От Георгий Ответить на сообщение
К Администрация (И.Т.) Ответить по почте
Дата 01.08.2003 20:46:59 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Россия-СССР; Версия для печати

Коммунисты и наука (*+)

http://www.gazeta-pravda.ru/pravda/pravda86.html

НАУКА - ЛОКОМОТИВ ВОЗРОЖДЕНИЯ СТРАНЫ
Основные положения проекта Программы КПРФ и народно-патриотических сил

Как сберечь национальное достояние России

КПРФ рассматривает возрождение российского научного потенциала в качестве
одного из важнейших условий вывода страны из кризиса.

Россия, как и весь остальной мир, находится уже в постиндустриальной эпохе,
в которой могут достойно существовать только государства, успешно строящие
информационное общество, основанное на экономике знаний (высоких технологий
во всех областях жизнедеятельности). Стратегическим ресурсом такого общества
становятся новые технологии, использующие открытия в области фундаментальной
науки, и новейшие изобретения, а его базой - научный кадровый потенциал,
способный выявлять возникающие проблемы и решать поставленные перед ним
задачи. Мировой опыт свидетельствует, что потерю научных традиций, ученых
высшей квалификации нельзя восполнить за короткий срок даже при
благоприятных экономических условиях, так как для создания полноценных
научных школ необходимо 2-3 поколения. Правящий в России режим привел к
провалу во всех стратегически важных направлениях развития науки и высоких
технологий.

Коммунисты намерены приложить максимальные усилия, чтобы выправить
создавшееся положение.

Коммунисты считают, что сознательное снижение технологического уровня, а
следовательно, и производительности труда является по существу формой
геноцида, поскольку неизбежно влечет за собой тяжелые демографические
последствия, связанные с бедностью, безработицей, распространением эпидемий
и т.д. Альтернативой полноценной работы научного комплекса России является
дальнейшее катастрофическое сокращение и деградация ее населения.

КОММУНИСТЫ И НАУКА

Начиная с этапа формирования своего мировоззрения, основанного на передовой
научной мысли XIX-XX веков, коммунисты в своих практических действиях
демонстрировали генетическую близость с НАУКОЙ:

- сразу же после Октябрьской революции была начата реализация плана ГОЭЛРО,
в который, естественно, вошли программы КЕПС 1915 г. (комиссии по изучению
естественных производительных сил, руководимой академиками Вернадским и
Курнаковым);

- только в Москве и Петрограде в тяжелейшие годы гражданской войны были
созданы более 100 институтов и других научных учреждений;

- после Великой Победы в обескровленной стране были созданы великая НАУКА и
великая ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, способные почти 50 лет защищать страну;

- профессия ученого стала одной из наиболее уважаемых и престижных в
советском обществе.

И в современных условиях, при резко ограниченных возможностях, коммунисты
постоянно действуют в интересах поддержки науки:

- разработали и добились принятия закона "О науке и государственной
научно-технической политике", в котором установлена минимальная норма
финансирования науки - 4%;

- добились принятия для государственных научных организаций налоговых льгот
на имущество и землю, которые равны примерно 25% средств, предусмотренных на
науку бюджетом 2003 г.;

- ежегодно отстаивают увеличение ассигнований на науку при рассмотрении
государственного бюджета в Госдуме;

- разработали и добились государственной поддержки программ:

- "Укрепление приборной базы науки";

- "Содержание уникальных стендов и установок";

- "Поддержка интеграции науки и высшей школы";

- "Создание компьютерных сетей связи, программного обеспечения и баз данных"
;

- "Развитие новых направлений биотехнологии и биобезопасность";

- "Поддержка молодых ученых и ведущих научных школ, в том числе
строительство жилья для молодых ученых".

КПРФ активно поддерживала деятельность "Российского фонда фундаментальных
исследований", "Российского государственного научного фонда" и "Фонда
поддержки малых предприятий в научно-технической сфере".

"ЗАСЛУГИ ПАРТИИ ВЛАСТИ"

Существующий режим (и при Ельцине, и при Путине) демонстрирует глубокую
антинаучность и в мировоззрении (широкое распространение мистики и
псевдонаучных теорий), и в практике управления:

- фактически уничтожены крупные научные центры, в первую очередь, в
прикладной науке, обеспечивавшие конкурентоспособность российского
оборонного комплекса, ресурсную безопасность страны, создание новых лекарств
и удобрений и т.д.;

- объем финансирования (и зарплата, и особенно затраты на научное
оборудование) в научных подразделениях всех форм собственности уменьшился,
по разным оценкам, в 5-15 раз, деградация основных фондов и приборного
оборудования достигла запредельного уровня;

- средний возраст исследователей достиг в настоящее время 49 лет (в 80-е
годы - 40 лет), причем средний возраст кандидатов наук превысил 53 года, а
докторов наук - 61 год (наиболее значимые открытия создаются обычно в
возрасте 27 - 40 лет);

- практически полностью разрушена система управления отраслевой наукой
(уничтожены министерства, комиссии Совета Министров по направлениям, типа
Военно-промышленной комиссии Совета Министров, и т.д.).

