От Борис Ответить на сообщение
К IGA
Дата 06.10.2007 19:27:27 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Тексты; Версия для печати

Тайский буддийский монах, живущий в Питере, о событиях в Бирме:

http://www.buddhadhamma.ru/publication/Orange_robes.htm

Полная версия статьи, сокращённый вариант которой был опубликован в газете «Невское Время» № 173 (3971) от 4 октября 2007 года


Пхра Чатри Хемапандха к.п.н. докторант кафедры
европейских исследований, факультета международных
отношений СПбГУ/ Преподаватель кафедры политологии
и психологии Королевского Буддийского Университета
им. Махачулалонгкорна (Бангкок),
некоторое время являлся преподавателем в Буддийском
Дипломатическом Университете в Рангуне (Бирма)


Революция оранжевых ряс


Нынешний политический кризис, разразившейся в Мьянме – достаточно неожидан, но, в том же время логичен. Мьянма – страна богатая лесом и полезными ископаемыми: золотом, драгоценными камнями, нефтью и газом. Неудивительно, что эта территория всегда привлекала колонизаторов. Не напрасно британцы старались покорить Бирму (старое и более привычное название Мьянмы) в течении 300 лет. В конечном итоге, своего они добились, и страна стала колонией более, чем на сотню лет. За это время её ресурсы выкачивались на полную мощность.

С падением мировой системы колониализма в конце сороковых годов, Бирма обрела независимость. Очень заметную роль в этом процессе сыграло буддийское монашество (подобную роль оно, кстати, играло и в других странах Индокитая, а так же в Шри-Ланке).

Здесь стоит отметить, что образ буддийского монаха, пассивного и прячущегося от жизни за монашеской рясой, рисуемый подчас, популярными изданиями, не соответствует действительности. Монашество в юго-восточном азиатском регионе всегда было самой образованной и очень активной частью общества. Поэтому неудивительно, что в тот исторический период, монахи не могли остаться в стороне от своего народа, и выступили вместе с ним. Более того, монашество, которое служило примером и целью религиозной жизни, оказалось на тот момент именно тем центром консолидации общества, противопоставляемым идеалам колониальной верхушки, вокруг которого могли сплотиться патриотически-настроенные, прогрессивные силы.

На сегодняшний день, несмотря на то, что Бирма уже более пятидесяти лет является независимым государством, США и Западная Европа, по- прежнему пытаются влиять на её политику. Все эти годы спецслужбы стараются разрушить политическое влияние Бирмы в регионе и её внутриполитическую систему. Сейчас это делается очень мудро, через попытку привлечения на свою сторону монахов, в надежде на то, что народ, как и прежде, пойдёт за Сангхой (монашеской общиной).

Но всё-таки, в нынешнем кризисе, положение дел выглядит несколько по-иному. Военное руководство Бирмы состоит не из колониально- ориентированного сословия, а из людей любящих свою страну и буддизм. Я лично знаю несколько бирманских генералов и представляю их умонастроения. Они готовы жить, без многих благ цивилизации, но это для них лучше, нежели демократия западного образца без нравственных ценностей. Руководство Бирмы может воочию видеть результаты европеизации на примере Таиланда, который, во многом, строит свою жизнь на западный манер. Плоды такого взаимодействия различных культур не всегда дают хороший результат, учитывая большую разницу европейских и буддийских ценностей. Кстати и Таиланд, во многом уже утратил иллюзии на этот счёт, и сейчас в нём также началось движение по возвращению к своим истокам, что не может не раздражать Запад.

Сейчас Бирма, наверное, единственная страна, в которой государство старается защитить буддийские традиции и веру. Эти понятия для правительства Бирмы важнее, чем демократия, которую военное руководство Бирмы считает самой плохой формой правления.

Экономическое развитие – не самоцель для буддийской цивилизации. Экономика должна помогать, а не мешать людям развиваться. Именно поэтому в Бирме, как и в Таиланде ориентируются на экономику самодостаточности и само обеспечения.

Лидер оппозиции Аун Сан Су Чжи (Aung San Suu Kyi) напротив, связывает будущее своей страны с демократией западного образца и сильной интеграцией в мировое сообщество. Она мало думает о сохранении самобытности и культуре своей страны. Что, впрочем, неудивительно, учитывая её биографию. Она - дочь генерала Аун Сана- бывшего президента страны с детства воспитывалась заграницей и получила британское образование. Вышла замуж она, так же, за британца. Её муж – профессор Кембриджа. Два её сына уже не считают себя бирманцами, что для жителей Мьянмы очень нетипично.

Но, несмотря на это она приехала на родину, что бы участвовать в политической жизни страны, продвигать свои идеалы. Думаю, что бирманцам тяжело будет принять такую женщину в качестве руководителя: нормальные люди среднего возраста, воспитанные на буддийских традициях не захотят принять её позицию.

К сожалению, она пока не видит, что плоды её деятельности – только отрицательные. Нобелевская премия за мир, которую она получила – это скорее приманка со стороны Запада, стимул, для того, что бы она продолжала свою деятельность, нежели признание реальной пользы, которую она принесла народу Бирмы.

У меня нет предубеждения против Аун Сан Су Чжи, но её методы использования монашества для политического воздействия не могут вызывать одобрения. То, что молодые монахи вышли на улицы не улучшило ситуацию в стране, а только ухудшило.

В результате такой деятельности, правительство будет хуже относится к молодым монахам, меньше выделять средств на буддийские университеты, и ужесточит правила выезда из страны монахов для участия в международных проектах и для чтения лекций. Людям с Запада тоже будет тяжелее въехать в страну, что бы учиться буддийской философии.

