От Сергей Вадов Ответить на сообщение
К И.Т.
Дата 07.06.2006 16:44:10 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Россия-СССР; Версия для печати

С.Г.Кара-Мурза "Сигналы даны"

Кара-Мурза С.Г. "Сигналы даны", газета "Наше время" N1, 7-13 июня 2006 года, стр. 1,4


10 мая 2006 г. В.В. Путин огласил очередное, седьмое, Послание. Я считаю его очень важным сигналом, которого долго ждали. Сигналом для всех, кто завязан в нашем постсоветском кризисе – и нам, которые пытаются из него вырваться, и тем, кто сталкивает нас обратно в яму. Не всякий сигнал доходит до адресата, не всякий бывает верно понят, не за всяким следуют реальные действия, без которых теряется его смысл. Тут многое зависит и от нас. Это Послание надо изучать и обдумывать, потратить на это силы и время, оно этого стоит.

Понять его можно лишь в контексте того, что с нами произошло за последние 20 лет. В.В. Путин сказал, что кризис созрел, чтобы перевернуть его страницу и начать новую главу. Горбачевско-ельцинская глава исчерпана, барахтаться в ней бесполезно, опоры в ней для нас нет.

Что же было сделано за 20 лет? Когда пришел Горбачев, наше общество было больно – как бывает болен человек в расцвете сил. Болезнь излечима, но врач дал выпить яду. Не знал медицины? не понял болезни? был подкуплен? – неважно. Убили больного, а тело расчленили. Затем Ельцин. Кто-то называет 90-е годы периодом «бури и натиска». Больше похоже на праздник мародеров – приватизация кусков тела, ограбление наследников, распродажа всего ценного – запасов, утвари, реликвий.

Смута – страшное время. Но главное не так видно, оно в глубине. Главное в том, что за первые два раунда реформ произвели демонтаж нашего народа. Есть теперь такие технологии. Говоря сухим языком, провели против советского народа две кампании гражданской войны нового типа – информационно-психологическую и экономическую. И порвали большинство связей, которые соединяли людей в народ – общую память, общую совесть, логику, язык, нормы поведения, систему обмена информацией. Даже писем теперь не пишут.

Посредством экономической войны ввергли в бедность и страх, поломали жизненные планы, трудовую этику, систему легальных доходов. Разрушили образ жизни. Повредили и те институты, которые воспроизводили народ – школу, медицину, армию, науку. Народ в большой мере «разобран» и парализован. Иначе было нельзя, ничего бы не вышло ни у мародеров, ни у «товарища волка».

Все это произвели под знаменем, на котором написано свободный индивид. Если высоким стилем, либеральные ценности. Ни государства, ни общины, ни любви, ни ответственности – сплошная конкуренция. А идеал, «сияющий город на холме» – Запад, царство демократии и прав человека.

Соблазнили, было дело… Сказано: горе соблазненным! Это мы поняли на своей шкуре. Но дальше сказано: вдвойне горе тем, через кого приходит соблазн. Этого пока не видно.

Когда людям стало невмоготу, Ельцина убрали в тень. Пришел В.В. Путин, по внешним данным – антипод двух прежних. Но, считалось, он под колпаком, связанный тысячью ниточек. Потому многого и не ждали. Но случился сбой в программе – работать стал образ Путина, который бросал нам фразы с экрана. Логики в них было мало, но что-то было – этот образ и эти фразы стали сращивать разорванные связи нашего народа, как будто брызгали на них мертвой водой. А посланиях – сплошь либеральные ценности и гимн конкуренции.

Дальше – больше. Постсоветские куски пространства зашевелились и потянулись сращиваться – так, слегка. Обнаружилась опасная живучесть имперского организма. Пять веков истории секретарю обкома стереть трудно, даже в обнимку с Мадлен Олбрайт. И стала либеральная машина по промывке мозгов вести обстрел образа Путина, все жестче и жестче. То Норд-Ост, то Беслан, то льготы. Грубо стали работать. В ответ песня: «А в чистом поле система «Град», за нами Путин и Сталинград». Песня ложь, да в ней намек…

При этом люди вовсе не строили иллюзий. Одно дело – образ, другое – ржавые трубы теплосетей, село без тракторов и удобрений, море без флота, армия без оружия. Образ – не от мира сего, а на земле «волк кушает, и никого не слушает». Но без образа не собраться, чтобы преодолеть разруху на земле. Этот образ и заставляли работать давлением снизу. Он стал символом. И этот факт стал важной частью нашей реальности.

