|
От
|
Мак
|
|
К
|
И.Т.
|
|
Дата
|
27.04.2006 18:57:21
|
|
Рубрики
|
Тексты;
|
|
Книга: 22 июня, или Когда началась Великая Отечественная война
Предупреждение: НГ не наша газета. Возможен обман и манипуляция. Будьте бдительны.
Рецензия НГ
Андрей Кротков
Советский Левиафан
Правда о военной катастрофе лета 1941 года
Не важно, когда началась, важно – кто дошел до Берлина.
Марк Солонин. 22 июня, или Когда началась Великая Отечественная война. – М.: Яуза, ЭКСМО, 2006, 512 с.
По вынесенной на лицевую сторону переплета цитате можно предположить, что книга Марка Солонина – это развернутая полемика с известной концепцией Виктора Суворова (Резуна). Это не совсем так. А точнее, совсем не так.
…Официозная версия истории Великой Отечественной войны жива по сей день. Ее с упорством воспроизводят в сознании людей, которых от начала войны отделяют два поколения. Здание большой лжи начали возводить 22 июня 1941 года, сегодня его фасад время от времени подкрашивают. Цель – оправдать в глазах потомков чудовищные расхождения с документально фиксированными фактами. Дать логическое и идеологическое объяснение, почему одоление смертельно опасного врага оказалось пирровой победой, перешедшей в затянувшееся на десятилетия поражение.
Оперируя документами оборонных ведомств, Солонин доказывает: официальное изложение событий первых трех недель войны насквозь лживо. Никакой «внезапности». Никакого «численного преимущества». Никакого «превосходства немецкой боевой техники». И главное – никаких «планов упреждающего удара» (главной коллизии, на которой построены все книги Виктора Суворова). Существовал и выполнялся (очень плохо) план стратегического развертывания и мобилизационного прикрытия – естественная реакция СССР на нескрываемые военные приготовления Германии. Но от плана стратегического развертывания до начала фронтального наступления – дистанция огромного размера, особенно если фронт вытянут от Балтики до Черного моря.
Если бы Красная Армия готовилась начать в июне 1941 года «превентивную войну» против нацистской Германии основные ее силы не находились бы в 50–100 километрах от западной границы. Расстояние для внезапного массированного наступления великовато. А с учетом того, каковы дороги, о внезапности и речи быть не может.
Соотношение сил 22 июня на советско-германской границе?
Германская армия: 91 пехотная дивизия, 17 танковых, 9 моторизованных; 43 000 орудий, 3628 танков (ни одного новейшего), 2500 самолетов; общая численность войск 2 млн. 700 тыс. человек.
Красная Армия: 198 стрелковых дивизий, 13 кавалерийских, 61 танковая, 31 моторизованная, 16 воздушно-десантных бригад, 10 противотанковых бригад;
60 000 орудий, 12 379 танков (1600 новейших Т-34 и КВ), 11 000 самолетов; общая численность войск 4 млн. 300 тыс. человек.
По всем пунктам – полное превосходство с нашей стороны.
Цифр в книге Солонина много, и доверия они заслуживают. Главное – объяснение причин летней катастрофы 1941 года – звучит так: к поражению привели не «внезапность» и «подавляющее превосходство» (которых не было), а небоеспособность советского военного Левиафана. Армия, набранная на 90% из полуграмотных крестьян, плохо обученная, вместо уставной дисциплины повязанная политическим террором, не имевшая существенных мотиваций ни к наступлению, ни к обороне, – при первом столкновении с агрессивной и «пассионарной» военной машиной немцев начала просто разваливаться и разбегаться. Доказательство – количество пленных: 3 млн. 800 тыс. человек за июль–ноябрь 1941 года. Массовых сражений с таким числом участников в указанный период войны просто не было, а это говорит об отсутствии воли к сопротивлению и преимущественно добровольной сдаче…
О советской версии «начала коренного перелома» автор говорит так: «…с каждым днем и месяцем все новые и новые миллионы людей начинали осознавать, что война, на которой им приходится воевать и умирать, идет уже не ради освобождения очередных «братьев по классу» в Занзибаре, не ради окончательного торжества вечно живого учения карлы-марлы, а просто для того, чтобы они, их семьи, их дети могли жить и надеяться на лучшее будущее. Вот тогда и началась Великая Отечественная война советского народа».
Факты свидетельствуют не о патриотическом подъеме, якобы обуявшем население страны 22 июня 1941 года, но о совсем других настроениях. Лишь появление достоверной информации о порядках на оккупированных территориях (лето 1942 года) и череда громких достижений сталинских полководцев того же периода (провал Ржевско-Вяземской операции, чудовищные разгромы в Крыму и под Харьковом, выход немцев на подступы к Нижней Волге и Кавказу) наконец разбудили в народе зверя, который и дошел до Берлина.
«Как сказалась гибель миллионов самых лучших, самых честных, самых смелых на нравственных устоях, на самом генофонде нации? Не надорвались ли духовные силы народа на сверхчеловеческом напряжении тех четырех лет? Не оказалась ли та вспышка массового героизма, массового самопожертвования, которые явил изумленному миру советский народ, последним приливом сил умирающего?»
Достаточно прочувствовать цифру: страна, имевшая к 22 июня 1941 года примерно 200 млн. человек населения, за 4 года потеряла убитыми и умершими 43,5 млн. граждан. Пятую часть населения. Это удар, который почти невозможно компенсировать демографической и экономической политикой.
материалы: НГ Ex Libris© 1999-2006
Опубликовано в НГ Ex Libris от 27.04.2006
Оригинал: http://exlibris.ng.ru/koncep/2006-04-27/6_leviafan.html