|
От
|
Pokrovsky~stanislav
|
|
К
|
Михайлов А.
|
|
Дата
|
13.11.2006 13:35:49
|
|
Рубрики
|
Прочее; Россия-СССР;
|
|
Re: Учебный пример...
> например, рабовладелец не может повысить производительность труда и уволить лишних рабов), поэтому рабовладельческие экономики базировались на интенсивном сельском хозяйстве, которое без промышленности воспроизводиться просто, на уровне определяемом способностью агроценоза перерабатывать солнечную энергию.
В Средневековой Европе существовал 100%-ный аналог рабского труда. В монастырях и аббатствах ордена цистерцианцев бритые и одетые в белые одежды монахи - работали руками НЕДОмонахов, т.е. лиц, отдавших себя монастырям практически в рабское услужение. Которых тоже нельзя было никуда деть. Изгнать - это обречь на голодную смерть.
Так вот в этом не гипотетическом(которым является древнеримский и древнегреческий вариант рабства) а в фактическом, документированном случае - у цистерцианцев было явно выраженное технологическое развитие, причем возникающий избыток рабочих рук - направлялся в новые отрасли и подразделения хозяйства. Водяное колесо освобождало нескольких работников от качания, например, кузнечных мехов, - и они строили очередное колесо - для подъема кузнечного молота, высвобождая очередных работников для очередного витка развития, типа, например, варки стекла и работы стеклодувами.
Модель, которую нам преподавали в школе и вузах, - не имеет ничего общего с реальностями того рабства, против которого в Реформацию боролась нарождающаяся буржуазия Нового времени. И только она сама создала плантационное "классическое" рабство негров в Америке - без технического развития и расширенного воспроизводства капитала.
Замена духовного ценностного ориентира монахов(познание, повышение культуры производства, облегчение труда, аскетизм личного потребления) - на буржуазные ценности(обогащение и оголтелое личное потребление) - привела к торможению стремительного научно-технического прогресса 15-17 веков.
Этих буржуев-рабовладельцев в 18-19 веке оттеснили новые городские буржуа, которые теперь делили полученный прибавочный продукт на две части: на уменьшенное по сравнению с первым поколением буржуев личное потребление и на развитие производства - на его расширенное воспроизводство.
Так что простое или расширенное воспроизводство - не является природным следствием рабства или наоборот капитализма. Оно сидит исключительно в области жизненных ценностей владельцев капитала или рабов.