|
От
|
Игорь С.
|
|
К
|
Scavenger
|
|
Дата
|
17.12.2005 23:52:29
|
|
Рубрики
|
Прочее; Идеология;
|
|
Откат от марксизма к народничеству
>>>1. "Да и рыночный обмен политэкономия марксизма искажает сегодня в неприемлемой степени".
>>Любая теория "искажает". Следовательно надо опровергать "в неприемлемой степени". Что является "неприемлемой степенью" - определяется целями теории, а не целями критикующего теорию.
>>>2. "Она идеализирует акт обмена, учитывая лишь движение потребительских стоимостей (товаров)."
>>Не буду придираться к словам СГ, постараюсь по сути. Цель теории - проанализировать, насколько приемлемо описывается движение потребительских стоимостей актом обмена, если оно описывается неадекватно, то есть если разница (по целевому функционалу, а не вообще!!!) между наблюдаемым и теоретическим описанием недопустимо велика (она есть всегда), то теория не годится, если в допустимых рамках, то годится. Отмечу, что Маркс исследует движение потребительских стоимостей, а не акт обмена сам по себе.//
>Допустим.
Отлично. Так вот цель теории Маркса - предсказать величину конкретной стоимости в конкретной сделке. Если использовать аналогию с погодой - то не дать предсказание на температуру 5 апреля и будет ли дождь, а определить что после зимы приходит весна, а за ней лето. То есть что после капиталистического способа производства в соответствии с объективными условиями должен прийти коммунизм. Вот исходя из этой цели и анализируйте описание акта обмена у Маркса. С точки зрения его целей - антистоимость
1. эффективно учитывается в обмене
2. детальный учет антистоимости никак не меняет "время и необходимость прихода весны", в смысле коммунизма.
Соответственно ваши претензии теряют всякий смысл.
Дальше - по мелочам.
>//А они включены в том или ином виде в стоимость товара. Как частный случай - включение может быть и нулем.//
>То есть они включены в стоимость, но одновременно их как бы нет? Что значит слово «антистоимость равна нулю»?
Что такое скорость равна нулю вы понимаете? Вас не смущает, что она есть и её нет? Или у вас теория ограничивается целыми положительными числами?
Если стороны обмена считают что величина антистоимости не заслуживает в данной конкретной сделке обсуждения, то они могут считать её равной нулю. Допустим, я покупаю карандаш. Не буду я с продавцом торговаться за его антистоимость. Пусть будет нулем.
>//Ведь антистоимость возникает не только в процессе производства, но и в процессе потребления. Вы же не требуете, чтобы продавец возвращал покупателю затраты на мытьё посуды и уборку пищевых отходов после съеденного бифштекса.//
>Но именно так он и должен был бы поступать, если признать обмен эквивалентным.
Почему? Эквивалентный не значит равный. Он значит равноценный. Если все согласны считать ценность мытья посуды за собой> однаковой, то её можно просто не учитывать при обмене. Вы моете после своего съеденного бифштекса, продавец тоже съест свой бифштекс и тоже помоет за собой посуду. А вот если за вами посуду будет мыть в ресторане, то там вашу антистоимость мгновенно учтут как сервис.
>Т.к. в реальности так никто не делает, то и обмена антистоимостями не происходит, все верно. А ведь антистоимость – часть потребительской стоимости. Значит, что-то описано неверно и обмен стоимости в целом не эквивалентен.
Конечно неверно. Вы неверно представляете себе категорию стоимости и процесс обмена. Из путаницы в понятиях и получаются всякие парадоксы. Вообще это типично. В математике тоже у плохо представляющих её суть постоянно возникают всякие парадоксы, на эту тему сколько популярных книжек написано.
>Значит вообще надо либо отказаться от понятия стоимости, либо признать, что есть еще какие-то закономерности, которых это понятие не описывает.
Кто - то сомневается, что есть? Но они за пределами теории Маркса. Если у вас другие, отличные от Маркса цели, то вам естественно нужна другая теория. Вполне возможно, что в ней надо более четко вычленять понятие антистоимости. Но это ваши проблемы, а не Маркса.
>//Поэтому если и продавец и покупатель знают о точной величине антистоимости, они её включают в процесс согласования цены//
>Каким образом?
Как в ресторане учитывают уборку посуды за клиентом.
>//,не знают или считают пренебрежимо малой - не включают.//
>Они почти всегда ее не включают, даже о ней не думают.
Это вы заблуждаетесь. Поговорите с теми, кто на этом ( уборке мусора) деньги делает.
>. Если бы действовал закон эквивалентного обмена стоимостями, то продавец должен был бы выплачивать покупателю эквивалент «антистоимости».
Тогда покупатель тоже должен выплачивать такой же эквивалент продавцу.
>//Формулировка в духе СГ, по сути верно, но если принять буквально, то....//
>Итак, по сути это верно, но…вы предлагаете закрыть глаза на антистоимость и считать, что раз ее продавец забыл включить в стоимость в акте обмена, то она равна нулю.
