От А. Решняк Ответить на сообщение
К И.Т. Ответить по почте
Дата 30.06.2009 10:18:21 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Тексты; Версия для печати

Россия оплачивает за всех жителей планеты страховку от мирового кризиса

1. Статья человека и специалиста, которому можно доверять и его оценка стоит внимательного изучения.
2. 45$ за баррель. Очевидно, что экономика мира таким образом застрахована от падений цены нефти ниже 45$.
Цена в 45$ становится "порогом" ниже которого спекулянтам и желающим пораскачивать лодку будет просто невозможно: Производитель дешёвого товара №1 (Китай) обеспечен Россией-гарантом мира №1 (Россией) сырьём на 20 лет.
3. ВСТО и дальневосточные коммуникации. Япония сама наступила на грабли агрессивного невежества и теперь, когда Китай (левая сторона от японского моря) получил сыцрьевую стабильность на 20 лет, правая сторона от японского моря получает крохи от возможных благ и то только благодаря некоторым конструктивно-созидательным шагам по сжиженному газу. Парламент Японии и руководство надо обезопасить чтобы не сделали себе харакири, так вляпаться в северные острова - вобщем уже потеряли лицо и самое лучшее сменить агрессивный кабинет на цивилизованный добросердечный как и подобает восходящему солнцу. Других вариантов быть равным партнёром в японском море просто нет, а ведь была возможность ранее два островка ради сохранения лица и имижда приобрести и поставить точку подписанием мирного договора и развитием сразу нескольких проектов сотрудничества.
4. 45$ за баррель. Это повод для отыскания дешёвой нефти вблизи ВСТО. Может быть есть люди, которые могут бегать с рамками и биолокационным методом отмечать места для бурения скважин, но надеюсь что есть более точные технологии локации нефтяных запасов (новых более эффективных для геологоразведки) и бегать с рамками никому не придётся. Объёмы нефти в Европу безусловно экономический смысл есть чтобы сохранить, но чтобы сохранить надо добывать дополнительные другие объёмы нефти, да ещё вблизи ВСТО.
5. Переход на газ. Крупные города имеют все законные основания перевести городской транспорт на экологически в разу более чистое топливо - газ (планово-принудительный вариант перехода). Автолюбителям это ещё к тому же и дешевле в транспортных расходах (трудно прогнозируемый добровольный вариант присоединения).

Вот такие мысли после прочтения инетересной статьи ниже:

Россия делает колоссальную ошибку
30 июня Анна БЕЛОВА

О перспективах российской и мировой энергетической политики мы беседуем с генеральным директором Фонда национальной энергетической безопасности Константином Симоновым.

"Yтро": Как вы оцениваете "сделку века" по поставке в Китай 300 миллионов тонн российской нефти за $100 миллиардов в течение 20 лет?

Константин Симонов: По нескольким причинам я оцениваю эту сделку крайне негативно. Причина первая в том, что цена этой сделки вызывает удивление, даже несмотря на то что Китай выдал нам льготный кредит по очень низкой ставке. Когда мы говорим о перспективе в 20 лет, то совершенно однозначно у нефти гораздо больше шансов быть дорогой, чем дешевой. Я бы назвал три фундаментальных предпосылки для роста цен. Первая – рост народонаселения Земли. Вторая – исчерпание старых месторождений. Оно идет очень активными темпами, поэтому, несмотря на большое количество нефти, себестоимость ее добычи достаточно высока. И это очень сильный аргумент. Все говорят, что ниже $75 – $80 за баррель нет смысла вкладываться в новые проекты, например? в шельфы Африки, и переходить к новым видам углеводородов, таким, как, скажем, unconventional gas, находящийся в угольных шахтах. Да, его хорошо добывать, когда цена комфортная, да, сейчас бум этого газа, но при цене ниже $30 за баррель никто этого делать не станет. Чтобы добыча была рентабельной, нужна достаточно высокая цена нефти. Чтобы идти на шельф или в пески, нужно, чтобы цена была не ниже $80 за баррель. И третья предпосылка – это экология. Чем выше экологические требования к энергетике, тем дороже ее стоимость. В том числе и продуктов нефтепереработки.