Беслан в России и Майдан на Украине – разрыв непрерывности. Бить стали на поражение, и в ответ фразы стали более четкими и логичными. Было сказано, что мы переживаем драму распада великой страны. Это – вовсе не праздник «возвращения в наш общий дом». Значит, не в этом «доме» решается наша судьба и не по их шаблонам разыгрывается наша драма. Ход ее определяется здесь и нами. Пришлось уточнить. Демократия? Конечно, но по-нашему, исходя из нашего взгляда на добро и зло.

Кажется, вещи разумные и очевидные, но ведь их надо было сказать! Много лет до этого они у нас не только не говорились, но категорически отвергались. Сказано было и о тех, кто использует наш кризис, чтобы поживиться за наш счет. Вместе эти сказанные как бы вскользь фразы означали, что с идеологией «возвращения в лоно цивилизации» в России покончено. Задача «Догнать и прицепиться!» снята.

И вот, это Послание. В нем важны обе части – слова и молчание. Как сказал философ, в языке политиков молчание важнее слов (а Цицерон добавил: «молчание их подобно крику»).

Вслух сказано было о «доме» – точно в ответ на метафору времен Горбачева и Ельцина. Теперь вопрос стоит так: «Мы с вами должны строить свой дом, свой собственный дом крепким, надежным. Потому что мы же видим, что в мире происходит». Нет никакого «общего дома», некуда нам «возвращаться». Сожгли мы по глупости свой дом – надо строить новый, причем надежный.

Сказано о Западе, что задавался нам как нравственный идеал. Теперь этот идеал для России отвергнут, ибо Запад – волк. И носителем идеалов демократии и прав человека он для нас не является. Когда ему надо кого-то сожрать, то «все возможно, нет никаких ограничений». И если мы не возродим нашу армию, то и нас этот волк сожрет.

Это – сигнал, что должен кончиться в России морок гуманитарного низкопоклонства перед Западом, должны мы содрать опутавшую наш разум паутину западнических мифов. В таким кризисе, как наш, перед теми угрозами, что на нас наступают, нам никак нельзя впадать в иллюзии и утопии. Глупо было бы, конечно, впасть и в антизападный психоз, лелеять утопию изоляционизма. На мир надо смотреть трезво и хладнокровно. Приведет ли этот сигнал к каким-то реальным сдвигам, увидим. Тут многое зависит от того, как он будет принят внизу.

Теперь вслушаемся в молчание. Ни разу не были упомянуты либеральные ценности. Сравните с текстами прежних посланий – и смысл станет понятен. Знамя либеральных ценностей, под которым нас волочили 15 лет, отброшено. Давно все поняли, что под этим знаменем выхода из кризиса для России нет. Оно держало нас в трясине, где гнус высосал бы нас до шкурки. Ценности мы должны брать из нашей истории, в которой они многократно проверялись и перековывались. И сейчас их надо перековать по меркам нового времени – но это будут не ценности волка.

Что же главное для России? Раньше нас били, как обухом по голове: конкуренция! конкуренция! Теперь сказано: любовь!

Это слово В.В. Путин произнес как бы вскользь, по случаю, но в него был вложен широкий смысл.

Наконец, самое большое место занял в Послании вопрос о рождаемости в России, о состоянии народа, ибо рождаемость – обобщенный показатель этого состояния, общего благополучия. И был дан сигнал, что в этом вопрос отныне власть порывает с той официальной трактовкой, которая была принята в последние 15 лет. Придворные демографы до сих пор навязывали нам совершенно ложную мысль, будто вымирание населения РФ имеет ту же природу, что и на сытом Западе. Это, мол, свойство всех развитых, постиндустриальных стран, так что мы чуть ли не радоваться должны – догоняем Запад.

В.В. Путин наконец-то представил дело как катастрофу, преодоление которой обязано организовать государство. Ничего естественного в этой катастрофе нет, от власти и общества требуется понимание ее причин, политическая воля и ресурсы. О практических мерах можно спорить, но сейчас дело не в этом. Впервые заданы разумные контуры общенациональной проблемы – и это изменение большое и принципиальное.

Много еще было в Послании красноречивых умолчаний и намеков. Много и неопределенностей. По всему видно, что страна приближается к новому распутью, на котором и разыграется борьба влиятельных сил, в том числе гнуса и волков, чтобы толкнуть развитие нашего кризиса в тот или иной коридор.

Чем лучше мы успеем разобраться в сигналах, которыми все действующие лица и исполнители обмениваются, чем точнее составим «карту» путей, ведущих от перекрестка, тем больше у нас шансов уклониться от гибельного коридора. Но для этого мы, ценя созданный сообща образ В.В. Путина, как необходимый для сборки инструмент, не должны уповать на него, как на идола. Символ делает свое дело, а мы должны делать свое – гражданское. Но это уже другая тема.