Нет, я считаю, что я и продавец учтывают антистоимость тогда, когда это действительно необходимо. И еще как учитвают. Иногда этот учет меняет стоимость в несколько раз.
>Но речь ведь не о продавце с покупателем, а о теоретике (Марксе), который этот процесс описывает.
Я уже написал, что Маркс описывает процесс взаимодействия покупателя с продавцом с точки зрения перехода к новой формации, а не с вашей.
>А Маркс например считал, что в процессе религиозного служения жрец выполняет социальную функцию и служит классу угнетателей, хотя субъективно ни жрец, ни верующий так в процессе молитвенного общения с Богом не считают.
И я с ним согласен.
>Если распространить вашу логику на этот случай, то получиться, что…можете сами продолжить.
И что получится?
>//Что не означает, что продавец имея "внутренне присущие" своей позиции преимущества не может "втюхать" покупателю нулевую величину антистоимости. Но в этом смысле антистоимость ничем не отличается от любого другого гнилого "втюхиваемого" товара.//
>Почему не отличается? Антистоимость ведь не товар, не нечто отдельное от стоимости, а ее часть.
Это заблуждение. Конечно отдельное. И этим, именно этим пользуются. Это вы у себя в голове создали теорию, в которой ясно, что стоимость и антистоимость с определенной точки зрения образуют единый комплекс. Однако это не значит, что все так думают. Я взял и выбросил шкурку банана себе под ноги - я переложил антистоимость на кого-то другого, а стоимость - банан - съел сам. Значит это - разные, раздельные вещи. Едины они только в одной семье. Вот если я дома банан брошу на пол и предложу жене за мной убрать, тут да, стоимость и антистоимость здесь едины... :о)
>Значит обмен стоимостями не эквивалентен, раз продавец может и практически всегда это делает, СУБЪЕКТИВНО договариваясь с покупателем.
Когда приходит весна, то каждый СУБЪЕКТИВНО снимает шубу. Один это делает при первом потеплении, другой ждет устойчивого тепла. Но это не отменяет ОБЪЕКТИВНОГО снятия шуб при приходе весны.
>Вы намекаете на то, что поступок продавца преступен, и как всякое преступление стоит вне рамок закона?
Нет.
> Но почему это происходит практически всегда и везде? Что же это за исключение такое?
Не всегда. Не исключение.
>Но ладно – мне надоело это обсуждать. Я тему открыл не по поводу предполагаемых ошибок Маркса и Энгельса, а по поводу того, изменилась ли позиция Сергея Георгиевича и в чем.
Однако вы привели опровержение антистоимости как один из ключевых факторов.
>//Так что вы выбираете?//
>Маркс не увидел того, что социализм с отменой частной собственности возможен в отдельной стране, что это приведет к усилению роли государства и уменьшению (а не увеличению) социально-экономического неравенства (фактически к уничтожению его) и усилению неравенства политического (а не к социалистической демократии).
И что? Он написал что его рецепты верны всегда и при всех случаях жизни? Я же приводил его высказывание: надо не искать цитаты в работах Маркса, а самим анализовать реальную ситуацию применяя методологию Маркса, так, как это сделал бы Маркс.
>Он не предусмотрел, что первое социалистическое государство СССР будет способно создать социалистический блок и в течении десятилетий влиять на мировую политику как один из ее полюсов,
Блок создавался в соответствии с подходом Маркса
об интернациональном характере коммунизма или в соответствии с российской национальной идеей?
> но затем оно внезапно рухнет и весь мир (и все бывшие соц страны) откажутся от плановой экономики и отойдут от «реального» социализма.
Увы. Как раз это классики предсказали. Цитату я неоднократно приводил, сейчас лень искать, но если своими словами - "может случиться так что вследствие текущий ситуации мы будем вынуждены взять власть не будучи готовы в ней и т.д."
>По идее подобного ГЛОБАЛЬНОГО регресса вообще не предусмотрено в марксизме, ни как методе (исторический материализм) ни как доктрине (смена формаций).
Это ваши собственные измышления. Полно высказываний на эту тему.
>Ю. Семенов,
Здесь пока не при чем.
>//Ну а тогда о чем мы спорим? Да, поменялось. Те взгляды, которые СГ приписывает "неомарксизму" большинством воспринимаются как учет конкретной ситуации, "учет конкретного рельефа местности" а не изменение принипов. Как установка рессор на экипаж не означает, что несущую раму надо делать мягкой. //
>Может кто-то все же скажет КАК она поменялась не с моей точки зрения (с моей точки зрения она если и поменялась, то логично и не существенно), а с точки зрения МАРКСИСТОВ? Кроме того, что Кара-Мурза отверг марксизм как метод?
Если кратко - откат от марксизма к народничеству. А далее - берете ленинскую "Кто такие друзья народа" и читаете.
>С уважением, Александр
- Поправка - Игорь С. 18.12.2005 23:52:11 (14, 134 b)