Автор устлал доступ к смыслу минными полями, чтобы отсечь врагов, лодырей...
20 Ноября 2006 г.
Павел Данилин
Государству необходима идеология
20 ноября журнал «Эксперт» опубликовал статью заместителя главы администрации президента Владислава Суркова «Национализация будущего». Кому адресована эта статья? Что власть пытается донести через этот текст? Почему Сурков снова заговорил о суверенной демократии? На вопросы ИА «LentaCom.Ru» отвечает политолог, шеф-редактор портала «Kreml.org» Павел Данилин.
- Какова цель выступления Владислава Суркова в журнале "Эксперт" со статьей "Национализация будущего"? С чем связано (чем вызвано) появление статьи именно сегодня?
- Если говорить о дате, то можно с уверенностью сказать о том, что статья появилась в преддверии VII съезда "Единой России", запланированного на 2 декабря. На съезде суверенная демократия станет одним из основополагающих тезисов программы "Единой России", и, безусловно, дополнительная проработка спорных или непроясненных аспектов именно сейчас крайне актуальна. На съезд партактив, ведающий идеологией, должен выйти во всеоружии.
Но есть еще одна дата, являющаяся, на мой взгляд, довольно забавным, хотя и случайным совпадением. В 1910 году в Мексике 20 ноября началась революция, предварившая серию национально-освободительных революций в Латинской Америке, ставшая предвестником движений Че Гевары, Фиделя Кастро и других пламенных революционеров и борцов с мировым империализмом. Как известно, Владислав Сурков увлекается историей великого Че Гевары. Более того, слова этого бунтующего человека о суверенитете легли в основу разработки идеологии суверенной демократии. Так что дату 20 ноября можно рассматривать и как некую особую мистическую связующую замруководителя администрации президента и латиноамериканских революционеров. Хотя, конечно, это крайне вольное допущение, особенно в связи с тем, что журнал "Эксперт" выходит исключительно по понедельникам, так что выбор дат был небогат сам по себе.
- Кому адресована статья? С кем пытается объясниться власть и что она пытается донести через этот текст?
Владислав Сурков всегда очень четко выбирает аудитории, к которым обращается со словами. Так, после Беслана в "Комсомольской правде" он рассказывал о действиях президента всей нации. Шокированной, униженной нации, с опаленными разрушенным спортзалом сердцами и отрубленными конечностями, тихо лежащими на кладбище около Беслана в маленьких гробах, непривычно приютивших школьников. Летом 2006 года он выступал перед иностранными журналистами. Аудиторией были те, кто принимает решения на Западе.
Сейчас избран "Эксперт". Причем из "экспертовской" аудитории насильственно отобраны только неленивые люди с острым умом, готовые продираться сквозь дебри слов и смыслов. Которыми переполнена эта статья. Автор специально устлал доступ к ее смыслу минными полями с тем, чтобы отсечь от сокровенного познания врагов, лодырей и идейных извращенцев.
Собственно, последние уже проявили себя, схватившись за одним им видимые щупальца монструозного заговора против России и блистая несвоевременным остроумием по поводу "золота КПСС", которое, якобы, Владислав Сурков мечтает вывезти из России. Безусловно, на таких автор статьи и не рассчитывал.
Более того, не рассчитывал он и на львиную долю партийцев, тех же членов "Единой России", например. Лишь наиболее продвинутые интеллектуалы партии способны будут понять, что именно хотел сказать заместитель руководителя администрации президента.
А вот на кого точно рассчитывал автор - так это на небольшую группу идеологов. И "своих", и "не своих", главное, не враждебных, которые думают о стратегии России. Именно для них и была написана статья. Именно они и являются главными адресатами. Также главными адресатами являются наши "акулы капитализма", представители большого бизнеса. Они говорят о том же самом между собой. Только на более простом языке. И они способны понять сложный текст Суркова потому, что это постоянный дискурс.
Наконец, текст рассчитан еще и на широкую публику. Но не в том смысле, что каждый его прочтет. Нет, продраться сквозь особенности стиля и сквозь политологические изыскания сможет малая часть. Но в тексте есть "крючочки" - так писатели называют особенные фитчи, которые цепляют. Цепляют тех, кто к этому готов. Так вот, таких "крючочков" в тексте Суркова - великое множество.
- Что нового сказал Сурков?
- Важно ли то новое, что он сказал, или то главное, что он сказал? Заместитель руководителя администрации президента в очередной раз дал понять, что государству необходима идеология. Обществу необходима идеология. Мы больше не имеем ни возможностей, ни права (да и желания у нас больше такого нет, если быть честными перед собой) жить во внеидеологическом обществе. Это губит русскую систему координат, полностью ее разрушая. Идеология, являясь точкой отсчета любой такой системы, необходима. Часто заводят речь о национальной идее. Наверное, она действительно нужна. Но пока ее нет, необходима идеология, способная заместить отсутствие национальной идеи. Заместить на то время, пока национальная идея не появится. Либо самой стать национальной идеей. В случае, если идеология окажется продуктивной. Собственно, именно для того, чтобы стать приемлемой для многих идеологией, и был создан тот лабиринт, который многие называют "нечитабельной статьей". Но "Национализация будущего" в отличие от классического лабиринта, где есть один вход и один выход, имеет массу входов и выходов. И это гораздо лучше, чем тупиковые предложения.
Собственно, вся борьба Владислава Суркова за идеологию, которую он последовательно ведет с 2003 года, как раз и является попыткой закрыть входы в тупики. Лабиринт должен стать тренировочной площадкой, а не средством истребления. В этом, кстати, тоже новшество.
Наконец, я бы хотел заметить, что, предложив "суверенную демократию" как идеологию, Владислав Сурков взял на себя же и ответственность за ее "доведение до ума". И в буквальном смысле, и в переносном - до ума тех, кому по должности положено придумывать смыслы. Если те, кто призван смыслы придумывать, придумывать их не могут, пусть учатся их разжевывать и доводить до всеобщего сведения. Тоже логика, согласитесь?
- Почему Сурков возвращается к дискуссии о суверенной демократии, после того как он в сентябре заявил, что ему все равно, что будет с этим термином?
- В сентябре Владислав Сурков сказал, что термины ему не важны, ему важно воплощение в жизнь идеологии "суверенной демократии". Вот и все, что он сказал тогда. То есть, инвариантно к тому, как будет называться идеология суверенной демократии, она должна быть реализована. Как в свое время говорил Форд: "Не важно, какого цвета автомобиль, при условии, что он - черный". В своем историческом моменте Форд был абсолютно прав. Равно так же прав и заместитель руководителя администрации президента. В ситуации, когда действительно разработана лишь идеология суверенной демократии, в ситуации, когда только она не вызывает отторжения, кроме как у академических авторов, мы вынуждаемы логикой истории и развития использовать именно ее. Пока нет ничего лучше суверенной демократии, эта идеология может оцениваться как шедевр мысли. Как только появится конкурирующая или, по крайней мере, альтернативная идеология - тогда и будем выбирать.