Однако это вряд ли поможет нарастить базу стратегического ресурса и обеспечить его расширенное воспроизводство. России остается надеяться только на Казахстан
Корпорация «ТВЭЛ» продолжает консолидировать активы предприятий ядерно-топливного цикла (ЯТЦ) России. В начале декабря в собственность «ТВЭЛ» были переданы 38% акций крупнейшего производителя урана в России – ОАО «Приаргунское производственное горно-химическое объединение» (ППГХО, г. Краснокаменск, Читинская обл.). Корпорации также были переданы 51% акций ОАО «Малышевское рудоуправление» (МРУ, г. Асбест, Свердловская обл.), занимающегося производством концентратов редкоземельных металлов. В корпорации установление полного контроля над этими предприятиями объясняют необходимостью проведения согласованной инвестиционной политики на предприятиях ЯТЦ и стремлением увеличить добычу урана. Эксперты, однако, сомневаются в этом: месторождения, эксплуатируемые ППГХО, существенно истощены, а мощности комбината не позволят произвести более 3,5 тыс. тонн урана в год. Между тем ежегодный дефицит урана в России (пока покрываемого из госрезерва), по различным оценкам, составляет до 10 тыс. тонн, преимущественно из-за его экспорта в США и Европу. В результате Россия может столкнуться с дефицитом основного сырья для производства ядерного топлива.
ОАО «ТВЭЛ» объединяет предприятия, специализирующиеся на добыче природного урана, изготовлении комплектующих, производстве и поставках ядерного топлива для российских и зарубежных АЭС. Минимуществу РФ принадлежит 100% акций корпорации. За 9 месяцев 2003 г. выручка «ТВЭЛ» составила 21,8 млрд руб. (рост на 26% к 9 месяцам 2002 г.), а чистая прибыль – 5 млрд руб. (156% к 2002 г.). По оценкам «ТВЭЛ», компания контролирует 17% мирового рынка топлива для АЭС. ППГХО эксплуатирует крупнейшее в России Стрельцовское месторождение, на которое приходится 28,4% разведанных и 94% балансовых запасов урана (около 50 тыс. тонн). Проектная мощность предприятия позволяет производить около 3,5 тыс. тонн урана в год, однако фактическая добыча не превышает 3 тыс. тонн. Монопольными потребителями уранового концентрата, производимого ППГХО, являются предприятия корпорации «ТВЭЛ» – Новосибирский завод химконцентратов и Машиностроительный завод (г. Электросталь, Московская обл.), на которых изготавливаются тепловыделяющие элементы (ТВЭЛ), используемые в качестве топлива на АЭС.
Для получения госпакетов акций ОАО «Малышевское рудоуправление» и ППГХО корпорация «ТВЭЛ» выпустила 324 тыс. собственных акций в пользу Минимущества РФ. Теперь корпорация стала крупнейшим акционером этих предприятий: в Приаргунском ПГХО «ТВЭЛ» будет принадлежать 75,3% уставного капитала, а в МРУ – 51%. В корпорации консолидацию предприятий ЯТЦ на базе «ТВЭЛ» объясняют необходимостью повышения эффективности их деятельности и улучшением управляемости и контроля в стратегической отрасли. Кроме того, установление почти полного контроля над ППГХО позволит корпорации «ТВЭЛ» быть уверенной, что инвестиции, вложенные в модернизацию предприятия и увеличение добычи урана, не пропадут даром. Правда, эксперты считают, что перспективы по увеличению добычи урана в России достаточно туманны. «До последнего времени в Приаргунском ПГХО отрабатывались богатые руды, но сейчас приходится вовлекать и бедные, поскольку запасы Стрельцовского месторождения постепенно истощаются», – заявил RBC daily сотрудник ИАЦ «Минерал» Михаил Терентьев. По словам эксперта, переход объединения под крыло «ТВЭЛ», конечно, может способствовать привлечению дополнительных средств в развитие комбината, но это не решит двух фундаментальных проблем, существующих с ураном в России. «С 1998 г. ресурсная база урана в России не восполняется, и эта проблема во многом связана с ценами на него (сейчас около 40 долл. за кг). Большинство урановых месторождений в России разрабатывать целесообразно при цене от 80 долл. за кг, – говорит г-н Терентьев. – Кроме того, существующее потребление урана в несколько раз превышает его добычу. Фактически мы живем за счет запасов, созданных в советское время».
Потребление урана в России почти в 7 раз превышает его производство. Свыше 6 тыс. тонн используется в качестве топлива для АЭС России и СНГ. Еще около 5 тыс. тонн экспортируется в страны Западной Европы. А крупнейшим потребителем российского урана являются США: ежегодно туда отправляется от 6 до 10 тыс. тонн стратегического сырья (часть, правда, в рамках программы ВОУ-НОУ по переработке высокообогащенного урана – начинки ядерных ракет). В результате после распада СССР Россия ежегодно покрывала искусственно создаваемый дефицит, который, по различным оценкам, составляет до 10 тыс. тонн урана в год, за счет стратегического запаса, созданного во время «холодной войны». «Фактически происходит перекачка российских запасов урана в госрезерв США, – считает Михаил Терентьев. – По договору ВОУ-НОУ Россия должна поставить США 500 тонн высокообогащенного урана почти бесплатно: затраты на его производство, по моим оценкам, превысили триллион долларов, тогда как заплатят нам всего 12 млрд долл.».
На сколько лет России еще хватит стратегических запасов, оценить трудно, поскольку их размер является государственной тайной. Однако запасов ППГХО, по оценкам специалистов, должно хватить еще лет на двадцать. «Современных запасов Стрельцовского месторождения должно хватить еще лет на 20-30, – считает г-н Терентьев. – Кроме того, вблизи комбината есть достаточно крупное месторождение, но состав руд там несколько иной, чем на Стрельцовском, что потребует изменения технологии обогащения урана». По его словам, выход у России есть только один: активно развивать сотрудничество с Казахстаном, урановые ресурсы которого – одни из крупнейших в мире. «В Казахстане есть месторождения с сотнями тысяч тонн урана в руде, – рассказывает Михаил Терентьев. – Они не такие богатые, как в Канаде, но их ресурсной базы может хватить на десятки лет. В России месторождения на порядки меньше».