Политика экономии на образовании и науке привела к разрушению всей системы
научных исследований и разработок. Налицо тяжелый кадровый кризис, когда при
абсолютном сокращении числа исследователей происходит их быстрое старение и
ухудшение качественного состава, разрушается преемственность поколений. По
официальным данным, число исследователей уменьшилось более чем в 2,5 раза
(реально существенно больше). Сокращение кадров в науке обусловлено
безвозвратным уходом в "ненаучную" деятельность (бизнес, банковская
деятельность, управление, мелкая торговля), "утечкой мозгов" и естественной
убылью без восполнения. Развитые страны Запада из каждого российского
квалифицированного специалиста-эмигранта извлекают значительный
экономический эффект, не неся затрат на подготовку кадров. Причем "утечка"
затрагивает в основном специальности в области высоких технологий:
математике, физике, материаловедении, химии, биохимии и т.д.

За 10 лет "реформ" разрушена система подготовки научных кадров. Разорвана
цепочка отбора способной молодежи ("школа - вуз - аспирантура -
докторантура"), практически перекрыт источник пополнения ведущих вузов
трудолюбивыми и талантливыми студентами из села, малых и средних городов,
который давал большинство выдающихся ученых и конструкторов в СССР.

Одной из важнейших причин кадрового кризиса науки является беспрецедентное
падение общественного статуса ученых, на протяжении всей российской истории
составлявших наиболее престижный и уважаемый слой общества. Унизительное
материальное положение, в которое поставлены даже маститые ученые и
профессора, и современная российская массовая культура формируют в сознании
населения устойчивую ассоциацию "ученый - социальный аутсайдер" ("нищий",
"нахлебник", "если ты такой умный, то почему ты такой бедный"). По данным
социологических опросов, профессия ученого среди молодежи в современной
России является одной из наименее престижных и заметно уступает по этому
показателю профессиям проститутки или бандита.

Кризисное состояние финансирования российской науки наглядно показывает
сопоставление доли затрат на науку в ВВП 2000 г. ряда стран (Япония - 2,9%;
США - 2,8%; ФРГ - 2,3%; Россия - 0,3%, что соответствует уровню Африки).
Направленность действий правительства Путина - Касьянова выявляет доля в
бюджете средств, выделяемых на финансирование науки (1999 г.-1,74 %; 2000
г.- 1,65 %; 2001 г.- 1,65 %; 2002 г.- 1,56 %), т.е. наблюдается постоянное,
демонстративное неисполнение закона "О науке и государственной
научно-технической политике", по которому на науку надо выделять не менее 4%
бюджета.

Кто "заморозил" почти на два года повышение зарплаты работникам образования,
здравоохранения, культуры и науки? Кто уже два года отказывает российским
студентам в повышении стипендий? Ответ очевиден - это "партия власти"!

Мы помним редкостную последовательность представителей фракций "Единство",
ОВР, "Народный депутат", СПС, ЛДПР при голосовании в Государственной думе по
вопросам науки, которые уничтожают науку как общегосударственный институт
методом блокирования наших предложений по корректировке бюджета. В
частности, ими были заблокированы следующие инициативы фракции КПРФ:

- предложение увеличить финансирование науки в бюджете 2002 г. на 7,7
миллиарда руб. и этим хотя бы сохранить уровень финансирования прошлого
года;

- увеличение финансирования капитального строительства и реконструкции
объектов образования и науки;

- увеличение финансирования научных фондов;

- добавка на ремонт школ и зарплату мастерам производственного обучения,
т.е. на подготовку квалифицированных рабочих.

При этом очень выразительны результаты абсолютного большинства голосований
по этим вопросам: "против и "воздержались" - от 0,0% до 5,0%, "не
голосовали" - от 50% до 65%, т.е. политики, принимающие решение, трусливо
пытаются уйти от ответственности. Характерен антинаучный лоббизм "партии
власти" и на более мелком уровне (например, в адресной инвестиционной
программе выделено МГУ 50 миллионов руб., а Высшей школе экономики - 100
миллионов руб.).

Сегодня, накануне предстоящих в декабре текущего года выборов в
Государственную думу, "партия власти" делает все для того, чтобы уйти от
ответственности, обманывая в очередной раз российских избирателей.

