Уважительное отношение к советскому времени становится последним писком
общественной моды. Массовым явлением стала не только продажа красных маек с
надписью "СССР", но и восстановление в российских регионах монументов
советской эпохи. Парадоксально, но когда граждане и местные власти
реставрируют памятники Ленину и Марксу, этим они не возрождают, а скорее
хоронят советскую власть. Как сообщают собственные корреспонденты
"Известий", символы коммунистической эпохи больше не несут для массового
сознания грозный идеологический смысл. Теперь это просто знаки ушедшей
истории, к которой граждане России наконец учатся относиться с уважением
независимо от ее оценок.
Наиболее массовый характер восстановление коммунистических памятников
приняло, как ни странно, в одном из самых капиталистических регионов
страны - Красноярском крае. За последние полтора года здесь восстановили
сразу пять монументов Владимиру Ленину. Причем только в одном случае это
была инициатива регионального комитета КПРФ, в остальных местные коммунисты
просто помогали: немного материалами, чуть-чуть деньгами и организационно -
договаривались с властями о выделении места. Основную же работу проделали
те, кого часто называют "простыми" людьми, формирующими в стране зачатки
гражданского общества.
Вторая громкая история случилась весной в Красноярске. На территории
бывшего музея РСДРП Ильич "сидел" уже давно. Полгода назад недалеко от музея
началось строительство элитного дома. Памятник мешал монтажным работам, и
его "передвинули" на задний двор. Вокруг тут же засуетились темные личности:
вначале они предлагали продать им увесистого вождя, а получив отказ, стали
угрожать, что обойдутся и так. Местным коммунистам пришлось организовать
круглосуточную охрану памятника. Одновременно они обратились к главе
Красноярска Петру Пимашкову с просьбой выделить новое место для "сидящего"
Ленина. Мэр думал недолго - и место для Ильича нашлось, и окружающую
территорию "облагородили": уложили брусчатку, установили фонари, лавочки.
Специалисты по истории культуры уже нашли объяснение наблюдаемому в
стране феномену.
- Люди, занимающиеся восстановлением памятников, хотят воссоздать
мифологическую картину мира, которая существовала при советской эпохе, -
считает культуролог Даниил Дондурей. - Без определенной картины мира жить
невозможно. Последние 12 лет лишили людей мировоззренческой определенности.
Когда интеллигенция начинает иронизировать над этим, то на самом деле она
высказывает презрение к миллионам людей. Восстановлением памятников люди
пытаются себя мировоззренчески обезопасить. Им нужен не Ленин, а ощущение,
что привычный, правильный мир, в котором жили их отцы и умирали их деды,
по-прежнему рядом. Человек себя таким образом защищает от неизвестного.
-----
Как вы относитесь к восстановлению памятников советской эпохи?
Марк РОЗОВСКИЙ, режиссер Театра "У Никитских ворот":
- Если эти регионы хотят еще на 70 лет провалиться в нищету - пусть
восстанавливают. Если хотят быть нищими, то пусть эти памятники по-прежнему
указывают им дорогу в никуда. Если мы хотим жить в черноте, пустоте - тогда
надо вспоминать те времена. А те, кто хотят другой жизни, уже давно забыли
советских идолов как дурной сон. Эти памятники не имеют никакой
культурно-художественной ценности. Это языческие кумиры, которых возвели
безбожники, дурманившие людей.
Петр ТИТОВ, аспирант:
- В целом спокойно. Памятник Ленину уже ничего не сможет изменить. Он скорее
символ нашего примирения с историей. Пусть будут и те и другие памятники.
Рушить памятники вообще дело плохое. Этот период мы уже тяжело пережили в
начале XX века. Чем больше памятников, тем лучше. Мы не должны забывать свою
историю, пусть даже и самые темные ее моменты. Кроме того, советские
памятники - это наживка для туристов. Своего рода юмористическое
переосмысление истории.
Виктор ПЕСТОВ, директор Уральской независимой общественной библиотеки, член
Клуба "Известий":
- Я очень плохо к этому отношусь. Я сам пять лет провел в лагерях за
антисоветскую агитацию. К тому же до того, как коммунисты стали ставить
памятники своим вождям, они разрушили немало памятников царской России. Так
что, думаю, начинать надо именно с них. Например, мне бы хотелось увидеть
восстановленным памятник генералу Скобелеву в Москве. Вот в Санкт-Петербурге
в конце концов установили мемориальную доску Александру Колчаку. И это
хорошо. Хотя нам, наверное, понадобится еще лет тридцать, чтобы окончательно
изжить все советское в нашем сознании.
Владимир АБРАМОВ, доктор исторических наук, заведующий кафедрой новейшей
истории народов России Мордовского государственного университета, член Клуба
"Известий":
- Конечно, не слишком хорошо. Да, были в советское время руководители
регионального уровня, о которых осталась добрая память. И я считаю, что эти
люди достойны памятников. Но когда такая реанимация идет повсеместно, я
отрицательно к этому отношусь. Увы, Россия - страна казенная. Это еще и
Чехов замечал, и Ключевский. Нас тянет к сильной власти. Вот сейчас все чаще
фильмы про Сталина показывают с благожелательными комментариями. И ведь это
все не из Москвы, не от нашей нынешней власти идет, а в нас самих сидит.
Александр ЖИЛИН, директор Центра изучения общественных прикладных проблем:
- Это отчетливый показатель неудачного десятилетия ельцинских реформ.
Обещанных улучшений жизни, к сожалению, не произошло. И в результате
появилась ностальгия даже по тем временам, которые к числу хороших не
отнесешь. Памятники вождям - это символы, олицетворение времени, когда были
социальные гарантии, когда не убивали в подъезде. И на этом фоне забыли все
плохое. Я не уверен, что пора бить тревогу, но и неопасным это явление не
назовешь. Если народ готов восстанавливать памятники диктаторам, значит
готов воспринимать их и в жизни. Причем сильная рука нужна не для того,
чтобы "не было бедных", а для того, чтобы "не было богатых".