Таким образом, совершенно очевидно, что у нефти гораздо больше шансов стоить дороже $100, чем ниже $50. И, если цена контракта действительно составляет $45 за баррель, я считаю, что это очень опасно. Было глупо подписывать договор по какой-то фиксированной цене, нужно было привязать цену как минимум к Роттердамскму порталу. Если мы хотим продавать нефть в Китай, это будет иметь смысл только в том случае, если стоимость портала будет равновеликая. Я имею в виду цену в Роттердаме и Дацине. А если стоимость нефти в Дацине будет в два раза ниже, чем ее стоимость в Роттердаме, то зачем нам тогда торговать. Это первый момент.

А второй момент – то, что фактически эта сделка означает постепенный уход России с европейского рынка. Что бы там ни говорила наша великая стратегия, страна вступила в фазу пика добычи. Серьезного ее роста в ближайшие 25 лет ожидать, к сожалению, не приходится. Все эти миллионы тонн придется снимать с европейского направления экспорта, что означает постепенную переориентацию нашей энергетической политики и политическую перенастройку на Китай.

В этом плане я не вижу здесь и диверсификации рынка. Дело в том, что она хороша, когда у вас растет добыча и вы отправляете продукцию на новый рынок, имея возможность перебрасывать его туда. Но когда добыча падает, а вы имеете гарантированный рынок и уходите с него, то тем самым вы освобождаете площадку для своих конкурентов. Это плохая стратегия. Но так и получится: мы уйдем с дорогого рынка на более дешевый. Абсурд. Тем более что Китай будет иметь и другие источники получения нефти и все время будет нас этим шантажировать.

Поэтому я думаю, что это решение, как минимум, недальновидно.

"Y": Каковы перспективы энергетических взаимоотношений с Украиной? Существует возможность возобновления газовых войн?

К.С.: Вероятность этого высока по той простой причине, что газовая война может оказаться выгодна достаточно многим участникам конфликта. В Европе сложилось антироссийское лобби во главе с председателем Европейской комиссии Баррозу, которое весь последний год делает ставку на то, чтобы разорвать наши энергетические отношения с Украиной и Европой. Это официальная точка зрения Еврокомиссии: зависимость от России критическая, мы для них ненадежный партнер и используем трубу как энергетическое оружие. Это при том, что зависимость газового рынка Европы от России составляет лишь 25%. Да, она большая, но явно не критическая. Поэтому для Брюсселя газовая война – это еще одна возможность заявить о том, что Россия опасна, прекрасный аргумент, чтобы сказать – все, теперь мы с Россией дел иметь точно не будем, нам нужна эффективность 20-20-20, управляемые виды энергии и так далее. Такая политика очень опасна для Европы, ну и для нас, конечно. Если Россия перекроет транзит, Европа моментально заявит о том, что она занимается грабительством и шантажом.

Двадцать третьего марта Европа подписала декларацию с Украиной о том, что входит в украинскую ГТС и гарантирует ее бесперебойное функционирование. За прошедшие три месяца Украине не выделили ни копейки, и на прямые предложения России оплатить задолженность Украины в пропорции 50/50 было категорически отказано.

Это означает, что Баррозу и его интеллектуальные партнеры ждут от России очередного перекрытия трубы, чтобы бить по нам из всех орудий. Кстати, Россия пытается пойти на определенные уступки, и это достаточно важный с нашей стороны шаг. Так, мы внесли $2,2 миллиарда в счет предоплаты российского газа до конца первого квартала 2010 года. Это очень значимая вещь, потому что не известно, что будет с "Нефтегазом", – фактически мы передали большую сумму компании, которая может обанкротиться в любой момент. Европа, в свою очередь, отказалась внести остаток суммы. Цена вопроса хорошо известна, но почему мы должны все время платить за Украину? Баррозу говорит о том, что да, они берут ответственность, но, как только становится вопрос конкретных действий, сразу все меняется. Украине необходимо закачать 12 миллиардов кубов, чтобы обеспечить бесперебойное функционирование зимой, и на это, по итогам третьего квартала, нужно $3,8 миллиарда. На сегодняшний день заплатили больше половины, осталось заплатить европейцам, что они делать отказываются.

