От Георгий
К Администрация (Дмитрий Кропотов)
Дата 23.07.2005 17:29:16
Рубрики Прочее; Тексты;

Реформы всякие (-)




От Георгий
К Георгий (23.07.2005 17:29:16)
Дата 10.08.2005 22:00:47

Кто будет платить пенсию россиянам? (*+)

--------------------------------------------------------------------------
------
КТО БУДЕТ ПЛАТИТЬ ПЕНСИЮ РОССИЯНАМ?



http://www.izvestia.ru/comment/article2478664

На выездном заседании правления Пенсионного фонда России (ПФР), проходившем
в июле в Якутске, его председатель Геннадий Батанов вновь указал на то, что
"из-за недобросовестных работодателей Пенсионный фонд недополучает
значительные средства" и это ведет к уменьшению сегодняшней и будущей пенсий
россиян.
До 40% зарплат в стране выплачивается "черным налом". "Мы находимся в
виртуальном мире, - считает министр здравоохранения и социального развития
Михаил Зурабов, - то есть не можем реально определить доходы населения,
построить систему адресной помощи".
В результате недополучения налоговых средств дефицит ПФР составил 148,5 млрд
руб. К 2008 г. он возрастет до 492 млрд.
Восполнять дефицит ПФР и выплачивать пенсию, видимо, придется из
федерального бюджета.
Сама основополагающая идея реформы: переход от государственной
распределительной пенсионной системы к обязательной накопительной (по
примеру Чили) - не соответствует особенностям и традициям России. В
индустриально развитых странах никогда не отказывались от государственной
распределительной системы, сочетая ее со страховой и накопительной. Частные
и государственные пенсионные системы там гармонично дополняют друг друга.
Полученные ПФ суммы пошли на финансирование текущих пенсий и накоплений
будущих пенсионеров. До реформы эти же средства направлялись только на
выплату текущих пенсий. Повышение пенсий с 1 марта 2005 г. на 240 руб. - при
одновременном снижении ЕСН на 2% - опустошило бюджет ПФР. Потери фонда
оцениваются в 100-150 млрд руб. Как заявил Г. Батанов, возник <довольно
большой дефицит в финансировании не только страховой, но и базовой части
пенсий". В послании президента Федеральному собранию содержится пожелание
удвоить пенсию. Для этого потребуется 1,2 триллиона руб. Где их взять, чтобы
не допустить крайнего обнищания пенсионеров в условиях инфляции?
Исправить ситуацию можно непопулярными мерами. Выбор невелик: сокращение
пенсий или увеличение тарифов пенсионных взносов.
Все собранные по действующему тарифу средства должны направляться на выплату
пенсий ныне живущим пенсионерам. Накопительная составляющая пенсионного
обеспечения не должна быть обязательной. Аккумулированные здесь деньги
необходимо возвратить гражданам уже сейчас, разрубив "гордиев узел"
пенсионных проблем.
Г. Батанов настаивает, чтобы "в течение 2005-2006 гг. все участники
пенсионной реформы внесли предложения по совершенствованию законодательства
для обеспечения бездефицитного бюджета ПФР".
Избежать грядущего коллапса и возврата к советской пенсионной системе
возможно посредством перевода 6% пенсионных взносов, идущих на выплату
базовой части пенсий, в страховую. Страховые пенсии получат ежегодное
дополнительное финансирование 300 млрд руб. Дефицит ПФР удастся преодолеть.
Базовая пенсия, являющаяся фактически государственным социальным пособием по
старости, должна складываться на основе поступлений из федерального бюджета,
которые в этом случае приобретут новый правовой статус гарантий государства.
Сосредоточив в ПФР 20% фонда оплаты труда, не разделяя пенсионные взносы на
базовую и страховую части, можно восстановить страховой характер системы и
повысить размеры пенсий. Такой расклад возможен при условии распоряжения
страховыми взносами работодателями и профсоюзами и вывода их из-под
управления Минфином. Наполнение деньгами базовой части может быть отнесено
только на счет федерального правительства.
Дело за малым - за правительством и Минфином. Последний уже высказал свое
категорическое несогласие, ссылаясь на отсутствие денег для перевода базовой
составляющей пенсии в обязательства федерального бюджета. А деньги, как
известно, есть - в профицитном бюджете текущего года и в огромном
Стабилизационном фонде.
Если меры по преодолению пенсионного коллапса не будут приняты, остается
лишь увеличить пенсионный возраст. Социальная напряженность в обществе
возрастет. "Грозящая катастрофа" чревата общественным протестом,
превосходящим демонстрации против "монетизации" льгот.


