«Очень трудно идти в разведку с человеком, который, вообще-то, идет на рыбалку», - ответил мне когда-то давно Михаил Делягин на вопрос, зачем он уходит с должности помощника премьер-министра Касьянова. Тем более, что я знал, что Михаил уходит «в никуда», не ждет его пост председателя совета директоров банка или члена правления в нефтяной компании. А в роли премьерского помощника, в общем, жить не так уж плохо, тем более, что Делягина никто не гнал и работой его были вполне довольны – в общем, воспроизводиться в этой должности можно было долго, независимо от фамилии начальника.
А через пару месяцев я и сам ушел из аппарата все того же касьяновского правительства, и тоже «в никуда», и по той же причине. Если правительство никуда не движется, и главной целью правительства является самовоспроизводство себя-любимого, то делать там человеку, привыкшему ставить перед собой конкретные задачи и решать их, в общем, нечего. А «в никуда» лучше идти в индивидуальном порядке, чем в группе министров и обслуживающих их чиновников.
Данный экскурс в недавнюю историю иллюстрирует уже текущее состояние дел в «кабинете Касьянова», теперь уже не правительственном, а теневом, как бы оппозиционном и как бы на что-то такое претендующем – то ли на президентскую власть, то ли на пять минут в новостях Первого канала. Все совсем как в волошинском «Я мысленно вхожу в ваш кабинет», а дальше в рифму – но кабинета нет. У Волошина «здесь те, кто был, и те, кого уж нет, Но чья для нас не умерла химера…» Понятно, что «химера» - слово ключевое.
Итак, химера.
Вот уже довольно-таки продолжительное время «все те, кто был, и те, кого уж нет» входят в некоторую химеру под названием «Другая Россия», которая, под мудрым водительством бывшего премьер-министра М.М.Касьянова должна сменить нынешнюю власть – либо через выборы, либо устроив в стране настоящую «оранжевую революцию».
Все это очень убедительно, и множество разного народа уверено, что именно Михаил Михайлович Касьянов вступит в бой с неведомым доселе преемником В.В.Путина и одолеет. Как, допустим, если кит со слоном столкнется, кто одолеет? Одно обидно – не столкнется. Потому что один – в разведку, а другой – на рыбалку.
У меня есть один простой и поэтому довольно-таки неприличный вопрос – каким образом М.М.Касьянов собирается одолевать В.В.Путина или его преемника на поле буржуазного парламентаризма?
Правильный ответ – никак, поскольку общественность, которая скучковалась под знаменами «Другой России», в буржуазном парламентаризме участия принимать не будет, и выборы в Думу, которые через год, будет игнорнировать. Думаете потому что гордые очень?
Нет, потому что создание политической структуры, от имени которой можно вести легальную политическую борьбу, они элементарно профукали. Всем памятна попытка Касьянова «прикупить» Демократическую партию России (ДПР), как от его имении и его людьми вкладывались средства в реанимацию проекта, который на момент проявления к нему интереса бывшим премьером представлял собой просто пакет документов. И как премьера с его людьми грубо и унизительно «кинули», оставив и без денег, и без партии.
Тут можно было бы только посочувствовать, если бы бывшему премьеру не предлагалось не заниматься сомнительными и несолидными авантюрами, а пока было время заняться созданием реальной политической структуры. Но тут уж мозги оказались не так и не под то заточены: зачем пыхтеть, работать, хлопотать, когда можно пойти – и купить.
Тут вспоминается, как М.М.Касьянов, будучи еще свеженазначенным премьером и имея только опыт финансовой деятельности, удивил членов Военно-промышленной комиссии при Совмине, которую возглавлял по должности, полным непониманием того, «откуда берутся французские булки». Глава ВПК при СМ РФ искренне полагал, что Оборонно-промышленный комплекс страны – это что-то вроде супермаркета, где выставлены танки, пушки, самолеты, а правительство ходит по нему и выбирает: «Это берем, а это – не берем». И только в процессе руководства ВПК премьер уяснил, что, для начала, самолет или танк нужно произвести, а для этого правительство через Гособронзаказ должно профинансировать работы, причем не только по производству, а сначала и по разработке нужной техники, и делать это не в рамках ежегодно утверждаемых бюджетов, а куда более «длинными» циклами.
