От Shimoff Ответить на сообщение
К All
Дата 26.10.2006 15:48:02 Найти в дереве
Рубрики Хозяйство; Теоремы, доктрины; Версия для печати

Российское руководство взяло курс на аншлюс Белоруссии

В последнее время усилилось давление со стороны российского руководства на Белоруссию: прямые угрозы резко поднять цены на газ и электричество, сокращение на 30 % прокачки нефти по белорусским нефтепроводам, заявления Онищенко о возможном запрете белорусских вин (мол, в них запрещенные молдавские ингредиенты содержатся), наконец, мутная история с письмом Минэкономразвития, предписывающем фактически запретить реализацию на территории России целого перечня белорусских товаров - все это говорит о том, что готовится очередная попытка форсированного разрешения "белорусского вопроса", причем в духе пресловутого скандала о "мухах и котлетах". Вполне возможно, что новая атака на Белоруссию готовится под преемника Путина, который, как известно, триумфально въехал в Кремль под лозунги о замоченных в сортирах террористах и залпы маленькой победоносной войны в Чечне. Очевидно, что для нового преемника также понадобится какая-нибудь воодушевляюще-героическая акция, иначе долго в Кремле ему не удержаться - ресурс доверия Путина был рассчитан только на Путина и в условиях откровенно компрадорской политики Кремля, которую, несомненно, продолжит преемник, на него распространяться не будет. Поэтому нужно создавать свой собственный ресурс доверия, а лучшим ресурсом был бы, несомненно, образ "собирателя земель". Очевидно, что присоединить непризнанные республики Закавказья и Приднестровье не удастся - там хозяйничают американские "партнеры". Белоруссия, находящаяся в весьма напряженных отношениях с Западом, представляется в этом отношении более легкой добычей. Экономические успехи республики действительно впечатляющи. Удалось сохранить и нарастить мощный промышленный потенциал, доставшийся в наследство от СССР. Однако это было бы невозможно без сохранения глубокой интегрированности с российской экономикой и дешевых, фактически по внутрироссийским ценам, поставок сырья. Лукашенко удалось, казалось бы, невозможное: сохраняя максимальную интегрированность белорусской и российской экономик, отстоять политическую самостоятельность республики, не допустить в Белоруссию российский олигархический бизнес, тем самым сохранив относительное материальное благополучие и социальную защищенность своих граждан. Однако, по-видимому, этому приходит конец, и перед белорусским президентом будет жестко поставлен вопрос: либо форсированная интеграция (фактически аншлюс) Белоруссии в Россию и кресло вице-президента в обновленной Российской Федерации, либо независимость, но с нефтегазовой удавкой на шее. Очевидно, белорусское руководство оказывается в весьма затруднительной ситуации: резкий поворот на Запад для Лукашенко невозможен, там он нелегитимен. Активное наращивание сотрудничества со странами Неприсоединения и Китаем, очевидно, никак не может компенсировать разрыв с Россией. В то же время, и эфемерный пост вице-президента Российской Федерации в обмен на аншлюс Белоруссии и "распил" наиболее ликвидных отраслей ее экономики (нефтехимия и система трубопроводов) российской олигархией Лукашенко никак не может устроить. Чем закончится эта коллизия, предсказать никто не берется.