 Андрей ЗАГОРОДНИКОВ, профессор, доктор полит. наук



От Георгий
К Георгий (23.07.2005 17:29:16)
Дата 23.07.2005 17:32:57

Массовые хищения через систему ЖКХ в Москве: интервью ИА REGNUM (*+)


Опубликовано 18:13 19.07.2005
Документ:
http://www.regnum.ru/news/486277.html
Массовые хищения через систему ЖКХ в Москве: интервью ИА REGNUM
Вот уже второй год продолжается криминальная история с украденными деньгами
ЖСК "Очаков" в Западном административном округе в Москве. Постепенно из
локального преступления, затронувшего интересы жителей одного дома, эта
история разрослась в скандал общегородского масштаба. И поскольку, по нашему
мнению, тема жилищно-коммунального хозяйства Москвы, уровня обслуживания
домов, а главное стоимости обслуживания интересует каждого жителя, редакция
ИА REGNUM решила подробно разобраться в затянувшейся скандальной ситуации.
Для этого мы пригласили в редакцию председателя ЖСК "Очаков" Минина Виктора
Васильевича.

Его предшественником на посту председателя ЖСК был Александр Митин.
Прокуратура Москвы 6 июня 2005 года возбудила уголовное дело по поводу ряда
событий, имевших место в ЖСК "Очаков" незадолго до того, как его возглавил
Минин. В постановлении о возбуждении уголовного дела говорится, что 12
февраля 2004 года, в нарушение устава ЖСК, без согласования сметы с членами
правления, из его бюджета было перечислено 818 809 рублей на счет ООО
"Промтехстрой" за выполнение работ, связанных с поставкой лифтового
оборудования и его установкой. Эти работы, однако, фактически были выполнены
другой фирмой во внеурочное время, без заключения договора. Само ООО
"Промтехстрой", как сказано в постановлении о возбуждении уголовного дела,
по указанному в учредительных документах адресу не располагалось, а
зарегистрировано было в нарушение действующего законодательства. На
основании указанных фактов "в отношении неустановленного лица" Прокуратурой
Москвы было возбуждено уголовное дело по статье 159 части 3 УК РФ
(мошенничество в крупном размере).

ИА REGNUM: Виктор Васильевич, посвятите нас в тему с самого начала, как всё
началось?

В мае 2004 года Митин был снят с должности председателя правления. 11 июня
2004 года члены Правления ЖСК "Очаков" обратились в ОВД района Крылатское с
заявлением о возбуждении уголовного дела в отношении Митина, однако 20 июня
2004 года в ОВД района Крылатское было принято решение об отказе в
возбуждении уголовного дела.

23 августа 2004 года мной - на тот момент я уже был избран Председателем
Правления ЖСК "Очаков" - было направлено повторное заявление в Кунцевскую
межрайонную прокуратуру с просьбой отменить решение дознавателя ОВД района
Крылатское об отказе в возбуждении уголовного дела и возбудить уголовное
дело в отношении Митина. 30 августа 2004 года решение дознавателя ОВД района
Крылатское было отменено первым заместителем Кунцевского межрайонного
прокурора Шершаковым, а материал направлен в ОВД Крылатское для проведения
дополнительной проверки.

Но, как позднее выяснилось, по смелому и откровенному признанию одного из
высоких чинов в ОВД "Крылатское", нас "решили пустить по кругу", по
очередному "кругу", потому что дознаватель ОВД района Крылатское 1 октября
2004 года повторно принял решение об отказе в возбуждении уголовного дела,
но Правление ЖСК "Очаков" об этом не известил. Я не буду подробно
останавливаться на том, какие процессуальные нарушения допускали сотрудники
правоохранительных органов и как я "бодался" с ними в судах и вышестоящих
инстанциях, ибо ушло у меня на эту "российскую корриду" полгода. В
результате я, окончательно разозлившись, заинтересовался таким упорством
правоохранительных органов и стал изучать ситуацию, что называется, изнутри.
В результате выяснились потрясающие факты перечислений денег за аварийное
обследование лифтов фирмам, которые работать с лифтами не имеют разрешений.
Делались липовые акты проделанных работ, а деньги присваивались. Если деньги
перечислялись за товар, то стоимость товара всегда завышалась, НДС не
платился, товар покупали в магазине или на рынке, а предприимчивые чиновники
клали разницу себе в карман. Неплохо, да?

Теперь я имел все основания полагать, что упорное нежелание возбуждать
очевидное уголовное дело не является бескорыстным со стороны некоторых
сотрудников правоохранительных органов. Более того, поскольку отмыв и
воровство бюджетных средств осуществляется постоянно и в больших объемах, я
посчитал, что многие муниципальные и городские чиновники находятся в доле
данного "бизнеса".

