От Karev1
К IGA
Дата 18.04.2006 14:04:38
Рубрики Тексты;

Уточнения к рецензии

>С другой стороны, немецкое влияние на советскую ракетную технику можно считать определяющим вот в каком смысле. До войны все наши ракетчики, в том числе и Королев, занимались крылатыми ракетами и считали, что путь в Космос откроют крылатые аппараты. Немцы же сделали ставку на баллистические ракеты и это произвело впечатление на наших конструкторов. Время подтвердило правоту немцев. И хотя в годы холодной войны были попытки создать крылатые ракеты большой дальности, способные достичь Америки (например, "Буря" Лавочкина и "Буран" Мясищева), проектировались и крылатые космические аппараты (например, "Спираль" и другой "Буран"), время все расставило на свои места.
Это неверное замечание. Не мог Королев и «все наши ракетчики» считать, «что путь в Космос откроют крылатые аппараты». Первые гирдовские ракеты были баллистические. Крылатые ракеты большой дальности (та же «Буря») – это, в сущности, беспилотные самолеты, все время летящие в атмосфере. Никак путем в космос они не могли быть. То, что Королеву пришлось перед войной заниматься ракетопланом, ни о чем не говорит. Просто военное руководство еще не прониклось ракетными идеями, а установка ракетного двигателя на самолеты казалась способом повышения их летных характеристик.
Если автор под крылатыми ракетами имеете в виду ракеты-носители с горизонтальным (самолетным) стартом, то это такая сложная вещь, что и сейчас не сошла с бумаги даже в экспериментальных полетах. И вряд ли Королев до 45 года планировал полеты в космос на таких ракетах.
Кстати, и Браун занимался в Германии крылатыми ракетами не меньше, чем баллистическими. Фау-1 первая в мире боевая крылатая ракета.

>Ее подготовка к старту длилась 6 часов, она несла всего 780 кг взрычатки при точности попадания порядка 5 км.
Точность была гораздо хуже. Разброс составлял десятки км. Поэтому единственной целью для них мог быть (и был) – Лондон.
>Ракета ГР-1 на вооружение принято не была: предпочтение было ракете орбитальному варианту МБР Р-36, которая разрабатывалась в ОКБ-586 Михаила Янгеля.

Глобальные ракеты не были приняты на вооружение совсем. Т.к. был подписан договор о невыведении в космос ядерного оружия. К этому американцев принудило советское руководство, продемонстрировав на параде глобальную королевскую ракету. У американцев ничего подобного тогда не было, и они согласились запретить такое оружие. Нам же стало одной головной болью меньше.

>Тягостное впечатление вызывает эпизод, в котором конструктор тормозной двигательной установки Алексей Исаев объясняет космонавтам принцип ее работы. Он несет откровенную чушь насчет того, что "Восток", получив недостаточный торможный импульс, может отразиться от атмосферы, уйти на более далекую орбиту и кружиться по ней вечно. Создатели фильма как то упустили из виду, что спускаемый аппарат "Востока" имел форму шара, а у шара аэродинамическое качество равно нулю. Это у "Союзов" ненулевое аэродинамическое качество и они могут совершать маневр в атмосфере, а что касается "Востока", то даже кирпич обладает лучшими маневренными качествами.

Чушь тут даже не в том, что шарик не может срикошетировать об атмосферу, а в том, что после торможения аппарат все равно упадет на землю, даже после рикошета, т.к. скорость его будет ниже орбитальной. Эпизод фильма, по всей вероятности, навеян реальным случаем при испытаниях «Востока». Тормозной импульс был выдан в противоположную сторону, и корабль поднялся на более высокую орбиту. Авторы фильма то ли сами ничего не поняли, то ли решили, что западный зритель не поймет таких «сложностей» и, выдали на гора свою версию. Т.е. – чушь.
>В результате у Королева был разработан космический корабль 7К-Л1, он похож на всем знакомый "Союз" (7К-ОК), только он на полторы тонны легче, поскольку у него нет орбитального отсека, а только приборно-агрегатный отсек и спускаемый аппарат.В 1969-1971 гг. четыре таких "Союза" в беспилотном варианте успешно облетели Луну и благополучно вернулись на Землю. Кстати, 7К-Л1 мог позволить СССР забить "гол престижа" - первыми облететь Луну, однако почему-то этого не было сделано.

Первые запуски беспилотных лунников (под названием «Зонд») были осенью 1968-го, т.е. еще до облета американцами Луны. Почему мы «не забили гол престижа»? По советским нормам перед полетом человека должно быть, кажется 5 успешных беспилотных полета. А к декабрю68-го успели сделать только 2. Космонавты написали письмо в политбюро с просьбой позволить пилотируемый пуск. (Об этом верно упоминается в фильме). Разрешение было дано, и пуск планировался на первую половину декабря. Но были технические проблемы при подготовке к старту, и никто не решился дать разрешение на пуск. Пуск был отложен. После полета американцев отработка была проведена в полном объеме. А после решили не лететь вообще. Этот эпизод описан в воспоминаниях Каманина. ЕМНИП. Американцы же наплевали на безопасность и запустили людей безо всякой беспилотной отработки полета.
>…создатели фильма "Битва за космос", хотя и не говорят явно об этом, исподволь намекают зрителям, что Советский Союз и его наследница Россия навсегда проиграли эту битву, и больше никто и никогда не будет угрожать американскому праву говорить от имени всего человечества. Об в частности, свидетельствуют умилительно-сопливые кадры о международном "сотрудничестве" в Космосе. "Сотрудничество" означает, что Россия не претендует на самостоятельную роль, и будет делать только то, что ей позволят те, кто "право имеет". Например, выступать в роли "извозчика" для МКС, поскольку Самая Великая Космическая Держава Мира сейчас не может доставить на орбитальную станцию своих астронавтов на собственном космическом корабле, поскольку такового корабля у нее нет. Да он ей и не очень нужен, так как в ее распоряжении есть этакая услужливая космическая "тварь дрожащая", обеспечивающая Америке право говорить от имени всего человечества.

Интересный момент. Объясняющий удивительный факт: космическая отрасль России в 90-х не подверглась такому разгрому как, например, пассажирское авиастроение. С одной стороны российская космическая отрасль – конкурент американской и вообще западной космической индустрии, а с другой стороны они понимали, что таких возможностей, какие им предоставила советская космонавтика, они сами будут иметь очень не скоро. Видимо второе обстоятельство перевесило, и российская космонавтика осталась жить. Правда - плохо-плохо.