К чему это? А к тому, что у бывшего премьер-министра, а теперь у надежды и опоры всех либеральных сил, имеются очень большие пробелы с «технологией». Слишком многое для него представляет из себя «черный ящик», у которого есть входные и выходные данные, а что там внутри происходит, вроде бы и «неважно». И таким «черным ящиком» для него и его окружения является не только российский политический процесс, к которому в этих кругах относятся с нескрываемым пренебрежением и даже презрением. Боюсь, что «черным ящиков» тут является вся Россия, за исключением той небольшой ее части, которая существует с определением «Другая». По существу – это гайдаровщина, издание второе, дополненное. От незнания и плохо скрываемая к «этой стране» нелюбовь, и желание заменить «неправильную» Россию – «другой», исправленной и улучшенной версией, с сурдопереводом.
Многовато отступлений и аналогий?
Ну так давайте прямо – от какой из партий собирался М.М.Касьянов участвовать в парламентских выборах (в тот период, когда еще собирался)? Список вариантов не так уж велик, если честно. Причем делится он на 2 неравные части: партии, реально существующие и партии, имеющие только регистрационные документы.
Из реально существующих партий ни одна не изъявила желания приобрести свежего лидера из бывших премьер-министров. Вполне возможно, на следующем этапе, на этапе президентской гонки, кто-то из них и пристроился бы в фарватер успешной политической фигуры, как коммунисты и социалисты Украины присоединились к коалиции Януковича. Но для этого нужно было обязательно принять участие в парламентских выборах и приобрести некоторую политическую субъектность, весомость.
А вот с этим оказалось труднее: покупка партии «второго разряда» при активном противодействии властей (даже без постыдного прецедента с ДПР) легко приводила бы к проверке Минюстом и аннулировании регистрации, а поскольку регистрация липовая и на самом деле, то хоть в Гаагу иди, результат будет один. Ну а, повторяю, пойти единственно возможным путем – путем создания политической партии «под себя» М.М.Касьянов сотоварищи отказались.
Результат – вынужденный отказ от участия в парламентских выборах, отказ от приобретения политической субъектности.
Следующий этап - президентские выборы, но тут имеет место та же самая проблема, отсутствие партии, которая выдвинет такого хорошего кандидата на пост президента Российской Федерации. Правда, на президентских выборах еще возможно самовыдвижение, но мы прекрасно понимаем, что возможностей абсолютно законно отменить любое самовыдвижение у власти более, чем достаточно. И где та сила, которая заставит ЦИК признать действительными 2 миллиона подписей, которые будут собраны за М.М.Касьянова за деньги (надеюсь, никто не полагает, что активисты «Другой России» станут ручками и ножками собирать подписи по городам и поселкам страны)? То есть, конечно, есть некоторая надежда, что вашингтонские симпатизанты М.М.Касьянова надавят на Кремль, но не до такой же степени, чтобы В.В.Путин сам начал «крутить себе яйца»? Он, может, не гений, но ведь не полный же идиот. Конечно, его будущее постпрезидентское благоденствие целиком зависит от легитимации того, что он и его подельники сумели вывести из страны, но все же степень зависимости не столь велика, чтобы заставить его поступать совсем себе в ущерб – ведь первое, что сделает Касьянов, случись ему стать президентом, это начнет отнимать собственность у «кремлевских силовиков», а самих их сажать - показательно, благо есть за что. Поэтому Путин ответит что-нибудь вроде того, что в России демократия, разделение властей и он в деятельность ЦИКа не вмешивается, а причины недопущения Касьянова до выборов будут юридически безупречны – опять же, хоть завтра в Гаагу.
Что же остается в активе у М.М.Касьянова? Ничего, кроме страшилки «оранжевой» революции. Но тут, как в старом анекдоте, для того, чтобы выиграть в лотерею, надо хоть раз купить лотерейный билет. И Саакашвили во время «революции роз», и Ющенко во время «оранжевой революции» участвовали в выборах, причем довольно убедительно, потом проиграли, но, опираясь на действительно многочисленных сторонников, смогли прийти к власти уже не очень легитимным, но все же вполне реальным путем.