После подобного "открытия" мне ничего не оставалось, как обратиться на самые
"верха" - к депутатам Госдумы и в Администрацию Президента России. Не знаю,
были ли там шокированы масштабами воровства - я думаю там, как говорится, и
здоровее видали, но после моего обращения туда государственный механизм
закрутился как надо. Моё заявление было взято на контроль Генеральным
прокурором Владимиром Устиновым, очень шустро взялись за дело сотрудники
Московской городской прокуратуры и Кунцевской межрайонной прокуратуры.
Свидетели и подозреваемые "косяками" пошли давать показания. В результате 6
июня 2005 года было возбуждено уголовное дело по факту мошенничества, где
ЖСК "Очаков" был признан потерпевшей стороной.

ИА REGNUM: А почему вы решили, что перечисления на "отмывочные" фирмы
является постоянной практикой в сфере жилищно-коммунальных услуг города?

Прежде всего, потому что мне об этом сказала главный инженер ДЕЗ
"Крылатское" Чейлях Татьяна Христофоровна. Сначала я совершенно обоснованно
пытался предъявить претензии к ДЕЗу, ведь именно ДЕЗ по условиям договора с
ЖСК отвечает за то, чтобы посторонние организации не имели доступа к
механизмам лифтов. Тем более, такие сомнительные как ООО "Промтехстрой".
Когда сотрудники прокуратуры изъяли пачку договоров с "Промтехстроями",
окончательно подтвердилось, что Чейлях была права - здесь всегда так
работают!

ИА REGNUM: Неужели все деньги, которые перечисляются на "отмывочные" фирмы
присваиваются нечистоплотными чиновниками?

В разных случаях по-разному. Однажды, к примеру, из почти миллиона рублей,
перечисленных "отмывочной" фирме, от двух до пяти процентов оставили ее
хозяевам за обналичку, где-то 15% получили "шабашники", реально выполнившие
работу по замене кнопок в лифтах, остальное присвоили те, кто перечислял
деньги. В остальных случаях происходит то же самое - большую часть суммы
чино-мошенники - по другому их и не назовешь - присваивают себе, а на
меньшую нанимают сомнительных работяг, которые делают работу для галочки,
чтобы тому же чиновнику можно было формально закрыть заранее раздутую смету.
Бывает, что работы не делаются вовсе, если есть уверенность в
безнаказанности. Очень много денег перечисляются в зимний сезон на
"отмывочные" конторы за уборку снега с подъездных козырьков. Снег растаял и
можно быть уверенным, что проверить тебя невозможно. Вот и шлют наши деятели
от ЖКХ на очистку козырьков от снега столько денег, что можно невзначай
подумать о наличие одного большого козырька или кепки над всей Москвой. Даже
если бы все деньги пускались на честное выполнение работ, то все равно
пострадало бы государство - ведь уклонение от налогов это самое малое для
чего нечистые на руку дельцы используют "отмывочные" фирмы. И, наконец, ещё
один немаловажный нюанс - когда работы официально делает солидная
организация, у тебя есть гарантия, что в случае поломки тебе всё исправят по
гарантии. Когда же работу делают неизвестные шабашники, больше похожие на
партизан в 42 году, то спросить, в случае чего, не с кого. В нашем случае с
лифтами, юридически никаких работ не делалось вообще, потому что
"Промтехстроя" давно нет, он ликвидирован, документов, по проведенным
работам, от него никаких нет и никогда не было. Отмывочные конторы живут в
среднем год, потом их закрывают и используют другую такую же контору, очень
часто с аналогичным названием, но конечно с другим ИНН.

ИА REGNUM: А вы пробовали обращаться в местные органы власти с просьбой
разобраться в происходящих нарушениях?

Через некоторое время после бесполезной встречи с главным инженером ДЕЗ
Крылатское Чейлях я решил пойти на приём к заместителю Главы Управы
господину Мощенко. Когда я выложил Мощенко на стол все факты хищения
денежных средств, он всеми силами пытался сохранить внешнюю невозмутимость,
как будто именно от этого зависело его честное имя. Затем несколько неуклюже
и напыщенно произнес: "Вор должен сидеть в тюрьме". В довершении разговора
Мощенко признался, что с одной из фирм, указанных мной, он знаком уже в
течение 10 лет.

Я, кстати, обратил внимание на одно совпадение. По моим данным, Мощенко
раньше работал в Управе Раменки и там район обслуживала фирма
"Русстройсервис и К". Потом Мощенко перешел в Управу Крылатское, и там же
скоро стала работать фирма "Русстройсервис и К". Бывший Глава Управы
Крылатское Крамар перешел на должность Главы Управы Тропарево-Никулино, и
там также стала работать фирма "Русстройсервис и К".

ИА REGNUM:По-вашему, нарушения, о которых вы сказали, допускаются по всему
Западному административному округу?