МЫ ОТВЕРГАЕМ

Мы отвергаем постоянную "реформаторскую" суету, направленную на
дезорганизацию и разрушение научного потенциала:

- подмену правительством РФ задачи развития научно-технического и
интеллектуального потенциала России перманентной реорганизационной
кампанией;

- предложения КОБРы (комиссии по оптимизации бюджетных расходов), ведущие, в
частности, к расколу и разрушению академического сообщества при помощи его
расслоения на благополучных и обездоленных, разрыву преемственности
поколений и ликвидации социальной сферы научных учреждений;

- попытки отменить установленную законом "О науке и государственной
научно-технической политике" минимальную норму финансирования науки в
размере 4% расходной части бюджета, т.е. снять все ограничения на сокращение
объемов финансирования научной сферы;

- стремление правительства РФ отменить в 2004 г. установленные для
государственных научных организаций льготы по налогам на имущество и землю,
т.е. фактически снизить объем их финансирования более чем на 25%.

НАША ПРОГРАММА

Мы убеждены, что развитие и просто достойное существование народа зависят от
успешных действий в трех важнейших направлениях жизни государства:

- управление (организация);

- экономика (ресурсы, производство);

- знания и культура (высокие технологии и моральное состояние общества).

Кризис наступает при существенном разрушении хотя бы одной составляющей. У
нас разрушены все три. Достижения в научно-технической сфере решающим
образом определяют эффективность работы на всех указанных выше направлениях.

Мы:

- знаем уровень нашего задела в различных областях науки и готовы обеспечить
его сохранение и реализацию - добьемся мобилизации кадрового потенциала (мы
все еще высокообразованное общество);

- обеспечим востребованность науки.

Придя к власти, КПРФ будет руководствоваться изложенными здесь принципами
научно-технической политики и максимально реализует их, в том числе:

В области экономики

Россия обладает всеми необходимыми ресурсами для самостоятельного выхода из
кризиса. Здесь сосредоточены 35% природных ископаемых планеты и более
половины запасов стратегического сырья. Хозяйственная инфраструктура
располагает огромными простаивающими мощностями. Высокий уровень образования
и интеллектуального развития населения, подготовленные кадры, опыт
производственной кооперации обеспечат материально-технологическую основу для
интенсивного экономического роста. Нормальное финансирования научной базы
даст производству катализирующий эффект, обеспечивая возможность развития
высоких технологий.

В разумно функционирующем обществе главный ограничитель производительной
деятельности - наличие высококвалифицированного персонала, который способен
давать обоснованные предложения и их эффективно реализовывать. Поэтому сама
постановка вопроса о возможности или невозможности финансирования научной
деятельности неправомерна. Если высококвалифицированного персонала нет, то и
денег не надо, но если он есть, то не использовать этот потенциал -
преступление перед народом.

Мы твердо уверены, что затраты на науку и образование являются не расходами,
а инвестициями с высоким коэффициентом возврата, и в своей деятельности
будем руководствоваться этим подходом.

Эффективность проводимых НИР и ОКР тесно связана с возможностью вести
исследования и разработки на совершенной материально-технической, приборной
и информационной базе. В связи с этим с 2004 года вместе с решением вопросов
оплаты труда ученых необходима планомерная реализация следующих мер:

1) Модернизация и реконструкция материально-технической базы научных
организаций, пришедшей в упадок за последние 10 лет из-за отсутствия
финансирования. Основные фонды большей части научных организаций находятся в
аварийном состоянии, что лишний раз подтверждают участившиеся тяжелые
несчастные случаи и пожары.

2) Модернизация приборной базы, которая в течение тех же 10 лет практически
не обновлялась из-за отсутствия необходимого финансирования и поэтому в
настоящее время морально и физически устарела. Длительное отсутствие спроса
на новые приборы со стороны научных организаций поставило на грань выживания
отечественный приборостроительный комплекс. Здесь главной утратой является
критическая потеря кадрового потенциала. Поэтому программа обновления
приборного парка научно-технической сферы должна быть основана прежде всего
на максимальной загруженности отечественных разработчиков и производителей
приборов.

3) Восстановление разрушенных в течение последнего десятилетия традиционных
форм научно-технической информации и развитие современных компьютерных
информационных систем.

Параллельно необходимо приступить к возрождению научно-технического
потенциала. Для чего:

- сформировать особый бюджет развития науки;

- расширить организацию научных технопарков с возможностью коллективного
использования информационной техники, приборов, испытательного оборудования;

- обеспечить функционирование очагов высокой технологии (цеха прогрессивной
механообработки, электронные фабрики, участки высокоплотных печатных плат,
цеха высокоточной сборки радиоэлектронных узлов и т.д.).

При реализации бюджета развития науки должно быть устранено влияние
многоступенчатой чиновничьей цепочки распределения средств. Распределение и
использование средств должно осущест-вляться при эффективном общественном
контроле.

Высокая доля расходов на науку во внутреннем валовом продукте экономически
развитых странах мира во многом объясняется достаточно совершенными
механизмами государственного стимулирования инвестиций в национальный
научно-технический комплекс со стороны производственной и
предпринимательской сфер. Прежде всего благоприятной налоговой политикой.