В общем, ситуация выглядит довольно тревожной. Второе отключение с точки зрения имиджа для России будет драматичным решением.

"Y": А у этой проблемы вообще есть решение?

К.С.: Решение может быть одно: европейский бизнес скажет свое слово, потому что они прекрасно понимают, что из-за лобовой атаки Европейской комиссии можно получить достаточно серьезный удар. Диверсификации поставок, альтернативные виды топлива – это хорошо, и может быть, там они даже когда-то заработают, но как жить в ближайшие пять лет? Сама энергетика Европы может очень быстро рухнуть. Поэтому реальный вариант – если европейский бизнес поддержит идею координации с Россией и выразит желание самостоятельно спонсировать Украину на оставшиеся деньги. Если консорциум европейских компаний даст эти деньги Украине как транш в $2,2 миллиарда в счет будущего транзита. Но я полагаю, что денег они не дадут, так как их задача в том, чтобы дискредитировать Россию. Несмотря на то что это звучит несколько абстрактно, это очень похоже на правду.

"Y": Президент Венесуэлы предложил Дмитрию Медведеву совместно поднять стоимость барреля черного золота до $100. Как вы оцениваете этот шаг?

К.С.: Стоимость нефти на сегодняшний день определяется не нефтедобывающими компаниями. Какую бы они ни демонстрировали солидарность, все равно нефть сегодня – товар биржевой. Всем широко известно, что только 1,5% – 2% сделок совершается натуральным продуктом, 98% – это "бумажная нефть", поэтому, как рынок себя ведет, столько нефть и стоит. Определяется ее стоимость на сегодняшний день не со стороны предложения, а со стороны биржевых спекулянтов, на трех известных нефтяных площадках: в Нью-Йорке, Сингапуре и Лондоне. По большому счету, нефть можно опускать и поднимать без участия ОПЕК, которая уже года три – четыре не влияет на ценообразование.

Россия совсем недавно говорила, что готова вступить в ОПЕК, а это большая ошибка. Какой смысл вступать в организацию, которая находится на закате своего могущества и членом которой, кстати, Венесуэла является? Таким образом, понятно, что здесь нужно уже что-то новое, помимо ОПЕК.

"Y": Каковы перспективы России в области СПГ? Сможет ли она стать крупным игроком в этой отрасли?

К.С.: Игроком она уже стала. Открыт первый завод мощностью 9,6 миллиона тонн, 80% продукции идет в Японию, часть – в Южную Корею, в перспективе – на рынок США. То есть, в принципе, запасы достаточны, и в этом плане перспективы у нас неплохие. Есть как минимум три реалистичных проекта: это Штокман, месторождения на Ямале и второй завод на Сахалине. Конечно, все они достаточно непростые, особенно Ямальский проект, где непростая ледовая обстановка и условия добычи.

"Y": Вопрос, я так понимаю, в финансировании?

К.С.: Я оставляю за скобками финансирование, это всегда проблема, но там много сложностей и без денег, с геологией и транспортировкой. Мне кажется, что самая главная наша проблема – это не деньги, а время. Очень медленно мы все строим. Напомню, что Сахалинский завод мы строили 15 лет. Да, перспектива хорошая, запасы залегают так, что их логично доставлять именно кораблями, а не трубами.

Новые запасы позволяют России стать крупным продавцом СПГ, но для этого необходимо быстрее строить. Здесь вопрос не только денег, хотя программа финансирования может сократиться на 25% – 30% к новому году, уже идет перенос ввода в действие крупных проектов, таких как Сахалин и Штокман. Вопрос в том, что, несмотря на отличный потенциал, у нас очень мало времени.

"Y": Выход России из кризиса будет обусловлен возобновлением роста цен на углеводороды или ей поможет что-то еще?