Я уверен, что наш район ничем в этом смысле не отличается от других районов
Москвы. Никто не сможет так постоянно и в таких объемах воровать без
поощрения сверху. По закону всех Глав Управ в Москве назначает Правительство
Москвы. Если бы у всех чиновников Правительства Москвы было желание пресечь
воровство, они бы его пресекли, ведь Правительство Москвы много лет работает
в нынешнем составе. На мой взгляд, уже слишком много. Вот и выходит, что при
наличии весьма скромной зарплаты многие чиновники в Москве имеют
многомиллионные особняки в Подмосковье.

ИА REGNUM: Виктор Васильевич, если не секрет, откуда столько шокирующей
информации?

Не секрет. В основном информацию предоставляют честные работники ведомств и
предприятий. Многие из них видят, как воруют их начальники, но поделать
ничего не могут, никто не хочет потерять работу. Информацию дают добровольно
на основе конфиденциальности. К тому же большинство из нас живет в обычных
домах и плохое обслуживание сказывается на всех. Многим больно видеть, как
общие деньги разворовываются или пускаются на ветер.

ИА REGNUM:Какие ваши дальнейшие планы по данному делу?

Я и жители района "Крылатское", и, не побоюсь сказать за всех, все жители
Москвы хотим добиться от президента Путина и правительства принятия самых
решительных мер для прекращения воровства бюджетных средств из сферы ЖКХ.
Важно не только бороться за то, чтобы Украина не воровала наш газ, еще
важнее, чтобы свои чиновники не воровали наши бюджетные деньги.

© 1999-2005 REGNUM
Свидетельство о регистрации СМИ Эл ?77-6430 от 6 августа 2002
При цитировании информации ссылка на ИА REGNUM обязательна
При цитировании и использовании в интернете гиперссылка на сайт обязательна.




От Георгий
К Георгий (23.07.2005 17:29:16)
Дата 23.07.2005 17:31:00

Обязательное жилищное страхование - путь к реальной реформе ЖКХ: интервью В. Глазычева ИА REGNUM (*+)


Опубликовано 18:30 19.07.2005
Документ:
http://www.regnum.ru/news/486286.html
Обязательное жилищное страхование - путь к реальной реформе ЖКХ: интервью
Вячеслава Глазычева ИА REGNUM

Реформа жилищно-коммунального хозяйства, пожалуй, самая проблемная из
российских экономических реформ. Разговоры о ней то, вспыхивают, то затухают
снова, между тем как вся система ЖКХ неуклонно приближается к состоянию,
когда ее коллапс станет неизбежным. Главная причина, по которой
реформирование ЖКХ не начинается, проста - не найден эффективный рыночный
механизм, который обеспечит привлечение средств в эту сферу и общественный
контроль за их расходованием и в то же время не ляжет непереносимым бременем
на неплатежеспособное население. Недавно оригинальную идею, которая,
возможно, способна решить тяжелейшие жилищные проблемы высказал научный
руководитель Центра стратегических исследований Приволжского федерального
округа, профессор Вячеслав Глазычев. О сути своих предложений он рассказал в
беседе с корреспондентом ИА REGNUM.

REGNUM: Вячеслав Леонидович, недавно в ходе заседания Общественного совета
по жилищной политике при министре регионального развития России вы выступили
с инициативой о введении в России обязательного жилищного страхования. Что
это может принести нашему ЖКХ и в конечном счете населению?

- В самом обязательном жилищном страховании для России нет ничего нового.
Оно впервые было введено в 1890 г., и до сих пор на стенах старинных зданий,
особенно в провинциальных городах можно видеть литые чугунные таблички с
надписью "Страховое общество "Россия". Тогда в преимущественно деревянной
стране пожар был настолько частым явлением и так серьезно разорял
пострадавшее хозяйство, что другого выхода кроме обязательного страхования
просто не было, даже несмотря на то, что страховые платежи оказывались
довольно существенными, потому что страховых случаев - пожаров и наводнений,
было много. В наше время, если случается землетрясение или наводнение,
мобилизуется МЧС, начинается вымаливание у центра дополнительного
финансирования, которое попадает в руки чиновников со всеми вытекающими из
этого последствиями и т.д., хотя на самом деле должна просто автоматически
подключаться страховая компания, имеющая достаточно средств, чтобы в полном
объеме компенсировать убытки.
Я уверен, что без введения обязательного жилищного страхования практически
невозможно решить три проблемы. Первая это оперативное и качественное
восстановление жилья, пострадавшего от стихийных бедствий. Вторая - так
называемый ветхий и аварийный жилой фонд, который на самом деле и жильем-то
считать нельзя, и я настаиваю на том, чтобы это понятие вообще было
вычеркнуто из употребления. Мало ли, где люди живут - в теплотрассах, в
подвалах, в землянках... От того, что люди там ютятся, помещение не
становится жилым, то есть отвечающим целому ряду давно определенных
параметров. По официальным данным это более 3 процентов жилого фонда страны,
т.е. 900 миллионов квадратных метров, и эта величина склонна расти с каждым
годом.
Эффективных способов решения этой проблемы в течение ближайших лет двадцати
пока не придумано. Во-первых, средств выделяется недостаточно, во-вторых,
они вовремя не доходят куда следует, в-третьих, они как-то расплываются,
между тем как ветхого жилья становится все больше.
Наконец третья проблема это капитальный ремонт, в чем, опять-таки, по
официальным данным, вместе с реконструкцией нуждаются более 20 процентов
жилого фонда. И эта величина возрастает. Ни у самих обитателей почти
четвертой части жилого фонда, ни у страны в целом нет на это средств. Всего
Стабилизационного фонда не хватило бы на то, чтобы профинансировать
необходимый объем капитального ремонта жилья.

