От Alexandre Putt Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 01.02.2007 21:40:23 Найти в дереве
Рубрики Культура; Теоремы, доктрины; Версия для печати

Считал ли Макс Вебер, что протестантизм вызвал капитализм?

Этот вопрос некогда поднимался на форуме ("А читали ли Вы солидаристы Вебера?") в плане корректности интерпретации работы Вебера "Протестантская этика и дух капитализма"

Я на днях заканчиваю чтение этого труда (правда, без внушительных комментариев) и спешу поделиться своим мнением

Здесь я поднимаю вопросы:
1 Считал ли Вебер что капитализм возник из протестанства
2 Что такое капитализм у Вебера
3 Что такое протестантская этика
4 Как можно представить работу Вебера в виде простой словесной модели

Это сообщение - вступление для более внушительной темы

1 Вебер не считал, что капитализм возник из протестанства. Стоп, минутку, неверно также то, что он этого не считал. Конкретно, Вебер утверждает, что капиталистическая деятельность имела место в разных обществах в разное время. Однако именно на Западе она приобрела рациональное воплощение и невероятный размах через рационализацию, т.е. мы имеем качественное различие. Все остальные общества по Веберу "не дотянули" до западного капитализма

Вебер заявляет, что для возникновения капитализма было необходимо совпадение большого количества случайных факторов. Вебер не отрицает также экономические, политические и многие другие факторы. Однако он указывает на фактор протестанства в формировании протестантской этики капитализма (см п.3)

Поэтому: капитализм возник не из простанства самого по себе (нет детерминизма), но также неверно мнение марксистов, что капитализм возник из экономических причин. Т.е. из протестантизма могла возникнуть другая общественная структура с иными социальными (экономическими в том числе) отношениями. Основателям протестанства в голову не могло придти безобразие капитализма (с религиозной точки зрения), хотя между этими явлениями четкая внутренняя связь.

Поэтому марксисты все-таки биты, так как формационный подход оказывается в подвешенном состоянии (а солидаристы действительно вульгаризовали Вебера)

2 Понятие капитализма у Вебера слишком общее. К капитализму он относит, фактически, все мотивы личной выгоды, проявляемые в стремлении к богатству, в том числе деятельность спекулянтов, пиратов, торговцев, разбойников и в последнюю очередь производителей. Поэтому Крез для Вебера будет капиталистом. Конечно, такое определение неадекватно. Поэтому можно смело считать капиталистами те категории лиц в определенных социальных условиях, которых сам же Вебер подразумевает на страницах своей работы: осуществляющих рациональную организацию экономической деятельности, которой предшествовало возникновение рынка труда, направленную на аккумуляцию капитала и прибыли.
При этом эта деятельность, зачастую, связана с использованием сырья и капитала для производства товаров и услуг. Это определение не очень удачное, потому что снаряжение пиратского корабля, в общем, сюда входит. Над этим стоит подумать

3 Под протестантской этикой Вебер понимает не этику протестантизма (например не подавать милостыню), а конкретный набор социальных убеждений.
К ним относятся:

* доктрина предопределенности (мир делится на тех, кто получил божью благодать, и на тех, кто проклят; переход невозможен)
* мирской аскетизм как форма осуществления служения богу и получения доказательства своей избранности. Успех в мирских делах - косвенное доказательство избранности для Спасения
* рационализация жизни, изгнание мистицизма и магии
* трансцендентальность, непостижимость и внеморальность бога
* выполнение мирских обязанностей (призвания) как единственная угодная богу форма релиозного (этического) поведения

4 Модель Вебера можно представить примерно так:

BELIEFS  ======>  CONDUCT  ======>  FORMS OF CONDUCT
(убеждения)====> (поведение) ====> (формы поведения)

Конкретно:

Протестантская ===> Рационализация ====> Аккумуляция капитала
этика               стремления к            и трудолюбие
                спасению в этой жизни