Россия-СССР; Образы будущего; Культура; Война и мир;
Re: Давно сформулировано
>>1) До какой степени готовы проявлять "воцерковленные" терпимость к секулярным элементам организации нашего общества, требованиям неверующих, нецерковным духовно-философским поискам, русским иноверцам и т.д.?
>>(хотя бы во имя единства страны)
>
>Требования были зафиксированы в решениях Поместного собора 1917-1918 годов:
>"Православная Российская Церковь, составляя часть единой Вселенской Христовой Церкви, занимает в Российском государстве первенствующее среди других исповеданий публично-правовое положение, подобающее ей, как величайшей святыне огромного большинства населения и как великой исторической силе, созидавшей Российское государство;
>Постановления, издаваемые Церковью для самой себя, признаются государством имеющими юридическую силу, поскольку ими не нарушаются государственные законы;
>Государственные законы, касающиеся Православной Церкви, издаются не иначе, как по соглашению с церковной властью;
>Глава Российского государства, Министр исповеданий и Министр Народного Просвещения и Товарищи их должны быть православными;
>Во всех случаях государственной жизни, в которых государство обращается к религии, преимуществом пользуется Православная Церковь;
>Учреждаемые Православной Церковью низшие, средние и высшие школы, как богословские, так и общеобразовательные, пользуются в государстве всеми правами правительственных учебных заведений на общем основании."
>Еще в решениях Собора говорилось:
>- об уголовном наказании за поношение Церкви,
>- о законной силе церковного брака,
>- о преподавании Закона Божия в гражданских школах для православных детей,
>- о запрещении конфискации церковного имущества,
>- о беспрепятственном получении прав юридического лица церковными установлениями."
>На мой взгляд, эти требования и по сей день актуальны. Разве что можно добавить еще возвращение изъятого у Церкви имущества.
Так многие из этих требований де факто и реализовались. Ясно, что Православная церковь обладала в СССР первенствующим положением и защищалась государством от инославных конфессий и сект. Государственные расходы на восстановление разрушенных в Войне церковных зданий плюс расходы на реставрацию в послевоенные годы многих церковных зданий, как памятников архитектуры, плюс государственные пожертвования на заграничные православные епархии наверняка превысили стоимость изъятого у Церкви имущества для восстановления экономики и помощи голодающим.