REGNUM: А несделанный вовремя капитальный ремонт это прямой путь к
превращению очередной порции жилья в ветхое и аварийное.

- Да. И я не вижу другого пути выхода из этой ситуации, кроме привлечения
средств населения через обязательное страхование.

REGNUM: Но ведь это дополнительное обременение населения. Вряд ли люди будут
довольны очередной попыткой залезть к ним в карман...

- Простые расчеты показывают, что все можно сделать достаточно гуманно. 10
процентов наиболее обеспеченных жителей владеют как минимум 20 процентами
жилой площади страны. У них тоже бывают протечки и техногенные аварии, к
тому же они достаточно много платят за свое жилье, а значит должны иметь
нормальную страховку от неприятностей. Это значит, что богатые будут платить
больше, но не потому, что ставка для них будет выше, а просто потому что они
владеют большим количеством квадратных метров. При этом малообеспеченные
граждане должны, конечно, получать субсидию для обязательного страхования.
Это будут не такие уж большие суммы, если учесть, что 10-12 процентов
наименее обеспеченных семей владеют и наименьшим объемом площади.

REGNUM: Кто должен выделять им субсидию?

- Субсидия должна идти из трех источников. Это может быть местное
самоуправление (там, где оно в состоянии это делать), региональный бюджет и
федеральный бюджет. Их ресурсы должны складываться в единый фонд.
Расчеты показывают, что если самые богатые будут платить порядка 300
долларов в год, что для людей "достаточных" не является неподъемной суммой,
группа выше средней - порядка 75 долларов, средние слои - порядка 60
долларов, а группа ниже средних около 750 рублей в год (с помощью
50-процентной субсидии), полученных таким образом средств за вычетом
расходов на содержание этой системы и страховых премий будет достаточно для
того, чтобы решить проблему ветхого жилья в течение примерно четырех лет.
Разумеется, мы берем идеальную ситуацию, когда страховые платежи хорошо
собираются, и достаточно строительных мощностей. Все это при единой ставке
30 руб. в год с 1 квадратного метра и при том, что страхованию подлежит лишь
то жилище, которое не требует капитального ремонта. Дальнейшая
дифференциация ставки в зависимости от состояния жилья будет иметь
вспомогательный характер.
Назовем вещи своими именами - речь идет о своего рода налоге, которым
облагаются все жители страны для приведения жилого фонда в нормальное
состояние. Хотелось бы обойтись без этого, но не получается. Однако работать
эта система будет только в одном случае - если государство к ней даже близко
не подойдет. Роль бюджета должна быть ограничена участием в субсидировании
беднейших слоев, все остальное должно управляться в совершенно автономном
режиме.
Эта система может быть и порождающей. То есть, имея собственные средства,
она может вести строительство жилья - как коммерческого, так и социального.

REGNUM: Вы предлагаете создать для этого единую страховую компанию?

- Теоретически единая компания это плохо. Но сегодня мы имеем дело с мощными
монополистами, реально захватившими строительный рынок, что привело к взлету
цен сначала в Москве, потом в Петербурге, а сейчас уже в Новосибирске и в
Красноярске, и этот процесс будет развиваться дальше. Чтобы совладать с
этими монополистами, на какой-то период времени для решения главной проблемы
с ветхим жильем нужна единая, мощная система.
Это должна быть общественно-государственная система, некоммерческая
организация, которая должна зарабатывать на свои нужды, но ее целью не
должно быть извлечение прибыли. На мой взгляд, сегодня это единственное
средство, чтобы сбить лихорадку цен на строительном рынке. Мы можем сколько
угодно говорить о том, что надо бороться с монополизацией на этом поле, но
как? Небольшие организации всегда будут в проигрыше. Поэтому я не вижу
другого варианта.
Этот вариант реалистичен. Но для того, чтобы он стал реальным, нужно
затратить огромные усилия и время на его пропаганду среди людей с
предъявлением расчетов, терпеливо доказывая, что социальная справедливость
не только не нарушается, а даже выигрывает от этого. Я отдаю себе отчет и в
том, что минимум полтора года придется потратить только на то, чтобы убедить
всех начальствующих.

