика на наших идеологов редко действует.
Мы часто забываем и о том, что, строго говоря, не мо-жем распоряжаться телом Ленина как своей собственностью. Кроме того, по российским законам вопрос о перезахоронении человека могут решать живущие родственники умершего, без их согласия действия органов власти незаконны. Насколько мне известно, никого из живущих потомков Ленина правитель-ству не удалось уговорить дать согласие на перезахоронение.
Мавзолей Ленина занесен в каталог объектов культур-ного наследия охраняемых ЮНЕСКО, без согласия органов ООН мы вообще не имеем права решать вопросы о Мавзолее. В противном случае, мы будем выглядеть как безграмотные афганские разбойники, взорвавшие статуи Будды. Да, сегодня фигура Ленина утратила прежний священный смысл для мно-гих россиян. Но насколько мне известно, авторитет Ленина по прежнему высок у населения большинства развивающихся стран. В Китае Ленин является человеком, который не только изложил основы современного китайского образа жизни, вдох-новил китайскую компартию на борьбу за экономическое раз-витие страны, но и сам способствовал освобождению Китая от иностранных захватчиков, когда оказывал военную помощь своему другу и соратнику Сунь Ятсену. В Индии Ленин - это друг и соратник отца Индии Махатмы Ганди, человек который готов был послать советскую Красную Армию в помощь ин-дийскому народу против английских колонизаторов. Индийцы испытывали такой священный трепет перед масштабом ле-нинского интеллекта и воли, что присвоили Владимиру Ленину звание Махатмы, то есть "великой души", великого мыслителя и учителя человечества. (Если кто-нибудь забыл, только Китай и Индия это больше половины человечества, нам в Евразии ещё тысячелетиями соседствовать с ними.) В современных Колумбии или Непале местные партизаны идут в неравный бой с правительством за идеи Ленина. Имя Ленина объединя-ет сейчас активных коммунистов по всему миру, на Кубе и во Вьетнаме, на Украине, в Турции, ЮАР, Ираке, во Франции и Африке, в Японии и Южной Америке.
Пора на мой взгляд признать, что несмотря на якобы материалистическое мировоззрение коммунистов, коммуни-стическая идея имеет для них священное, религиозное значе-ние. Внутри неё существуют постулаты, не требующие доказа-тельств, пророки и еретики, святые и мученики, есть вера в Рай и Правду, есть духовенство и община. Мавзолей Ленина для всех коммунистов мира имеет значение не меньшее, чем Святые места Иерусалима для христиан, мусульман и иудеев. Большинство граждан современной России могут сейчас не испытывать священного чувства перед Мавзолеем Ленина, но ведь уважение к Вере других людей, в том числе своих согра-ждан, это характерная черта русской цивилизации. Русским показался бы дикостью призыв разрушить синагоги только по-тому, что иудеев в России не много, около 0,1 % населения. Так почему же коммунисты не имеют права на свободу совес-ти, или на них российские законы о защите религиозных чувств граждан не распространяются?
Меня могут упрекнуть в том, что я защищаю чувства коммунистов, в то время как самого Ленина чужие чувства не останавливали, он приказывал разрушать храмы не взирая на чувства верующих. Аргумент это слабый. Антицерковная по-литика Ленина - это отдельный сложный вопрос, требующий детального рассмотрения вне пределов данной статьи, но да-же современные коммунисты не оправдывают этой политики. Неужели наши православные общественники хотят в разру-шении храмов быть похожими на Ленина. Наиболее разумные богословы признают, что гонения на Церковь были допущены Господом как кара за грехи для неправедных служителей Церкви и как испытание Веры для праведных служителей Церкви и верующих мирян. Ленин в этом контексте является не врагом, а безличным орудием, губящим прежде всего свою душу. Православный человек может в жизни бороться против такого грешника, но не ненавидеть его. Истинный христианин ненавидит грех, а грешнику наоборот сочувствует. Соответст-венно, глумиться над трупом врага после его смерти недос-тойно христианина. Сейчас самые неразумные чувствуют себя сильнее коммунистов, а значит, могут отомстить за свои оби-ды, диктовать свою волю слабому. Считаю, что мстить за ста-рые обиды, дождавшись слабости противника, недостойно православного христианина. Иисус не воспрещал применять силу для защиты Веры, но не для мести. Сейчас это кажется маловероятным, но если в будущем коммунисты снова будут подержаны большинством русского народа, смогут ли церков-ные иерархи рассчитывать на невмешательство коммунистов в дела Церкви, если Церковь сама активно боролась против них. К тому же, только враг России может тревожить старые обиды времен гражданской войны, призывать к отмщению, разделению, вражде русский народ, с таким трудом ищущий единства и примирения перед лицом внешних врагов.
Самым разумным было бы сейчас оставить Мавзолей Ленина в покое и заняться решением реальных проблем на-рода. Это слишком серьезный вопрос, чтобы ставить его в за-висимость от политического интереса господствующей в Рос-сии группировки. Владимир Ленин - значительная фигура рус-ской и мировой истории, мы можем давать ему оценку, но ни-кто из эмиграции не может требовать от нас признания Ленина преступником, а, следовательно, всего следующего этапа ис-тории - преступным. Это был грандиозный этап, сопровож-давшийся трагедиями, но это наши успехи и трагедии, никто не смеет осуждать нас за наши жертвы, как сейчас никому не приходит в голову осуждать императора Петра Великого за то, что Петербург, верфи, уральские заводы построены на чело-веческих костях. Московскому придворному журналисту легко осуждать Ленина или Сталина за расстрелы, голод, граждан-скую войну, тотальную мобилизацию, но в тот исторический период возможно просто не было другого выхода. Жадные до русской земли соседние государства, голод и бандитизм стер-ли бы с лица земли русский народ. Выбор в обе мировые вой-ны был прост, либо принести в жертву часть народа, либо он погибнет весь. Они приняли этот грех на себя, и задачу они выполнили - русский народ и государство сохранились и стали к 60-м годам ещё сильнее, чем раньше. Мы не можем осуж-дать свою историю, называть её преступной, её не выбирают, как и родственников, но мы можем извлекать из неё уроки, не повторять прежних ошибок. Если Россия выживет в современ-ном кризисе и вступит в этап стабильного развития, то наши потомки, уверен, смогут здраво оценить фигуры Ленина и Сталина, без священного трепета и без его оборотной сторо-ны - фанатичных проклятий. Они смогут дать трезвую оценку всем их ошибкам и достижениям, смогут отсеять малозначи-тельные в историческом масштабе факты от более значимых, смогут взглянуть на ужасающие поступки людей не абстракт-но, а поставив себя в конкретные исторические условия. Но это будет только когда кровные обиды внутри русского народа не будут иметь силы, как сейчас например никого не трогает разделение народа произошедшее во времена Пугачевского восстания, когда социальные противоречия в нашем обществе перестанут быть непримиримыми.
Над таким авторитетом не властны наши современные оценки. Как бы не старались наши современные чиновники и журналисты, им не удастся вычеркнуть Ленина из русской и мировой истории, даже если они закроют Мавзолей. Да и не имеем мы права забывать уроков своей истории, даже трагических.
С уважением, Аман.