Российское налоговое законодательство в этом смысле наоборот является одним
из главных тормозов научно-технического прогресса. Если еще несколько лет
назад отсутствие механизмов налоговой поддержки науки оправдывалось
отсутствием достаточно эффективной системы контроля доходов, то в настоящее
время подобное игнорирование положительного мирового опыта становится
совершенно непростительным.

Поэтому, с целью стимулирования роста объемов финансирования
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств
производственных предприятий различных форм собственности, необходимо срочно
внести поправку в Налоговый кодекс Российской Федерации, предусматривающую
уменьшение облагаемой налогом прибыли предприятий на сумму, направляемую с
указанной целью научным организациям, прошедшим государственную
аккредитацию, или в отраслевые фонды научно-технического развития и
составляющую не менее 2% от общей прибыли предприятий.

В области кадровой политики и управления наукой

Опрос выпускников МГУ, а они уже в студенческие годы получают реальное
представление о научной деятельности, еще раз подтвердил, что для
привлечения молодежи в науку, а также для закрепления существующих научных
кадров необходимо решение следующих проблем:

- увеличение заработной платы в научной сфере до достойного уровня (так
считают 92% опрошенных);

- обеспечение современными приборами и оборудованием (47%);

- возможность профессионального и должностного роста (41%);

- условия для полноценной реализации творческих возможностей (38%).

Специфика труда ученого требует полной концентрации сил и внимания на
выполняемой работе. Это может быть достигнуто лишь сочетанием высокого
уровня оплаты труда с комплексом социальных условий и льгот, в том числе
благоприятных условий труда и его современной технической оснащенности,
высокого уровня медицинского и санаторного обслуживания, жилищных и
коммунальных услуг, а также адекватного уровня пенсионного обеспечения.

Без выработки системы мер, направленных на поддержание и воспроизводство
человеческого капитала в науке, все прочие усилия по сохранению научной
отрасли будут неэффективными.

Поэтому мы считаем необходимым:

- разработать и ввести в действие комплекс мер по повышению престижа науки и
привлечению молодежи в государственный сектор науки, образования и высоких
технологий, в том числе путем существенного повышения оплаты труда
исследователей и уровня их пенсионного обеспечения;

- осуществить конкретные меры по реализации непрерывного цикла
воспроизводства научных кадров по принципу кадровой цепочки (многообещающие
школьники, перспективные студенты, одаренные исследователи, научные
сотрудники высшей квалификации);

- обеспечить финансирование проектам, в максимальной степени способствующим
передаче опыта и накопленных знаний молодому поколению исследователей;

- разработать и внедрить действенную программу поддержки талантливой
молодежи в высшей школе и на начальном этапе их научной деятельности;

- создать федеральную целевую программу "Научные кадры", которая должна
стать основным ядром единой системы сохранения и развития накопленного
научного потенциала и укрепления кадрового состава сферы науки, технологий и
образования.

Практическая реализация научных достижений возможна только через сеть
отраслевых научно-исследовательских, проектных и опытно-конструкторских
организаций. Часть из них принадлежит государству, часть - приватизирована.
Однако большинство отраслевых НИИ, в основном по причине невостребованности
при общем депрессивном состоянии отечественной экономики, в значительной
степени утратило свой научно-технический потенциал. Поэтому необходимо
выделить головные НИИ по важнейшим направлениям народного хозяйства,
сосредоточить их управление в едином государственном органе, укрепить их и
направить деятельность этих НИИ на реализацию современных достижений
технического прогресса. В первую очередь, это относится к организациям,
призванным работать на военно-промышленный комплекс и на агропромышленный
сектор, ибо военная и продовольственная безопасность страны является сейчас
наиболее актуальной проблемой.

Только КПРФ в союзе с народно-патриотическими силами способна вывести
российскую науку из тяжелейшего кризиса, вернуть ей достойную роль в
общественной жизни, поставить научные достижения на службу всему народу. Без
науки у России нет будущего!

* * *

При подготовке проекта группой, которую возглавляют Борис КАШИН, член
Президиума ЦК КПРФ, член-корреспондент РАН, и Иван МЕЛЬНИКОВ, депутат
Госдумы, заместитель Председателя ЦК КПРФ, использованы материалы ученых -
членов КПРФ, брошюра "Отчет фракции КПРФ (1999-2003 гг.)", документы Совета
профсоюзов РАН, Российского координационного комитета профсоюзных
организаций и общественных объединений академической, отраслевой, вузовской,
оборонной науки и ГНЦ.

Предложения в проект программы просьба направлять по следующим адресам
электронной почты:

kasin@mi.ras.ru или imvs-rus@rambler.ru



----------------------------------------------------------------------------
----