REGNUM: Вы полагаете, что надо сразу распространить эту систему на всю
страну, или вначале целесообразно провести эксперимент в нескольких пилотных
регионах?

- Можно провести эксперимент в тех регионах, где власть наиболее вменяема и
дальновидна. Хотя этот эксперимент уже был проведен в России XIX века,
причем в России не очень богатой и малограмотной. Там аналогичная система
успешно сработала и постепенно из "пожарной команды" превратилась в
крупнейшего застройщика и создателя новых типов жилья. Знаменитый дом
страхового общества "Россия" у Мясницких ворот в Москве был построен на
рубеже веков для небогатых московских служащих, как образец иного типа
жилья, отличающегося от обычных доходных домов: небольшие квартиры с весьма
эффективной планировкой.

REGNUM: Страховое общество "Россия" тоже было монополистом в своем секторе?

- Нет, но сначала была монопольная система, к тому же огосударствленная. Она
опиралась на земские управы, через которые осуществлялся, насколько это было
тогда возможно, общественный контроль. А где-то к 1904 году появилась
возможность отказаться от монополии и вывести на рынок частных страховщиков.
Ведь обязательное страхование не исключает возможности дополнительного или
альтернативного частного страхования, особенно если у вас очень дорогая
недвижимость, и вы хотите выйти за установленные небольшие лимиты.
Законодательством 1890-го года это было идеально прописано во всех деталях.

REGNUM: Когда вы озвучили свое предложение на Общественном совете, министр
Владимир Яковлев, который вел заседание, реагировал на это очень осторожно.
Он сказал, что идея, конечно, интересная, но предложил вернуться к ее
обсуждению после 2008 года. Понятно, что он имел в виду ситуацию, когда
произойдет очередная стабилизация власти на какой-то период времени, то
есть, по его мнению, с вашей идеей сопряжены очень большие политические
риски.

- Я и сам считаю, на подготовку к введению обязательного жилищного
страхования потребуется минимум два-три года. Надо начинать привыкать к этой
идее, обсуждать ее, производить уточняющие расчеты, в частности с учетом
регионального зонирования. На детальную разработку этого проекта потребуется
не меньше года. Нужно находить союзников среди региональных властей, нужно
обсуждать эту идею с партиями и выходить на консенсус... Торопиться тут
нельзя. Требуется подготовка квалифицированных людей, а это означает целевой
заказ для системы образования, и нужно еще иметь квалифицированных
преподавателей, которые смогут осуществить такую подготовку. Два года это
очень оптимистичный прогноз. Думаю, что так или иначе реализация этого
проекта возможна только после 2008 года. Но подготовку надо начинать, иначе
решение этой проблемы опять зависнет на неопределенное время.

REGNUM: На первом этапе создание такой обширной и мощной структуры потребует
вложения средств. Кто должен это сделать?

- Это задача государства. Оно колоссально выигрывает от создания такой
системы, поэтому с точки зрения государства, это хорошая инвестиция. Для
первичной организации этой системы, по первым прикидкам, потребуется порядка
7 миллиардов рублей - не очень большие деньги для бюджета страны.

REGNUM: Предположим, вам удалось найти то, чего смертельно недостает нашей
системе ЖКХ - стабильный источник больших капиталов. Но может ли это спасти
то, о катастрофической деградации чего сейчас много говорят специалисты, -
историческую среду наших городов, особенно малых и средних? Ведь она гибнет
именно вследствие отсутствия у собственников - частных или муниципалитетов,
финансовой возможности должным образом содержать эту застройку.