К.С.: Конечно, хотелось бы, чтобы выход не был связан с восстановлением цен. Они восстановятся, это очевидно, я уже назвал как минимум три аргумента в пользу дорогих углеводородов. Но мы все понимаем, насколько опасен такой самообман, когда страна делает вид, что что-то еще производит, а в реальности только тратит сырьевые деньги и при этом все довольны и изображают из себя деятельных сотрудников. Вспомните Россию полтора года назад: масса людей, занимающих непонятные должности, при этом они уверены, что действительно что-то производят. Проблема в том, что страна у нас действительно занималась распределением того, что было, и никто не занимается производством дополнительного продукта. Поэтому я не хотел бы, чтобы у нас все было как раньше, и прекрасно понимаю то огромное количество проблем, которые были в нашей экономике. Но при этом считаю, что нефть в этом не виновата. У нас очень любят заявить: корень всех зол – ТЭК. А в чем он виноват? Он зарабатывает деньги для вас, кормит вас. А то, что вы сами не можете развиваться, – это не вина топливно-энергетического комплекса.

У нас часто говорят, что нужно развивать и диверсифицировать экономику, но обычно под этим словом имеется в виду "давайте уничтожим все газовую промышленность, и тогда мы сможем придумать что-то новое". Это же абсурд. И очень непросто наблюдать, как многие у нас в стране живут по принципу "осталось продержаться еще три месяца, а потом все вернется и будет так, как было, деньги будут сыпаться с потолка".

"Y": Нынешний кризис может окончательно зафиксировать сырьевой статус российской экономики?

К.С.: Это вопрос не однозначный. Да, может такое произойти, но опять же, кого надо об этом спрашивать? Нас самих. Я могу привести примеры стран, которые были ориентированы на сырье. США – ярчайший пример. В XIX веке экономика Штатов – это производство нефти и алюминия, они фактически являлись сырьевой державой, и можно было говорить о том, что это останется их окончательной ориентацией. Но сегодня мы видим совершенно другую картину.

Поэтому – да, может быть, что кризис зафиксирует нас как сырьевую державу, а может получиться наоборот. Но так как большинство граждан все ждут, когда же ситуация вернется к началу 2008 года, то, конечно, шансов у нас мало.

"Y": Насколько вероятно в складывающейся ситуации развитие инновационных технологий, которые снизили бы зависимость экономики от нефти?

К.С.: Чтобы развивать высокие технологии, во-первых, не нужно уничтожать ТЭК – он сам способен стать источником высоких технологий. Мы почему-то все время противопоставляем высокие технологии нефтегазовой промышленности, а это в корне неверно. Наоборот, сейчас наша нефтегазовая промышленность стала перед серьезными инновационными задачами: добыча на шельфе, превращение газа в жидкое топливо и так далее. Во-вторых, энергосбережение, потому что у нас огромные потери в сетях, в трубах. На самом деле энергетика суть колоссальный запрос на высокие технологии. Таким образом, ТЭК и инновации не только не противоречат друг другу, но нефтегазовый сектор в целом является основным локомотивом инноваций, от него идет основной запрос на новые технологии.

И третий момент: все ругают нефтегазовый комплекс, однако, если вы хотите развивать другие отрасли – развивайте их! Но у нас никто ничего развивать не хочет. У нас все хотят пилить бюджет. И поэтому я, когда слышу слово "диверсификация", хватаюсь за сердце, потому что прекрасно понимаю, что имеют в виду люди: "Дайте нам скорее еще денег из бюджета, а потом, когда-нибудь, мы вам тут покажем инновации". И когда кто-то говорит, что у нас нет инноваций, надо что-то делать, то человек именно такую схему имеет в виду. Классический пример – Роснанотех. Посмотрите их годовой отчет: над чем работала госкорпорация – над внедрением инновационных технологий? Нет. Над размещением выданных государством денег. То есть им государство дает определенное количество средств, они их выгодно размещают и получают с них прибыли. Неплохая инновация!

utro.ru/articles/2009/06/30/823098.shtml