От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 06.04.2006 23:20:23 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

Демократия должна быть востребованной ("Pravda", Словакия) (*+)

http://www.inosmi.ru/translation/226420.html






Демократия должна быть востребованной ("Pravda", Словакия)
Клавдия Лашлова, 28 марта 2006


[отослать ссылку] [версия для печати]

Множество событий, произошедших на Ближнем Востоке в 2005 г., можно
связать с американскими попытками демократизировать этот регион. В
Вашингтоне разгорелась оживленная дискуссия - насколько эти события
соответствовали американским национальным интересам. В интервью
газете"Pravdа" об этом рассказал Томас Каротерз из "Фонда Карнеги".

- Провоцирование демократических перемен в форме поддержки правозащитных
движений и оппозиции в определенном смысле стали причинами падения
коммунистических режимов в Восточной Европе. Подходит ли такая модель
для Ближнего Востока?

- Если в Восточной Европе коммунистические режимы были тоталитарными, то
на Ближнем Востоке они плюралистичны и позволяют существование
определенного политического противостояния, хотя и являются
авторитарными. Этим правительствам Соединенные Штаты не противостоят по
соображениям безопасности, с большинством из них Вашингтон активно
сотрудничает именно в области безопасности. А гражданская и либеральная
оппозиция тут гораздо слабее, чем та, которая была в свое время в
Восточной Европе. Поэтому движение за демократию во времена "холодной
войны" и давление с целью демократизации Ближнего Востока невозможно
сравнивать.

- Как США относятся к более или менее радикальным исламским силам?
Собираются ли продавливать демократические изменения и с помощью этих
сил?

- Соединенные Штаты сейчас только раздумывают, как поступать по
отношению к исламским силам в этом регионе, решают, до какой степени
можно терпеть группировки, которые являются враждебными по отношению к
США, но при этом они составляют часть политического процесса
демократических изменений. Одновременно Вашингтон стремится проявлять
твердость по отношению к режимам, с которыми, по большому счету, должен
остаться в нормальных отношениях. Во времена администрации Буша
выяснилось, насколько это сложно.

- Более того, в Восточной Европе общественность позитивно относилась к
Соединенным Штатам, на Ближнем Востоке, однако, господствует мощный
антиамериканизм. . .

- Если демократии суждено придти в исламский мир, то это может произойти
только путем мобилизации значительной части общества, которая желает
изменений и настаивает на них. Представляется малоправдоподобным, чтобы
США либо кто-либо иной могли играть решающую роль в такой мобилизации
общества. Там существуют определенные, хоть и незначительные,
возможности внешнего давления на власти, чтобы они позволили
политическое соперничество. Возможна поддержка тех групп, которые
позитивно относятся к Западу. Но остается вопрос: способны ли эти группы
мобилизовать большие массы народа? Это должно произойти естественным
путем.

- Воследнее время эта мобилизация была достаточно распространенным
явлением. Соединенные Штаты, однако, лишь сейчас начинают пробовать
обратиться к иранской общественности. Почему?

- Сегодняшняя администрация (Белого Дома-прим. пер.) воспринимает
иранцев, как народ, в котором живет мощное, но попросту плохо
организованное сопротивление режиму. В Белом Доме рассчитывают
обратиться к ним сначала путем радиоэфира, полагают, что сначала
найдется группа, которая могла стать основой такой мобилизации. Но
остается вопрос: насколько широк простор для действий таких групп и
насколько Соединенные Штаты в состоянии им помочь? Иранское общество
очень закрытое, а поскольку США не поддерживают с Тегераном никаких
торговых контактов, то у них весьма ограничен набор возможностей войти
на этот рынок в качестве финансового игрока. Иранский режим нельзя
назвать совершенно ригидным, он допускает некоторую политическую
свободу. Там сильно развит национализм, и спор вокруг ядерной программы
Тегерана его только усиливает.