- Надо быть реалистами. Наши города находятся уже на той стадии, когда
спасти все невозможно, как это ни грустно звучит. Но система страхования
может помочь признать качественным то жилье, которое может быть таковым,
если в него вложиться, а не сносить, "нечаянно" задев краном, как это
делается в Москве.
Кроме того, на мой взгляд, введение обязательного жилищного страхования даст
мощный толчок модернизации сознания самих собственников и пользователей
жилья.
Страховые полисы существуют как индивидуальные и как корпоративные. От
личного полиса один шаг до формирования составного страхового клиента в
лице, скажем, товарищества собственников жилья. Это требует продумывания и
тонкой проработки, чтобы страхование распространялось не только на само
жилье, но и на долю всего жилого дома. Сейчас ситуация абсурдная - вы
страхуете только квартиру, а лестница, а подвал, а чердак, а крыша? Переход
к такого рода коллективному страхованию многоквартирных домов - это
единственный инструмент обучения людей поведению ответственного
собственника, и это тоже требует времени.
Главный смысл моего предложения в том, чтобы вырваться из-под схемы
бюджетного финансирования, вывести средства за пределы
бюджетно-управленческой вертикали, приблизить их тем самым к реальному
человеку. С одной стороны, это инструмент страхования от конкретных
несчастий, с другой - инструмент воспитания. Это позволит разорвать
существующий сейчас порочный круг, когда дома, пострадавшие, скажем, от
наводнения, всякий раз восстанавливаются на том же месте в том же виде - до
следующего бедствия. Страховщик просто будет отказываться страховать жилье,
если оно устроено неправильно. Такая санкция будет иметь колоссальное
значение и для людей, и для муниципальных властей и будет стимулировать их к
замещению такого хронически проблемного жилья нормальным в порядке
нормального инвестиционного цикла, партнером в котором теоретически может
быть то же страховое общество.
Кроме того, я считаю очень важным, чтобы ветхое, аварийное и предаварийное
жилье было исключено из системы обязательного страхования. Это подтолкнет
муниципалитеты к тому, чтобы наконец за него взяться. Страховое общество
может в этом случае выступать ипотечным кредитором для переселенцев или
прямым соинвестором.

REGNUM: Потенциально оно может стать сильным игроком на рынке жилья.

- Да, очень сильным. А пока у нас сильные игроки это только частные
компании, которые создали на рынке немыслимую ситуацию, позволяющую им
получать 300 и более процентов прибыли, исчезающей в цепочке
фирм-посредников. Новый игрок со статусом некоммерческой организации,
прозрачной, подвергаемой аудиту, сможет вмешаться в эту ситуацию, чтобы
изменить ее.

REGNUM: У нас есть примеры уже осуществленных подобных проектов в других
областях?

- Отрицательным примером является ОСАГО. Ошибка здесь состояла в том, что
обязательное страхование автогражданской ответственности было отдано на
откуп избранной группе страховщиков, которые установили огромную,
непристойную "дельту" между общей суммой платежей и страховыми выплатами.
Поэтому я и говорю, что на данном этапе обязательное жилищное страхование не
должно передаваться в частные руки, а должно осуществляться в виде единой
системы с общественно-государственным управлением.

REGNUM: Существуют ли системы обязательного жилищного страхования за
рубежом?

- Да, конечно. В Германии такая система действует со времен Бисмарка - с
середины XIX в. В США также вы не можете не застраховать жилье под угрозой
лишения всевозможных преференций, компенсаций и т.п. Но там вы можете
выбирать страховщика, потому что рынок страховых услуг создан уже очень
давно, и там действует реальная жесточайшая конкуренция.

REGNUM: Создавая систему ОСАГО, у нас пытались воспроизвести именно эту
ситуацию, как бы перепрыгнув через определенную стадию развития рынка
страхования?

- Да, но рынок так не создается. Так можно создать только картельный сговор,
что государство и сделало своими руками.

REGNUM: А как обстоит дело в странах бывшего СССР, которые унаследовали
общие с нами проблемы?

- В Прибалтике обязательно жилищное страхование было введено одним из первых
при начале реформирования. Это лишний раз подтверждает, что иначе из этого
болота не вырваться.

REGNUM: Чем вы объясните, что эта достаточно очевидная идея возникла так
поздно? Как-никак экономические реформы у нас идут уже 15 лет...

- Реформы в ЖКХ у нас по большому счету еще и не начинались, а другие
реформы осуществлялись на неком абстрактном макроуровне и никогда не
доходили до локального измерения, на котором, собственно, и существует
жилье. Административные реформы, включая и последний закон о местном
самоуправлении, пока привели только к еще большему ослаблению мунципалитетов
и усугубили их неспособность решать жилищную проблему. Одними
законодательными нормами проблему не решить. Даже если исправить
законодательство, денег у муниципалитетов все равно будет недостаточно. Я не
считаю то, что предлагаю, панацеей, но это, на мой взгляд, очень важное
средство для того, чтобы изменить ситуацию. Задача, на мой взгляд, трудная,
но решаемая.

REGNUM: Попытку ввести нового сильного игрока в сферу ЖКХ мы недавно
наблюдали на примере "Российских коммунальных систем", которые попытались
поменять правила игры в этой отрасли и доказать, что там можно делать
бизнес.