Касьянову предстоит устроить «оранжевую революцию», не участвуя в выборах – возможно, в ходе попытки вообще не допустить никаких выборов, если самого Касьянова снимут с гонки. Сценарий напрашивается сам собой: Касьянов собирает 2 миллиона подписей, но его не регистрируют; его сторонники требуют регистрации, собирают миллион человек на Манежной площади и силой заставляют ЦИК принять регистрацию, после чего Михаил Михайлович проходит во второй тур как народный герой. А во втором туре выиграть у по определению слабого преемника не представляется слишком уж сложным.
Вопрос только один: где сторонники? Где в России та «западенщина», откуда в Москву поедут поезда и автобусы с толпами «сторонников»? Покажите хоть одного россиянина, который готов умереть за дело М.М.Касьянова (а заодно покажите и это «дело»)… «Другая Россия» намерена покупать протестантов за деньги?
На сегодня «Другая Россия» и почти все входящие в нее структуры являются чем угодно, только не массовой организацией – это группы разного рода элитариев, это порой весьма интересная публика, но это никак не партия большевиков образца 1917 года. Все «массовые» мероприятия, которые организует сегодня либеральная общественность, умещаются в 1 милицейский ПАЗик. Исключение составляет недавно вошедшая в число сторонников Касьянова Национал-большевистская партия, реально способная на акции протеста, но ее организационный потенциал также пренебрежимо мал, а собственная численность никак не позволяет провести «оранжевую революцию» даже в городе поменьше, чем Москва. Э.В.Лимонов называет численность партии в 50 тысяч человек, что, даже если принять на веру слова лидера, недостаточно для «майдана», а в реальности больше 150 нацболов в одном месте, кажется, никто не видел. Реальные мобилизационные возможности НБП, как думается, ограничены 1-2 тысячами человек при самом максимальном напряжении. Это очень хорошо для разогрева, но очень мало для того, чтобы взять власть, даже когда она просто валяется под ногами.
Все эти резоны оставляют только один вопрос – неужели М.М.Касьянов и его ближайшее окружение всего этого не понимают и не видят?
Конечно, видят и понимают, отчего надежд на «касьяновскую революцию» в России уж и вовсе не должно оставаться. Потому что все понимают, но продолжают двигаться все в том же направлении. «В никуда».
На самом деле, если никуда особо не стремиться, а радоваться прелестям жизни «как есть», положение М.М.Касьянова вполне превосходно. В материальном плане – до получки у соседа занимать не нужно, да и самой получки до конца дней не нужно: и самому, и детям, и внукам. Дачу, правда, вроде бы стараниями Хинштейна отобрали (и то вроде не до конца), но еще много чего есть. Для того, чтобы визы открывались и не закрывались, а счета исправно продолжали функционировать, М.М.Касьянову нужно оставаться вип-персоной по обе стороны океана. И роль вечного оппозиционера, главного преемника и пр. для этого очень удобна, практически идеальна.
М.М.Касьянов не хочет быть президентом России! Вообще не хочет быть президентом!
Он появляется в стране, чтобы мелькнуть на экранах ТВ по каком-нибудь случаю, а потом надолго исчезает, да так, что ни слуху, не духу. Становится недосягаем ни для репортеров, ни для ФСБ, ни для кого. Когда политик находится в стране, он так или иначе где-то присутствует. Тут – нигде! Так вели себя баре в середине 19 века, когда наезжали в отечество исключительно по надобности, проведать имение, надрать уши холопам, спросить отчет с управляющего. Такой «вахтовый метод» управления процессом «оранжевой революции».
Вашингтонские товарищи должны быть довольны – в России есть «правильная» оппозиция. Кремлевские товарищи довольны еще больше – «правильная» оппозиция нравится Вашингтону и абсолютно ничем не угрожает Кремлю. Более того, довольно большое количество оппозиционно настроенных граждан построены, заняты каким-то делом и не мешают власти.
В общем, народ думает, что кто-то за него готов пойти в разведку.