Хотя, может быть, это послужит хорошим уроком для демонстрантов, что бы в дальнейшем они не смешивали духовную работу и политические амбиции. Большинство из участников беспорядков либо саманеры (монахи неполных обетов до 20 лет, по сути, подростки), либо монахи с небольшим стажем пребывания в Сангхе, которые ещё учатся в буддийских учебных заведениях. Как правило, они ещё очень плохо знают монашеский кодекс, но, в то же время, очень активны и невоспитанны.

В итоге после событий прошлой недели, когда в результате столкновений с военными пострадали не только обычные граждане, но и монахи, люди в Бирме не смогли этого стерпеть и вышли на улицы. Страна погрузилась в хаос, а ЦРУ и АНБ (Агентство Национальной Безопасности - наиболее секретная из спец. служб США), получили хорошие политические дивиденды и сэкономили средства на покупке палаток и флагов, для оранжевой революции, вместо этого, выведя, на улицы молодых монахов в оранжевых рясах.

Монахи, имеющие стаж в Сангхе, настоятели монастырей и крупные учители, знающие Винаю (монашеский устав) не поддержали эти выступления. В Винае говорится о том, что монах не имеет права заниматься политикой и даже не должен говорить о политике.

Сам Будда, как наследный принц, изучавший дипломатию того времени считал политику грязным делом. Это – источник зла и агрессии, источник горький и отравленный. Поэтому, после того, как он создал Сангху он разрешил монахам заниматься политикой, как наукой на благо страны (например, монахи изучали, как правильно управлять страной в соответствии с принципами Будды (Чаккаватидхамма), но не как практической деятельностью.

Буддийские монахи в Бирме, как и в Таиланде, живут на подаяние. Простые люди кормят их именно для того, что бы они могли заниматься медитацией и изучать слово Будды, а не для того, что бы они занимались ерундой, создавали политические «тусовки» или реализовывали политические амбиции.

Подобная ситуация, тем более печальна учитывая тот факт, что в буддийском мире, тайские и бирманские монахи очень известны, как мастера медитации. Можно сказать, что это своеобразный духовный бренд Бирмы и Таиланда. В результате же последних событий Мьянма начинает выглядеть экспортёром оранжевой революции в той информационной войне, которая началась в СМИ и Интернет: в сети вдруг появились сайты призывающие обращаться в ООН, агитирующие против военного режима. Говорят, что собрали уже два миллиона подписей. Подобная активность настораживает, учитывая, что большинство организаций, которые занимаются сбором подписей не являются буддийскими, а относят себя к протестантам и харизматическим церквям. А под эгидой таких гуманитарных организаций, выросших, прежде всего, в недрах американского общества, протестантского в своей основе, часто скрываются агенты разведслужб, работающих явно не на благо Бирмы.

К сожалению, к этой войне в Интернете присоединились и некоторые западные буддийские монахи и монахини, занявшись, на просторах всемирной паутины, агитацией в пользу бирманской оппозиции. Могу сказать, что они занимаются не своим делом. Ничего хорошего из такой активности не получится. Это лишь вызовет дополнительные сложности для них в получении тайских и бирманских виз. Лучше пусть живут нравственно. Учат буддийский канон. Мы, как буддисты, желаем, что бы сознание этих монахов побыстрее успокоилось, и они достигли Ниббаны.

Как политолог и буддийский монах, могу сказать, что все стороны, вовлечённые сейчас в конфликт, повели себя неразумно: Лидер оппозиции Аун Сан Су Чжи не права, пытаясь навязать западную модель поведения бирманскому обществу. Сама выросшая в Великобритании, она хочет, что бы бирманцы вели себя, как англичане или американцы. То, что в результате деятельности оппозиции пострадало много людей, отяготит её карму.

Военные тоже неправы. Они хотят защищать буддийскую религию и не подпадать под западные влияния, но их методы не всегда адекватны ситуации. Очень печально, что военные убили много мирян и монахов. Убийство – это всегда плохо. Думаю, что и сами солдаты не чувствуют себя хорошо из-за того, что подняли оружие на монахов.

А Буддийские монахи тоже занимаются ерундой. Вместо того, что бы изучать Дхамму и обучать людей правильной жизни, они начинают ходить на демонстрации. Активность монашества и за и против правительства – обе эти позиции неверны. Это не монашеские позиции. Пусть лучше учат людей Дхамме.

В сложившейся ситуации Америка и Великобритания будут всячески стараться навязать стране варианты Ирака или Афганистана. Но здесь не стоит забывать, что мощным соседом Бирмы является Китай, с которым у правительства Бирмы хорошие дипломатические отношения. Поднебесная, несмотря на свою приверженность социализму, остаётся страной, в которой большинство населения в той или иной мере, связывает себя с Буддизмом. Политическое и культурное влияние этой державы на Бирму и весь регион очень велико. И вряд ли попытка провести оранжевую революцию и развязать гражданскую войну с целью дестабилизации обстановки и введения войск Западной Европы, встретит одобрение главного азиатского дракона. Для России, как стратегического партнёра Китая, подобное развитие событий так же не было бы желательным.

В заключение хочется отметить, что война в Бирме – это уже не просто война между двумя локальными группировками, но, в стратегическом плане, - борьба между Западной Европой и Америкой с одной стороны и Китаем и Россией с другой.

Поэтому несмотря на всю эту нестабильность, не думаю, что ситуация в скором времени решительно изменится. Слишком кардинальное обострение событий, не выгодно всем сторонам, вовлечённым в конфликт. Маловероятно, что в ближайшие годы в Бирме установится демократия по западному образцу. Бирманцы будут жить, как бирманцы.