- В половине случаев у них это получилось, в половине - не получилось в
основном из-за политического сопротивления. Такое сопротивление неизбежно и
в этом случае. Поэтому я и считаю, что начать по-настоящему продвигать это
дело можно только через партийные машины и через экспертное сообщество, то
есть через политические инструменты, а не через узкохозяйственные и
узкоадминистратвные. К сожалению, политическая неэффективность последних
зурабовских реформ - пенсионной и монетизации льгот, подготовка к которым
велась исключительно в административно-бюрократическом ключе, привела к
тому, что осуществлять переход к обязательному жилищному страхованию теперь
будет труднее, чем если бы мы приступили к этому раньше. Но, еще раз
повторю - другого выхода из тупика я не вижу.

REGNUM: Альтернатива этому - растянутая коммунальная катастрофа?

- Да, что сейчас и происходит.

Ссылки по теме <Реформа ЖКХ>:
В Ульяновске началась передача жилого фонда коммерческим структурам
( http://www.regnum.ru/news/487258.html)
Тамбовские депутаты решили судьбу городского ЖКХ на ближайшие 25 лет
( http://www.regnum.ru/news/486724.html)
Обязательное жилищное страхование - путь к реальной реформе ЖКХ: интервью
Вячеслава Глазычева ИА REGNUM ( http://www.regnum.ru/news/486286.html)
В Ульяновской области начали действовать персонифицированные счета
( http://www.regnum.ru/news/485426.html)
Камчатка: долги населения по квартплате выросли в три раза
( http://www.regnum.ru/news/484574.html)
В Эжве должникам за услуги ЖКХ приостановлена выплата субсидий (Коми)
( http://www.regnum.ru/news/483515.html)
В Усинске (Коми) проверят использование муниципального жилья
( http://www.regnum.ru/news/483060.html)
К началу 2006 каждый житель Перми выберет способ управления жилфондом
( http://www.regnum.ru/news/483016.html)
Председатель Заксобрания Вологодской области: "Когда вопрос касается услуг
ЖКХ, люди не знают, за что платят" ( http://www.regnum.ru/news/481705.html)
С 1 августа в Воронеже вырастет квартплата
( http://www.regnum.ru/news/481369.html)
Населению Приангарья надо забыть, что государство ему чем-то обязано
( http://www.regnum.ru/news/481237.html)
Члены Парламентской Ассоциации Северо-запада обсуждают проблемы
реформирования ЖКХ ( http://www.regnum.ru/news/481139.html)
Комитет соцподдержки населения Вологодской области: "В народе реформу ЖКХ
прозвали "реформой на три буквы" ( http://www.regnum.ru/news/481067.html)
Жителям Магнитогорска теперь невыгодно экономить на услугах ЖКХ
( http://www.regnum.ru/news/480299.html)
В Санкт-Петербурге с начала года создано 250 ТСЖ
( http://www.regnum.ru/news/480109.html)
"Нужно было создавать новую систему, а не ликвидировать старую": участники
заседания общественного совета ЖКХ Мурманска
( http://www.regnum.ru/news/479529.html)
В Ижевске прошел пикет перед мэрией против введения 100% оплаты услуг ЖКХ
( http://www.regnum.ru/news/479440.html)
Половина жителей Уфы обеспокоены высокими тарифами ЖКХ
( http://www.regnum.ru/news/479232.html)
В Воронеже танками будут торговать как пирожками: воронежская пресса за
неделю ( http://www.regnum.ru/news/478823.html)
В Вологде почти в 2 раза повысится плата за коммунальные услуги и содержание
жилья ( http://www.regnum.ru/news/478610.html)
В Вологде разработали уникальную систему начисления субсидий
( http://www.regnum.ru/news/478496.html)
30 тысяч инвалидов получили в июне 50-процентную скидку по квартплате
(Тамбов) ( http://www.regnum.ru/news/478044.html)
В Эжве (Коми) неплательщиков за ЖКХ будут выселять их квартир
( http://www.regnum.ru/news/477766.html)
Вологодские коммунисты провели акцию протеста против повышения тарифов на
услуги ЖКХ ( http://www.regnum.ru/news/477764.html)
Субсидии на услуги ЖКХ в Ленобласти станут адресными с октября 2005 г.
( http://www.regnum.ru/news/477401.html)
В Петропавловске-Камчатском установят новую квартплату
( http://www.regnum.ru/news/476922.html)
Все новости в сюжете <Реформа ЖКХ> (728):
http://www.regnum.ru/dossier/370.html

© 1999-2005 REGNUM
Свидетельство о регистрации СМИ Эл ?77-6430 от 6 августа 2002
При цитировании информации ссылка на ИА REGNUM обязательна
При цитировании и использовании в интернете гиперссылка на сайт обязательна.