От Вячеслав Ответить на сообщение
К Игорь Ответить по почте
Дата 04.12.2006 16:53:52 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; Образы будущего; Культура; Война и мир; Версия для печати

Re: Без фундаментализма...

>> А что Вы понимаете под термином идеология, чтобы такое утверждать?

> Идеология - суррогат религии для светского общества.
Угу, а религия – это суррогат идеологии для теократического общества? ;)
Знаете, чтобы Вас понимал кто-нибудь кроме Вас, желательно использовать общепринятые определения понятий.
Идеология - система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, которые выражают интересы различных общностей. А из Вашего определения следует, что религия имманентно присуща культуре, но злые дяди пытаются заменить ее неким суррогатом.

> Современных воодушевляющих идеологий от Запада больше не будет, так как они уже пришли в точку назначения - к потребительским идеалам и праву сильного.
Ну и хрен с ним, с Западом.

> Ну а в России никогда и не было собственных идеологий, заменявших православную религию. Были только заемные.
Так и религия у нас была заемная и что?

>>> и в вопросах восстановления духовной власти. Не хотите же Вы, чтобы в государстве пропало второе духовное измерение, к чему сейчас все идет?
>> Я не знаю что такое «второе духовное измерение в государстве».

> Напрасно не знаете. Это те самые морально-этические нормы, которые и составляют реально Вашу идентификацию, и о которых Вы упорно умалчиваете.
А, вот Вы о чем. Тогда да, не хочу, т.к. лучше жить, когда общественная мораль соответствует моей личной морали.

> Наверное оттого, что не находите там существенных различий с православными нормами.
Существенных различий там действительно не много, т.к. мои нормы и есть православные, только что во многом снятые советской коммунистической идеологией.

>>> Разве слова "теперь я понимаю, почему большевики расстреливали попов" - это советская идентификация?
>> Это вообще не идентификация. Это признание логичности и целесообразности действий Советской власти по отношению к церкви как организации верующих.

> Так и в Вашей ссылке советской идентификацией и не пахнет. Это просто свод инструментаьных положений, годных для любого общества.
В общем, да, там я пытался рассмотреть идентификацию объективно (надкультурно), а если же смотреть изнутри нашей культуры, то наследие православия видно невооруженным глазом.

>>> Сформулируйте признаки советской идентификации, хотя бы - и мы посмотрим где там противоречия с "православным фундаментализмом".
>> Вера в возможность построения справедливого общества (коммунизма) в этом мире.

> Т.е. вера в построение общества в котором будет полностью ликвидировано зло?
Да, точнее общественное зло = объективные общественные проблемы.

> По мне так и в СССР было справедливое общество.
А это с чем сравнивать. Если с РФ, то да. А так и в СССР проблем было много.

>> Неприятие приоритетности главной проблемы православия – спасения души, хотя на бытовом уровне вполне толерантное отношение к спасающимся.

> Вы просто не понимаете суть этой проблемы. А суть ее проста - "революция, не барышня конечно, но и для нее руки чистые нужны". С грязными руками и с грязной душой ничего путного и в социальном плане не сделать.

Нет, это Вы не понимаете сути православия и РПЦ. Для чего бы Вы не захотели использовать православие, оно все равно будет заниматься своим делом – спасать души. Устроим гонения – оно будет плодить мучеников за веру и спасать души. Будем нейтральны – оно будет просто спасть души. Попытаемся сделать его государственной религией с целью сохранения «чистоты души» в наших мирских делах – оно конечно в лице РПЦ порадуется, но не тому что «чистые души» справедливое общество построят, а тому, что получит больше ресурсов для организации процесса спасения душ и будет продолжать спасать души. А то что Вы хотите на их плечах мирские дела делать – это Ваши проблемы. Другой вопрос, что само по себе религиозное спасение души обеспечивается определенным социальным поведением, которое для общества может быть очень даже полезным. И тут надо взвешивать возможные плюсы от и минусы от соответствия/несоответствия православного стереотипа поведения объективным критериям жизнеспособности современного общества.